Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

Почему современные двигатели стали "одноразовыми"? Разбор инженеров

Оглавление

Что такое "одноразовый" двигатель? И почему раньше было "лучше"?

Когда люди говорят об "одноразовых" моторах, они обычно имеют в виду двигатели, которые:

  • Не доживают до 200-250 тысяч километров без серьёзного ремонта (капиталки).
  • Имеют конструкцию, затрудняющую или удорожающую ремонт (например, тонкостенные блоки, отсутствие ремонтных размеров).
  • Требуют очень специфического и дорогого обслуживания.

А когда говорят "раньше было лучше", вспоминают, например, "атмосферники" 90-х и начала 2000-х с чугунными блоками, простыми системами впрыска, которые при должном уходе действительно могли отходить по 500+ тысяч километров. Такие двигатели были прочными, их можно было расточить под ремонтные размеры, заменить поршневые группы и ездить дальше.

-2

Но почему "раньше" было "лучше"? Да потому, что и требования к автомобилям были другие. Никаких жёстких эконорм, никаких драконовских налогов на объем двигателя, никаких гонок за динамикой при минимальном расходе.

Разбор от инженеров: Что заставило моторы "похудеть" и "осложниться"?

Вот тут-то и кроется вся соль. Современные двигатели — это плод компромиссов, давления со стороны регулирующих органов и потребительских ожиданий. Инженеры не то чтобы хотели сделать "одноразовые" моторы. Их вынудили к этому.

Экологические нормы (Евро-5, Евро-6 и далее): "Чистота превыше всего!"
Это, пожалуй, главный бич современных моторов. Чтобы соответствовать постоянно ужесточающимся эконормам, инженеры вынуждены:
Усложнять систему впрыска: Появились непосредственный впрыск (форсунки бьют прямо в цилиндр), сверхвысокое давление в топливной рампе. Всё это очень точно, но и очень требовательно к качеству топлива и чувствительно к износу.

-3

Добавлять катализаторы и сажевые фильтры: Эти штуки недешевые, а их ресурс ограничен, особенно при езде в городском цикле или на некачественном топливе. Забитый катализатор или сажевик может привести к серьёзным проблемам с двигателем.

-4

Оптимизировать сгорание: Двигатель должен работать максимально эффективно, чтобы выбросы были минимальными. Это требует тонкой настройки, высокой рабочей температуры, а значит, и повышенных нагрузок на материалы.

Погоня за экономичностью: "Пей меньше, едь дальше!"
Все хотят, чтобы машина ехала быстро, но при этом ела как воробей. Как этого добиться?
Уменьшение объёма и турбонаддув (даунсайзинг): Это сейчас повсеместно. Маленький моторчик объемом 1.4-1.6 литра с турбиной может выдавать мощность 2.5-литрового "атмосферника". Это круто, но турбина — высоконагруженный агрегат, работающий при огромных температурах и оборотах. Её ресурс ограничен, а ремонт или замена — недешевы. Да и маленький мотор на больших нагрузках работает на пределе возможностей, что сокращает его ресурс.
Тонкостенные блоки и облегченные поршни: Чтобы снизить вес и улучшить теплообмен (чтобы двигатель быстрее прогревался и выходил на рабочую температуру, снижая выбросы), блоки цилиндров стали тоньше, а поршни — легче. Это снижает прочность и возможность ремонта. "Расточка" под ремонтный размер? Забудьте! Стенки слишком тонкие, или напыление на цилиндрах не позволит это сделать.

-5

Прямой впрыск: С одной стороны, экономия и динамика. С другой — нагар на впускных клапанах, который не смывается топливом. А это "болячка" многих современных моторов.

Увеличение сервисных интервалов: "Реже в сервис – больше проблем!"
Производители, чтобы снизить стоимость владения "на бумаге", увеличивают межсервисные интервалы до 15-20, а то и 30 тысяч километров. Звучит заманчиво, правда? Но на самом деле, это одна из причин ускоренного износа.
Масло: Современные, сильно нагруженные двигатели, да ещё и с турбинами, очень "убивают" масло. К концу 15 тысяч пробега оно теряет свои свойства, превращаясь в "отработку", которая уже не защищает детали от износа.
Некачественное топливо: Особенно в России. При использовании некачественного топлива форсунки забиваются, катализаторы умирают, а мотор страдает.

"Запланированное устаревание" (Миф или Реальность?):
Многие уверены, что производители специально делают так, чтобы машина ломалась после гарантии. Инженеры, конечно, не проектируют двигатель с целью его сломать. Но они вынуждены работать в условиях
компромисса между: Экологичностью (нельзя превышать выбросы).
Экономичностью (должен мало есть).
Мощностью (должен хорошо ехать).
Себестоимостью производства (должен быть конкурентным по цене).
Ресурсом (должен выдержать гарантийный срок, а дальше... уже не так важно).
Как правило, ресурс двигателя рассчитывается так, чтобы он без проблем отработал
гарантийный срок плюс небольшой запас. А дальше — как повезёт.

Конкретные "болячки" современных двигателей (примеры из жизни):

Масложор: Частая проблема турбированных малообъемных двигателей. Из-за высоких температур и нагрузок поршневые кольца коксуются, маслосъёмные кольца перестают работать, и мотор начинает "есть" масло литрами. Это не только дорого (масло нынче не дешёвое), но и приводит к образованию нагара и ускоренному износу.

Растяжение цепи ГРМ: Многие производители перешли с ремня на цепь ГРМ, которая теоретически "вечная". Но на практике, из-за тонких цепей, агрессивной манеры езды и нерегулярной замены масла, цепи могут растягиваться уже к 100-150 тысячам км. А это приводит к сбою фаз газораспределения, падению мощности, а в худшем случае — к "встрече" клапанов с поршнями и капитальному ремонту двигателя.

-6

Нагар на впускных клапанах (для моторов с прямым впрыском): Поскольку топливо подается непосредственно в цилиндр, оно не омывает впускные клапаны. Со временем на них образуется толстый слой нагара (от паров масла из системы вентиляции картера). Это приводит к падению мощности, нестабильной работе и требует дорогостоящей чистки.

"Тонкие" цилиндры и отсутствие ремонтных размеров: Если раньше блок можно было расточить под ремонтные поршни, то сейчас многие двигатели имеют тонкие стенки или алюминиевые блоки с никасиловым или другим покрытием. При износе цилиндров такой блок, по сути, "одноразовый" — его не расточишь, только гильзовать (а это дорого и не все умеют) или менять блок/двигатель целиком.

Турбины: Они работают в очень жестких условиях. Если не давать им остыть после динамичной езды (не глушить мотор сразу), использовать некачественное масло или превышать интервалы замены, турбина быстро выйдет из строя.

Что делать, чтобы ваш "одноразовый" двигатель прослужил дольше?

Хотя полностью избежать этих проблем невозможно, можно значительно продлить жизнь мотору. Как говорится, "береженого Бог бережет":

  1. Сократите интервалы замены масла! Если производитель пишет 15 000 км, меняйте каждые 7-8 тысяч, а лучше — 5 тысяч, особенно если ездите в городе или много стоите в пробках. Для турбомоторов это критически важно.
  2. Используйте качественное масло и топливо! Это не экономия, это инвестиция в ресурс двигателя.
  3. Не "убивайте" турбину! После динамичной езды не глушите мотор сразу. Дайте ему поработать на холостых 1-2 минуты, чтобы турбина остыла и смазалась.
  4. Прогревайте мотор! Не давайте "газу в пол" на холодном двигателе. Все детали должны выйти на рабочую температуру.
  5. Не игнорируйте "чеки" и посторонние звуки! Появился "Check Engine", странный звук, упала мощность, появился "масложор"? Сразу к диагносту! Чем раньше выявите проблему, тем дешевле будет ремонт.
  6. Удаление катализатора/сажевого фильтра: Некоторые владельцы прибегают к этому, чтобы избежать проблем с этими дорогостоящими агрегатами. Однако это нарушает эконормы и может привести к проблемам с законом, а также некорректной работе двигателя без правильной "прошивки". Это уже на свой страх и риск.

В общем, друзья, современные двигатели — это сложные, высокотехнологичные агрегаты, созданные для того, чтобы быть мощными, экономичными и экологичными. Но за всё это приходится платить ресурсом. Они не "одноразовые" по злому умыслу инженеров, а скорее "очень требовательные" к качеству обслуживания и эксплуатации. Так что, если хотите, чтобы ваш мотор прослужил долго, относитесь к нему как к спортсмену высокого класса — кормите лучшей едой, давайте отдыхать и регулярно водите к "врачу". А я пока пойду, проверю уровень масла у себя — мало ли, вдруг уже "пора". Удачи на дорогах, и пусть ваши моторы работают вечно!

Рекомендую к просмотру!