Найти в Дзене
Записки актёра

Искусство стареть или шоу на износ?: почему концерт Любови Успенской вызвал шквал критики и что с делать с этим

Здравствуйте! Что это было? Я про концерт Любови Успенской, который на днях показал Первый канал. Столько критики и негатива вылилось на народную артистку, столько злости и желчи, что хочется поговорить об этом концерте с вами, обсудить важные вещи, задаться одним из самых важных и сложных вопросов для артистов - как быть, когда возраст берёт своё? Напомню, что своё мнение я никому не навязываю, а ваши мысли очень жду в комментариях.

Любовь Успенскав , тут и далее - фото с концерта на Первом Канале
Любовь Успенскав , тут и далее - фото с концерта на Первом Канале

Дорогие читатели, сразу скажу, что не буду обсуждать самую главную претензию к Успенской, которую смакуют многие авторы Дзена - внешний вид артистки после пластики. Я никогда не обсуждаю внешний вид, личную жизнь и болезни, считаю это не этичным и аморальным. А в остальном - хочу поспорить с теми, кто жёстко проехался по артистке. Начинаем.

На днях мне пришло сразу несколько писем от читателей — спрашивают, видел ли я концерт Любови Успенской, который показал Первый канал. Видел. Более того — специально пересмотрел пару номеров, когда увидел в сети настоящий шквал публикаций на тему "что это вообще было". Особенно, конечно, на платформе Дзен — как только эфир закончился, блогеры, авторы, да и просто случайные зрители начали наперебой рубить с плеча: "спекуляция на прошлом", "все мимо нот", "мини-юбки не по возрасту", "от Залмановны осталась тень"...

Я внимательно прочёл одну такую статью от "Ярмарки тщеславия" и не могу молчать. Не потому что хочу защищать Успенскую любой ценой. А потому что, как человек, много лет наблюдающий за артистами изнутри, я всё же предпочитаю честность — и к артисту, и к публике.

-2

Во-первых, факт остаётся фактом: концерт шёл на Первом канале. Это не глухой кабельный эфир и не выступление в полупустом зале. Наоборот — зал был полный, аплодисменты звучали от души, и, по статистике, которую озвучили мои коллеги, концерт собрал весьма внушительные рейтинги. Значит, зритель у Успенской есть. И интерес — тоже.

Во-вторых, давайте будем откровенны: никто не ждёт от Любови Залмановны вокального фейерверка в духе той же Ларисы Долиной или Джесси Норман. Не для этого люди приходят на её концерты. Успенская всегда играла на другом поле — на эмоции, харизме, подаче. Она пела о боли, о любви, о разбитых сердцах — и её голос был не просто вокалом, а голосом той самой женщины из соседнего подъезда, которая тоже "пропадает" и тоже мечтает о "Кабриолете". Это был шансон, не в смысле блатняка, а в смысле жанра, в котором важно, как ты проживаешь песню.

Да, годы прошли. И да, голос изменился, не то чтобы он стал заметно слабее, он просто другой. Я это заметил. Но я также заметил, как Успенская старается. Как выкладывается. И вот тут я с уважаемыми критиками не согласен — она не "предыхает", как кто-то язвительно написал. Она поёт в том диапазоне, в каком может. Да, возможно, не всегда чётко попадает в ноты, а въезжает в них, но при этом доносит до зрителя эмоцию. А это, согласитесь, в разы важнее, чем техничное, но бездушное "по флажолетам".

-3

Тем не менее, есть в этом концерте и то, с чем я соглашусь — и с зрителями, и с коллегами. Наряды. Вот это "мини", "глубокое декольте", латекс, чулки в стиле "бурлеск-шансон-шоу 90-х" — вызывает вопросы. И не потому что "неприлично" или "не модно", а потому что это попросту диссонирует с возрастом и статусом артистки. Мы все можем носить что хотим в обычной жизни — это личное дело каждого. Но сцена, особенно федеральная, особенно концерт с маркировкой 6+ — это пространство с другими правилами. Нас смотрят дети, подростки, пожилые люди. И тут важна не только эстетика, но и ответственность.

Это же касается и репертуара, и подхода к выступлению в целом. Почему, когда возраст уже даёт о себе знать — голос не тянет, память подводит, сцена становится испытанием — так мало артистов решаются на честный шаг? И я не про уход со сцены вообще на покой, нет. Почему не переделать старый материал под реальные возможности? Почему не переписать аранжировки, не изменить интонации, не подать ту же "Пропадаю я" чуть тише, чуть взрослее, чуть глубже? Ведь это было бы сильно. Честно. И по-настоящему трогательно.

Но, к сожалению, у нас в шоу-бизнесе принято иначе. У нас принято "держать марку", даже если эта "марка" давно уже выцвела. Выезжать на прежнем образе, словно замороженном в 2003 году. Вот и появляются на сцене "Ромео в 60 лет" и пожилые "Джульетты", говорящие: "мне нет ещё 14-ти лет" с серьёзным лицом. Это не восхищает. Это пугает.

-4

Фаина Раневская однажды сказала: "Стареть — это искусство. Но, увы, не всякому оно дано." И я с ней полностью согласен. Искусство стареть красиво, достойно, честно — требует не меньшего мужества, чем выйти на сцену в молодости. А может, и большего.

Я не считаю, что Успенская обязана уйти "на покой", как пишут некоторые злобные комментаторы. Артист имеет право выходить на сцену столько, сколько в него верят зрители. А у неё они пока есть. Но я за то, чтобы в любом возрасте быть верным самому себе — и при этом видеть, кто ты сейчас, а не кем был двадцать лет назад. Это — и есть зрелость. Это — и есть подлинное уважение к своему искусству и к своей публике.

Потому что зритель, на самом деле, не "всеядный". Он всё видит. Он готов прощать возраст, слабость, даже усталость. Но он не прощает фальши. А значит — пора честно пересмотреть правила игры. И не только Успенской.

-5

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

И приглашаю вас в мой Телеграм канал - там ещё больше закулисных историй, каждый день выходят выпуски наших рубрик о кино и театре. Вы очень поддержите канал, подписавшись на Телеграм "Записки актёра"

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!