Здравствуйте! Мила Ершова рассказала жуткую историю о коррупции на кастингах в нашей киноиндустрии. И это не единичный случай - я и каждый мой товарищ вспомнили с десяток подобных историй. И ведь это настоящая беда, о которой все знают, которая уже стала нормой и о которой, к сожалению, все артисты боятся открыто говорить. Обсудим и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, мне тут в личные сообщения прислали ссылку на рассказ актрисы Милы Ершовой на "Кино-театр ру". Подумал, что будет очередная обида актрисы на отказ. Бывает. Много у кого «почти утвердили». Но открыл — и не смог закрыть. Потому что тут не просто обида. Это схема. Одна из тех, о которых в нашей профессии все знают, но никто не говорит вслух. Именно потому, что боятся.
Актриса Мила Ершова стала гостьей подкаста Dreamcast и рассказала о ситуации, с которой сталкивались десятки артистов — просто не все имели смелость признаться в этом даже себе. Цитаты оставлю без купюр:
«У меня была такая история. Одна кастинг-директор, вероятно, забыла, что я лично знакома с режиссёром... У меня прошли пробы, всё было хорошо... Она написала моему агенту спустя неделю, что „Мила, к сожалению, отбой“.
И я была очень удивлена... Написала ему лично: „Слушай, я так обычно не делаю, но скажи, пожалуйста, а что не так?“ И он мне отвечает: „Вообще-то мы ещё не принимали никакого решения. С чего ты взяла, что по тебе отказ?“»
Читаешь — и словно дежавю. Мне, к счастью, такие фокусы не устраивали. Но от друзей, коллег, бывших однокурсников — слышал это не раз. Слова разные, ситуация одна: актёра «снимают» с роли до того, как режиссёр об этом узнаёт.
«Мне рассказали, что у этого кастинг-директора нет своих актёров, все считают её честной.
Но у неё есть актёры, которые как бы у другого агента, но на самом деле она их везде пропихивает и они ей отдают проценты...
У неё тут прямая заинтересованность».
Вот оно — слово, от которого в нашем цеху съёживаются плечи - "процент"!
Процент, который получает агент за своего артиста. Процент, который откатывается кастинг-директору. Процент, который — давайте уж честно — вытесняет талант, харизму, органику и даже режиссёрский вкус.
Но на этом история не заканчивается. Это ведь только вершина схемы, которую я и сам наблюдал со стороны. Рассказываю:
Агенты, работающие «на процентах», готовы пойти на многое. Часто они переманивают звёзд, состоящих в других агентствах, под предлогом «только на один проект» — и за хорошую денежку. После чего «новый» агент делится откатом с кастинг-директором.
Кастинг-директор, в свою очередь, сообщает продюсерам и режиссёрам, что якобы понравившиеся актёры «не могут», «заняты», «отказались». И дальше двигает нужного человека.
Всё это сопровождается улыбками, бодрыми письмами и формулировками вроде: «он идеально подошёл на пробы» или «режиссёр будет в восторге» — хотя режиссёр, возможно, даже не видел тех, кто действительно пришёлся бы ко двору.
И знаете, в чём самая страшная потеря?
Даже не в том, что не дают шанс одному актёру. А в том, что страдает проект. Страдает кино. Страдает сериал.
Потому что выбирает уже не режиссёр.
Не человек, у которого есть художественное видение, драматургический инстинкт, вкус, опыт.
А человек, у которого есть прайс и список удобных артистов, с которыми всё «решается».
И зритель, который потом смотрит кино, сам не понимая, почему всё разваливается, почему не веришь героям, — он ведь не знает, что героев выбрал не режиссёр, а бухгалтерия в теневом виде.
И самое страшное не это. А то, что мы все молчим.
«Я знаю истории, когда актриса встречается с режиссёром...
Он говорит: „Жалко, у нас тогда не состоялось“.
Она говорит: „В смысле? Вы меня не утвердили“. — „Да нет, мне сказали, что ты занята“».
Пока одни считают, что «не прошли», другие — считают гонорары.
Пока мы переживаем, анализируем, смотрим запись самопробы и гадаем, почему не получилось, — кто-то просто передаёт вперёд того, кто больше платит.
Я не хочу, чтобы это звучало как очередное нытьё. Но и молчать нельзя. Потому что сегодня сняли с проекта Ершову. Завтра — тебя.
Меня часто спрашивают: «А что делать?»
Вот моё мнение, сформированное не за день и не за один провал:
- Агента надо выбирать как хирурга. Не по соцсетям и не по количеству историй со съёмок, а по отзывам и конкретным результатам. Это не «лучший друг» и не «душа компании» — это переговорщик, представитель и часто — щит.
- Спрашивайте у режиссёров напрямую .Не бойтесь. Вежливо, аккуратно, без претензий .Пишите: «Спасибо за пробы. Подскажите, пожалуйста, что мне стоит подтянуть? Где было слабее?» В лучшем случае — получите конструктив. В худшем — узнаете, что никаких отказов не было.
- И, да — говорите. Пусть анонимно. Пусть шёпотом. Но не замалчивайте. Потому что пока мы боимся поссориться с кастинг-директором — она уже вполне комфортно живёт за счёт наших страхов.
Что особенно горько — Ершова сама признаётся:
«Если я напишу со всеми этими скриншотами пост — актёры меня не поддержат. Миллиард процентов. Потому что они тоже зависимы...»
И правда: никто не хочет попасть в чёрный список. У всех ипотеки, дети, амбиции, надежды. Все надеются, что их «пронесёт». А не пронесёт. Эта система не разрушает карьеру — она просто не даёт ей начаться.
Мы привыкли думать, что нас не берут потому, что мы недостаточно хороши.
Но иногда правду стоит искать не в зеркале — а в людях от индустрии...
А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
И приглашаю вас в мой Телеграм канал - там ещё больше закулисных историй, каждый день выходят выпуски наших рубрик о кино и театре. Вы очень поддержите канал, подписавшись на Телеграм "Записки актёра"
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин