Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Почему легендарный Витимский мост не стал последним для Урала

Витимский мост снова «прославился». На этот раз «помог» грузовик Урал, повиснув колесами над 15 метрами пустоты.

Дорога в
русскую легенду или билет в один конец?

Есть в России места, от одного названия которых по спине пробегает холодок. Витимский мост – как раз из таких.

Представьте: вы за
рулем, а впереди – узенькая полоска старых, местами подгнивших шпал, которая тянется почти на полкилометра над бурлящей ледяной рекой.

Ни слева, ни справа –
никаких перил, только пятнадцать метров пустоты под вами.

-2

Машину покачивает от ветра, где-то рядом скрипит металл, а сквозь щели в этом так называемом «дорожном полотне» видно, как внизу несутся потоки воды.

-3

Нет, это не съемки фильма-катастрофы. Это Витимский мост – суровая реальность для тех, кто отваживается пересечь реку ВИТИМ там, где сходятся ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ и БУРЯТИЯ. Место, которое обросло легендами, стало символом русского экстрима и, чего уж греха таить, настоящей, вопиющей проблемой.

-4

Его частенько называют самым опасным мостом в России, а некоторые смельчаки и вовсе прочат ему мировое «первенство» по рискованности.

Но вот загадка: почему, несмотря на все официальные запреты и состояние, от которого кровь стынет в жилах, по нему до сих пор катят и легковушки, и тяжело груженые «
УРАЛЫ»?

От времянки для БАМа до адреналиновой Мекки

История Витимского моста – это настоящая ирония судьбы. Его сколотили наспех в начале 80-х как временную подмогу для стройки века – Байкало-Амурской магистрали. БАМ-то давно достроили, поезда по соседству идут по новенькому, капитальному железнодорожному мосту.

-5

А вот автомобильная «времянка» так и осталась – всеми забытая, но не сдавшаяся. Из простой технической необходимости она превратилась в магнит для экстремалов и, одновременно, в суровую жизненную артерию для местных.

-6

Цифры, описывающие это «чудо» инженерной мысли поневоле, заставляют задуматься:

  • Длина: почти 570 метров сплошного напряжения.
  • Высота над водой: около 15 метров – падать оттуда будет очень неприятно.
  • Ширина: всего чуть больше трех метров. Едва хватает, чтобы протиснулся один автомобиль, о разъезде и речи быть не может.
  • Покрытие: те самые железнодорожные шпалы, многие из которых давно прогнили, шатаются под колесами или и вовсе отсутствуют, открывая под собой зияющую дыру прямо на реку.
  • Ограждения: А их нет. Вообще. Совсем.
-7

Каждый метр там – это как идти по натянутому канату.
Одно неосторожное движение, порыв ветра сильнее обычного, или просто доска под колесом предательски хрустнет – и последствия могут быть
самыми страшными.

Молва об этой переправе дошла так далеко, что даже иностранные издания не раз упоминали ее среди
самых опасных дорог на Земле.

Зачем они лезут в эту мышеловку?

Формально-то мост закрыт по решению суда аж с 2016 года.
А
в 2018-м ледоход даже снес одну из его опор. Но поток машин, кажется, и не думает иссякать.

В чем же дело?

-8

Для людей, живущих поблизости, это зачастую не погоня за острыми ощущениями, а суровая необходимость. На многие километры вокруг другой переправы может попросту не быть. И этот хлипкий мост – единственный путь на «большую землю», единственная возможность привезти продукты, топливо или лекарства.

Для других же – это настоящий вызов. Туристы-экстремалы, блогеры в поисках горячего контента, просто искатели приключений стекаются сюда со всей страны. Цель – «покорить» Витимский мост, испытать свои нервы на прочность и, разумеется, сделать фото и видео, от которых захватывает дух.

Кадр из Telegram-канала "Весь Улан-Удэ"
Кадр из Telegram-канала "Весь Улан-Удэ"

Недавняя история, которая быстро разлетелась по новостным сайтам и соцсетям, когда «УРАЛ» буквально повис над пропастью, зацепившись всего двумя колесами за самый краешек, – очередное жуткое напоминание о том, какова цена такой поездки.

К счастью, тогда и водителя, и машину
удалось вытащить.

Но кто знает, сколько было других,
менее удачливых попыток, о которых просто не написали?

Старожилы могут рассказать немало
баек, в том числе и о том, как приходилось менять колесо на грузовике прямо посреди этой шаткой конструкции.

Проглядывает ли свет в конце этого опасного пути?

Долгие-долгие годы мост оставался практически ничьим.
Но
в 2024-м, кажется, забрезжила слабая надежда: сооружение наконец-то официально передали на баланс Муйского района БУРЯТИИ.

Сейчас власти занимаются передачей всей прилегающей дороги (это
около 60 километров от поселка ТАКСИМО) в республиканскую собственность.
Власти заявляют, что этот шаг поможет
приступить к поиску средств на долгожданную реконструкцию.

Витимский мостсимвол невероятной человеческой отваги, которая порой граничит с отчаянием, и того самого несгибаемого русского характера, способного приспособиться к любым, даже самым немыслимым условиям.

Очень хочется верить, что его мрачная слава
«самого опасного» скоро канет в Лету, уступив место новой, безопасной и надежной переправе.

А пока он стоит –
как вызов, как грозное предупреждение и как молчаливый свидетель десятков невероятных историй.

А что вы думаете по этому поводу?
Решились бы прокатиться по
Витимскому мосту?

ПОДЕЛИТЕСЬ своим мнением в комментариях!

В нашем фильме о поездке на БАМ подробнее показали про
Витимский мост, нажмите PLAY, чтобы посмотреть:

И ПОДПИШИТЕСЬ, чтобы открывать неизвестную Россию вместе с нами!