Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Что случилось с Эребором после событий «Хоббита»

"Хоббит" описывает важный этап в истории Средиземья - путешествие Торина Дубощита и его спутников с целью вернуть родину гномов, Эребор. После того как дракон Смауг уничтожил соседний город Дейл, он захватил крепость гномов. Эребор оставался потерянным 171 год, пока Торин не отправился в поход, чтобы вернуть его. После гибели Смауга и Битвы пяти воинств гномы освободили Одинокую гору и вновь обосновались там. Однако вскоре после этого произошли события, описанные во "Властелине колец", и они повлекли за собой тяжёлые последствия для всех народов. Что же стало с Эребором после "Хоббита" и какую роль сыграл он во время Войны Кольца? Война затронула каждый уголок Средиземья, в том числе и этот подземный город. Его участие в событиях помогает лучше понять действия Гэндальфа в "Хоббите": он стремился устранить дракона и передать гору под контроль гномов, способных организовать её оборону. Эта стратегия сработала - без Смауга и с надёжными, хоть и суровыми, хозяевами у власти, победа над сил
Оглавление

"Хоббит" описывает важный этап в истории Средиземья - путешествие Торина Дубощита и его спутников с целью вернуть родину гномов, Эребор. После того как дракон Смауг уничтожил соседний город Дейл, он захватил крепость гномов. Эребор оставался потерянным 171 год, пока Торин не отправился в поход, чтобы вернуть его.

После гибели Смауга и Битвы пяти воинств гномы освободили Одинокую гору и вновь обосновались там. Однако вскоре после этого произошли события, описанные во "Властелине колец", и они повлекли за собой тяжёлые последствия для всех народов.

Что же стало с Эребором после "Хоббита" и какую роль сыграл он во время Войны Кольца? Война затронула каждый уголок Средиземья, в том числе и этот подземный город. Его участие в событиях помогает лучше понять действия Гэндальфа в "Хоббите": он стремился устранить дракона и передать гору под контроль гномов, способных организовать её оборону. Эта стратегия сработала - без Смауга и с надёжными, хоть и суровыми, хозяевами у власти, победа над силами зла оказалась чуть ближе.

Эребор существует со времён Второй Эпохи

Согласно Приложению A к "Властелину колец", Эребор, также известный как Одинокая гора, был обнаружен гномами ещё во Вторую Эпоху. Однако Королевство под Горой возникло лишь после бегства из любимого Казад‑дума, где пробудился Балрог. Первым Королём под Горой стал Траин I, при котором начался расцвет гномов.

В этот период гномы добыли большую часть сокровищ Эребора, включая Аркенстон. Вскоре рядом с горой появился город Дейл, основанный людьми, наладившими торговлю с гномами. Хотя Торин I покинул Эребор ради Серых гор, почти через шесть столетий после Трайна I гномов вновь привёл туда Трор - это произошло около 2590 года Третьей Эпохи. Увы, его правление оборвалось катастрофой - с приходом Смауга гномам вновь пришлось оставить свой дом.

Торин вернул Эребор гномам, но погиб в битве

-2

Коварный Смауг разрушил гномью цитадель в Одинокой горе, присвоив себе её несметные сокровища и неприступные стены. Сам по себе это был удар, но с возвращением Саурона в конце Третьей Эпохи угроза стала по-настоящему серьёзной. В Приложении рассказывается, как Гэндальф нашёл решение. Он опасался, что Смауг примкнёт к Саурону и принесёт хаос землям вокруг Одинокой горы - включая Железные холмы, где жили другие гномы, эльфийское королевство на севере Мраколесья и убежище Элронда в Ривенделле.

Именно тогда Гэндальф случайно встретил Торина Дубощита - короля Эребора в изгнании - и придумал план отправить его к дракону. Он даже убедил Торина взять с собой Бильбо Бэггинса. Это решение сыграло ключевую роль: Смауг пал, а гномы вернули себе Эребор в ходе событий "Хоббита". Однако финальная битва унесла жизни Торина и его племянников, Фили и Кили. После этого трон перешёл к Даину Железностопу.

Из этого же Приложения известно, что в течение нескольких десятилетий после этого Эребор процветал: гномы со всей округи возвращались домой, а через восстановленный Дейл снова шла торговля драгоценностями. Но с возвращением Саурона над Эребором вновь нависла угроза. И всё же, без Смауга и с гномами, вернувшими себе власть, гора могла стать не только убежищем для местных жителей, но и опорным пунктом для сопротивления Тьме.

Одинокая гора сыграла важную роль в Войне Кольца

-3

Пока армии Саурона захлёстывали Средиземье, на севере также разгорелись ожесточённые сражения - почти одновременно с Битвой на Пеленнорских полях в "Возвращении короля". В Мраколесье Трандуил, отец Леголаса, разгромил силы из Дол Гулдура в сражении, которое позже назвали "битвой под деревьями". Другая армия Саурона осадила Лотлориэн - владение Галадриэль, но и там эльфы сумели победить.

В то же время полчища истерлингов (воинов с Востока) вторглись на север и обрушились на Эребор - и так началась Битва при Дейле. Точная её продолжительность неизвестна, но король Даин и правитель Дейла сражались бок о бок, защищая Одинокую гору, и пали в бою - как когда-то Торин с племянниками в Битве пяти воинств. Формально армия Мордора победила, но гномы закрепились в стенах горы, и началась долгая осада. Лишь после того, как дошла весть о гибели Саурона и уничтожении Кольца, истерлинги пали духом и начали отступать. Гномы перешли в контратаку, и в Эребор впервые за долгие годы вернулся мир - хоть и ценой огромных потерь.

Эта оборона доказала, насколько прав был Гэндальф в своих опасениях насчёт Смауга. Если бы дракон всё ещё владел Одинокой горой, войска Востока могли бы соединиться с силами Дол-Гулдура и смять северные эльфийские королевства. А сам Смауг, даже не служа Саурону напрямую, мог бы одним ударом стереть с лица земли целую армию, упростив завоевание Средиземья. Вместо этого гномы удержали Эребор и стали опорой для сопротивления, а после войны северные силы уничтожили Дол Гулдур.

Это было почти чудо - и Гэндальф позже говорит об этом Фродо и Гимли:

И все же все могло пойти гораздо хуже. Когда вы думаете о великой Битве на Пеленнорских полях, не забывайте о сражениях в Дэйле и о доблести Народа Дурина. Представьте, что могло бы случиться. Драконий огонь и разбойничьи мечи в Эриадоре, ночь в Ривенделле. В Гондоре могло не быть королевы. А мы могли вернуться от победы здесь к пеплу и руинам. Но все это было предотвращено, потому что однажды весенним вечером я встретил Торина Дубощита в Бри.

Гномы процветали

-4

После гибели Даина трон перешёл к его сыну, Торину Каменному Шлему, который правил большую часть Четвёртой Эпохи Средиземья. Эребор переживал лучшие времена по сравнению с остальными землями, и многие гномы помогали восстанавливать города Гондора, укрепляя союз с людьми. Со временем гномье королевство достигло небывалого расцвета: оно считалось находящимся под покровительством Гондора и сохраняло союз с людским королевством "во все последующие дни, пока оба существовали". Это говорит о масштабе влияния Арагорна и долгой эпохе мира, которую принесло его правление.

Между землями Рохана и Гондора на западе и Эребора на востоке располагались Мраколесье и Лотлориэн, а также неупомянутые земли к северу от Мордора. Эльфы делили леса с людьми, и многие из тех, кто жил в Мраколесье (переименованном в Зелёный Лес), предпочли остаться, а не уплывать в Бессмертные земли. Так на восточном склоне Мглистых гор возник прочный союз: с одной стороны - Гондор, с другой - Эребор.

Гномы процветали настолько, что в конце концов вернулись в Казад‑дум, более известный как Мория. Это стало подлинным возвращением домой: когда-то они покинули эти земли после гибели Дурина от руки Балрога. С его смертью у гномов появился реальный шанс удержать Морию от орков, гоблинов и других тварей Мглистых гор.

На этом история гномов обрывается. Последнее, что написал о них Толкин, гласит: они жили в Мории до тех пор, пока "мир не состарился, и гномы не исчезли, и не завершились дни народа Дурина". И потому, несмотря на все беды до и после "Хоббита", гномы оказались одной из самых благополучных и стойких рас Средиземья.