Найти в Дзене

Борис Плотников: талантливый актер, которого когда-то посчитали профнепригодным

Многие российские зрители помнят Бориса Плотникова по роли доктора Борменталя в культовой экранизации «Собачьего сердца» по Булгакову. Театральные поклонники ценят его за множество ярких образов на сцене. Его актерский талант был поистине многогранным, а личность — удивительно скромной. Он никогда не стремился к публичности, не поддавался «звездной болезни» и даже в сложные времена оставался верен своим принципам. Плотников был очень избирателен: тщательно подходил к выбору режиссёров и сценариев. Детство его было связано с музыкой — родители определили Бориса в музыкальную школу, где он освоил скрипку и фортепиано. Впоследствии юноша подал документы в Свердловскую консерваторию. Экзаменаторы вроде бы оценили его способности, но посоветовали прийти через пару лет. Не желая терять время, он решил попытать счастья в театральном вузе — ведь недаром с детства обожал сцену и частенько устраивал импровизированные домашние спектакли с занавесом из одеял. С матерью он отправился в Ленингра

Многие российские зрители помнят Бориса Плотникова по роли доктора Борменталя в культовой экранизации «Собачьего сердца» по Булгакову. Театральные поклонники ценят его за множество ярких образов на сцене. Его актерский талант был поистине многогранным, а личность — удивительно скромной. Он никогда не стремился к публичности, не поддавался «звездной болезни» и даже в сложные времена оставался верен своим принципам. Плотников был очень избирателен: тщательно подходил к выбору режиссёров и сценариев.

"Михайло Ломоносов"
"Михайло Ломоносов"

Детство его было связано с музыкой — родители определили Бориса в музыкальную школу, где он освоил скрипку и фортепиано. Впоследствии юноша подал документы в Свердловскую консерваторию. Экзаменаторы вроде бы оценили его способности, но посоветовали прийти через пару лет. Не желая терять время, он решил попытать счастья в театральном вузе — ведь недаром с детства обожал сцену и частенько устраивал импровизированные домашние спектакли с занавесом из одеял.

Борис Плотников в роли Александра в спектакле «Павел I».
Борис Плотников в роли Александра в спектакле «Павел I».

С матерью он отправился в Ленинград, поступать в театральный, где услышал: «У вас сильный уральский говор — поживите здесь, послушайте местную речь». А в Школе-студии МХАТ его и вовсе "забраковали", сочтя профнепригодный. Но Плотников не сдался. Он отправил документы в театральное училище в Свердловске и, окончив его, начал играть в местном ТЮЗе. Среди ролей — и сказочные персонажи, и герои в постановках «Вечно живые», «Коварство и любовь», «Три мушкетера».

На съемках «Собачьего сердца» с Евгением Евстигнеевым и милицейским псом Караем, который играл Шарика.
На съемках «Собачьего сердца» с Евгением Евстигнеевым и милицейским псом Караем, который играл Шарика.

О съемках в кино он мечтал давно, но на свердловской киностудии долгое время не видели в нём потенциала. Более того, в один из визитов ему резко заявили: «Вы абсолютно некиногеничны! Не приходите больше». И всё же спустя пять лет произошло настоящее чудо.

Режиссёр Лариса Шепитько искала новые лица для фильма «Восхождение», чтобы избежать налета прежних ролей на образы героев. Картина по повести Василя Быкова о двух партизанах воспринималась чиновниками Госкино как едва ли не библейская притча. Шепитько пришлось отстаивать сценарий и доказывать: это не религиозная аллегория, а история о предательстве, старая как мир. На роль Сотникова она искала актёра с «ликом Христа» — и увидела его в Плотникове.

"Восхождение"
"Восхождение"

Молодой актер с глубоким, светящимся взглядом идеально подходил для этой роли. Однако, когда на «Мосфильме» утвердили его, Плотников подумал, что это шутка, и не отреагировал. Только после третьей телеграммы он понял: всё серьёзно. Но путь к роли был тернист: в Москву на пробы ему пришлось летать семь раз. Чиновников смущала его внешность — слишком «негероическая». Его даже гримировали, чтобы придать более привычный патриотический облик. Но Лариса Шепитько была непреклонна — и добилась своего.

«Лариса как лев сражалась за Борю Плотникова - его вообще не хотели утверждать. Но Шепитько перед высоким начальством (к этой картине было очень пристальное внимание ЦК и Госкино) удалось отстоять меня и провинциала Борю» - вспоминал потом Владимир Гостюхин.

Напомним, по сюжету плененные фашистами герои Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина ведут себя абсолютно по-разному. Сотников, несмотря на жесточайшие пытки, не выдает местонахождение партизанского отряда. А Рыбак на коленях вымаливает для себя пощаду и соглашается сотрудничать, став полицаем. А вскоре становится палачом для своего боевого товарища.

Борис Плотников в роли Сотникова в кинофильме «Восхождение»
Борис Плотников в роли Сотникова в кинофильме «Восхождение»

На главные роли в «Восхождение» претендовали такие мэтры, как Андрей Мягков, Николай Губенко и Владимир Высоцкий. В итоге ключевые образы сыграли тогда никому не известные Плотников и Владимир Гостюхин. Любопытно, что голос Сотникова в фильме принадлежал Александру Демьяненко. Картина стала триумфом: в 1977 году она получила главный приз Берлинского кинофестиваля — «Золотого медведя». И оба актера проснулись знаменитыми.

В фильмографии Бориса Плотникова — около семидесяти работ. Он успешно совмещал кино с театром. Работал в Московском театре сатиры, подменяя Андрея Миронова, в Театре Российской армии, «Табакерке» и МХТ им. Чехова.

"Дульсинея Тобосская"
"Дульсинея Тобосская"

Среди его любимых киноролей — Дон Луис в «Дульсинее Тобосской» Светланы Дружининой и обаятельный авантюрист в «Невероятном пари» Владимира Мотыля. Но по-настоящему всесоюзную любовь актер получил в 1988 году после выхода «Собачьего сердца» Владимира Бортко. Режиссер сразу утвердил Плотникова на роль доктора Борменталя, посчитав его лучшим кандидатом. Фильм вошел в Золотой фонд отечественного кино и до сих пор с восторгом пересматривается зрителями разных поколений.

"Собачье сердце"
"Собачье сердце"

В 1990-х и 2000-х, когда многие актеры соглашались на любые роли ради выживания, Плотников остался верен себе — снимался выборочно, бережно относился к профессии. Даже в непростые годы он не терял достоинства. Его фильмография подтверждает: хорошие роли можно найти всегда. Так, в 2006 году он сыграл Леонтия Дубельта в фильме «Пушкин. Последняя дуэль» Натальи Бондарчук, а также участвовал в ряде военных сериалов: «Снайперы. Любовь под прицелом», «У каждого своя война», «Истребители. Последний бой».

"Империя под ударом"
"Империя под ударом"

Одними из последних экранных работ стали исторические сериалы «Крылья империи» и «Годунов».

Борис Плотников был человеком редкой замкнутости. Актер очень неохотно давал интервью, а о личной жизни не распространялся. Только разве что бросал пару слов: «Я женат».

Он не делился личным, не вторгался в чужое. Всё, что он хотел сказать миру, он выразил в ролях, преподавании в ГИТИСе и своей единственной книге «Моя надежда, мука и награда…» — так он называл свою профессию.

«Олег Табаков его очень ценил. Борис и в «Табакерке», и в МХТ им. Чехова у него служил последние 18 лет. Оставаясь великим мастером, он не любил слово «звезда». На мелочи себя не растрачивал, не рекламировал себя по-пустому. Глубокий, интеллигентный, умный, тонкий и музыкальный человек. Отлично пел: какой у него был бархатный баритон! Последние годы он преподавал в ГИТИСе и очень переживал за своих ребят. Говорил, что, получая диплом, они отправляются в никуда и без работы шляются по Москве» - вспоминала екатеринбургская приятельница Плотникова- журналистка Алла Рябуха.

Борис Плотников (Базиль) и Олег Табаков (граф Альмавива) в спектакле по пьесе Пьера де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке театра-студии Олега Табакова
Борис Плотников (Базиль) и Олег Табаков (граф Альмавива) в спектакле по пьесе Пьера де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке театра-студии Олега Табакова

2 декабря 2020 года Борис Григорьевич Плотников ушёл из жизни на 72-м году. Последнюю неделю жизни он провёл на аппарате ИВЛ.

Также смотрите: