Найти в Дзене

Вадим Спиридонов: каждую роль играл, как в последний раз и предсказал дату своего ухода

Его обжигающий взгляд, словно бы проходящий насквозь, выдержать могли далеко не все, и бывали случаи, что актеры и режиссеры побаивались находиться с ним рядом на съемочной площадке. Было неуютно, как будто он что-то знал, но не говорил... Когда Вадима Спиридонова не стало, многие долго не могли поверить в то, что этот харизматичный, талантливый, мощный человек так рано ушел. Однако сам актер предвидел свой ранний уход. Мысли о раннем уходе из жизни стали посещать актера еще в молодости, о чем впоследствии вспоминали его друзья и коллеги. Он был уверен, что до 50 лет не доживет, и не ошибся. Предчувствуя, что времени ему отмерено не так много, актер дорожил каждой минутой и каждой своей ролью. Главной в карьере актера стала роль Федора в фильме «Вечный зов». Эта роль досталась Спиридонову чудом. Режиссеры Усков и Краснопольский присматривались к этому актеру, когда он еще учился во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова, который весьма ревностно относился к тому, чтобы его студенты снимали

Его обжигающий взгляд, словно бы проходящий насквозь, выдержать могли далеко не все, и бывали случаи, что актеры и режиссеры побаивались находиться с ним рядом на съемочной площадке. Было неуютно, как будто он что-то знал, но не говорил...

Когда Вадима Спиридонова не стало, многие долго не могли поверить в то, что этот харизматичный, талантливый, мощный человек так рано ушел. Однако сам актер предвидел свой ранний уход.

-2

Мысли о раннем уходе из жизни стали посещать актера еще в молодости, о чем впоследствии вспоминали его друзья и коллеги. Он был уверен, что до 50 лет не доживет, и не ошибся. Предчувствуя, что времени ему отмерено не так много, актер дорожил каждой минутой и каждой своей ролью.

Главной в карьере актера стала роль Федора в фильме «Вечный зов». Эта роль досталась Спиридонову чудом. Режиссеры Усков и Краснопольский присматривались к этому актеру, когда он еще учился во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова, который весьма ревностно относился к тому, чтобы его студенты снимались у других режиссеров.

А Усков и Краснопольский хотели пригласить Спиридонова на одну из ролей в фильм "Тени исчезают в полдень". Но Герасимов тогда им попросту отказал, заявив, что сам планирует в ближайшее время снимать Спиридонова.

"У озера"
"У озера"

В своем фильме «У озера» Герасимов доверил Спиридонову роль Константина Коновалова, рабочего завода. Эта роль стала для Вадима дебютной и привлекла внимание и зрителей, и режиссеров. Вскоре начинающего актера стали активно приглашать сниматься.

В фильме «У озера» Спиридонов прекрасно справился с поставленной Герасимовым задачей. В дуэте с Василием Шукшиным он смотрелся равным мэтру. В этих съемках приняли участие и однокурсники Спиридонова: Николай-Еременко-младший, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова.

Спиридонов (крайний справа) с однокурсниками
Спиридонов (крайний справа) с однокурсниками

Среди однокурсников Спиридонов был самым старшим, так как до поступления во ВГИК он успел окончить Школу рабочей молодежи и поработать слесарем на заводе, а потом поступить в Школу-студию МХАТ, однако, вскоре сам ушел из этого вуза.

Все случилось из-за драки, в которую ввязался Спиридонов на улице. После того, как его забрали в милицию, поведение студента начали разбирать на собраниях, постоянно вызывать его на товарищеские суды, в результате он просто плюнул, и забрал документы и устроился на работу – разгружал вагоны. А уже через год поступил во ВГИК. Спиридонов действительно умел добиваться своего.

Шукшин, после съемок в фильме «У озера», взял Спиридонова «на заметку», и позже снял актера в своем знаменитом фильме «Печки-лавочки».

"Печки-лавочки"
"Печки-лавочки"

Съемки же в «Вечном зове» стали для Спиридонова и самыми знаковыми и самыми сложными одновременно. Усков и Краснопольский не забыли по него, и снова пригласили на пробы, теперь уже в новый фильм.

Серии снимали вразнобой и каждый раз одного и того же героя нужно было играть по-разному – то вживаться в образ молодого парня, то в образ зрелого мужчины.

И то, как Спиридонов мог мгновенно перевоплощаться в нужного персонажа поражало даже видавших виды режиссеров Ускова и Краснопольского.

"Вечный зов"
"Вечный зов"

Сериал снимался 10 лет и часто актерам приходилось по нескольку месяцев жить в походных условиях. Однако среди всей съемочной группы Спиридонов был единственным, кого все эти бытовые трудности ничуть не волновали, казалось, он их вообще не замечал. Он буквально жил своей ролью и ради этой роли нередко рисковал собственным здоровьем – часто отказывался от дублеров, желая сам сниматься в сложных, связанных с риском сценах.

Мало того, чтобы выглядеть максимально изможденным на экране, если того требовал сценарий, он умудрялся за вечер выпивать огромное количество воды, после чего на утро выглядел отечным и измученным. Коллеги отговаривали его от опасных экспериментов со здоровьем, но Спиридонов никого и слушать не желал. За роль в «Вечном зове» актер был удостоен Госпремии СССР.

"Вечный зов"
"Вечный зов"

Спиридонов не боялся играть отрицательных персонажей, даже если потом на него обрушивалась всеобщая ненависть из-за того, что он максимально достоверно играл своих героев. Так было с ним после фильма «Судьба», где актер сыграл полицая.

Конечно, были в его карьере и положительные роли: к примеру, полковника Деева в драме "Горячий снег", командира батареи Флерова в "Укрощении огня", комдива Иверзева в "Батальоны просят огня", Буденного в фильме "Первая конная".

"Батальоны просят огня"
"Батальоны просят огня"

Удивительно, но после многих сыгранных отрицательных ролей успех Спиридонова у противоположного пола лишь возрастал. Для супруги актера Валентины такая популярность Вадима подчас становилась непростым испытанием. Ведь и в процессе работы, на съемках ему приходилось общаться с самыми яркими представительницами отечественного кинематографа, мало того, сниматься с ними в романтических сценах.

Вадим и Валентина знали друг друга с детства. Они оба жили в Сокольниках, причем, на одной улице. Вадиму Валя очень нравилась, только вот свою симпатию он проявлял как и большинство мальчишек – то за косу дернет, то портфель из рук вырвет. А когда Спиридонову исполнилось 18, он позвал Валентину замуж, и она ответила согласием.

С женой Валентиной
С женой Валентиной

Валентина стала первой и единственной любовью в жизни актера. Детей у них не было, так сложилось. Но окружающие видели – они счастливы друг с другом.

«Он был умный мужик. Я еще издевалась — ну заимел бы любовницу. Да что ты вообще. Это надо какие-то подарки дарить, покупать что ей нравится. Это надо домой приходить — тебе врать. Это жизни не будет никакой», — вспоминала Валентина.

Когда амплуа отрицательного героя практически исчерпало себя, а чего-то нового Спиридонову не предлагали, он стал мрачен, замкнулся и не скрывал своего раздражения по отношению к режиссерам, видевшим в нем исполнителя однотипных ролей и предлагающих играть штампы.

Однажды Спиридонов едва не подрался с режиссером Ярополком Лапшиным, у которого снимался в фильме «Демидовы». Доказывая режиссеру свою точку зрения, Спиридонов довел конфликт до такого накала, что режиссеру пришлось спасаться бегством.

"Демидовы"
"Демидовы"

К слову, именно на съемках этого фильма актер еще сильнее поверил в то, что все события в нашей жизни предопределены свыше.

Во время съемок «Демидовых» супруга Валентина находилась рядом с мужем. Она заметила, что Вадим начал выпивать и поделилась своими переживаниями с его другом, каскадером Василием Шлыковым. Тот обещал поговорить со Спиридоновым.

Каково же было удивление Шлыкова, когда Спиридонов рассказал ему, что в день, когда состоялся разговор каскадера с Валентиной, он сидел в компании актеров на «Мосфильме» после съемочного дня. Компания решила распить «беленькую». И когда стали разливать по рюмкам, Спиридонов четко увидел перед собой образ Василия, укоризненно смотрящего на него, и почему-то выпивать отказался.

После этого случая актер замкнулся в себе еще больше.

"Оглашению не подлежит"
"Оглашению не подлежит"

Однотипные роли Спиридонову играть не хотелось, а так как он уже имел опыт режиссерской работы, сняв короткометражный фильм «Два человека», Вадим загорелся идеей снять экранизацию романа Толстого «Князь Серебряный».

Однако чиновники из «Мосфильма» стали отговаривать Спиридонова от этой идеи, говоря, что она «не ко времени». Мол, зритель требует чего-то в духе американских боевиков, со стрельбой и погонями. Препоны «сверху» очень давили на Спиридонова, били по его самолюбию. Он стал все чаще говорить, что устал от жизни.

-12

Чтобы не сидеть без дела в ожидании хороших ролей, актер занимался дубляжом: его голосом говорят Жерар Депардье в "Папашах", индийский актер Амитабах Баччан в "Затянувшейся расплате", Джек Николсон в "Профессии: репортер", Ален Делон в "Троих надо убрать", Ник Нолти в "Бездне", и многие другие.

«Любимая цифра Вадима - семерка, вот он и ушел 7 декабря. За месяц до смерти приходит домой и говорит: «Как все надоело! Сдохнуть бы от такой жизни 7 января». Я его со смехом пожурила: «У людей праздник, а ты помирать собрался?» Он развел руками: «Тогда пусть будет 7 декабря». - «Хорошенький же подарок ты мне на день рождения устроишь!» - вспоминала вдова актера, день рождения которой был 8 декабря.

За некоторое время до этого разговора Спиридонову, наконец, поступило предложение сыграть главную роль в экранизации одного классического романа. Однако радости это предложение актеру не принесло, хотя он давно мечтал именно о такой роли.

"Личные счеты"
"Личные счеты"

Именно 7 декабря Спиридонов должен был отправиться на съемки. В свой последний день он попарился в Сандуновских банях, заехал на «Мосфильм» и принялся собираться в Минск.

«Он прилег отдохнуть до приезда машины, которая его к 23 часам на вокзал отвезти должна была. В 8 вечера еще рано было его поднимать, но вдруг как будто что-то дернуло меня. И я с кухни пошла в комнату, где он лежал. Вадим уже не дышал. Ничего сделать было нельзя» - вспоминала вдова актера.

Вадиму Спиридонову было всего 45 лет.

Также смотрите: