Найти в Дзене

«НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ» «ЯЗЫЧЕСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ». РАЗБОР ФИЛЬМА

Все чаще замечаю, что мои статьи и подборки материала не для всех. Уникальный контент, что уж сказать…Еще я замечаю, что некоторые интересные культурные явления проходит мимо большинства, а меня просто притягивают. Начиная с 2007 по 2010 год, было модно - быть «нетакусей» - нефорить, слушать панк-рок-готику и думать о смысле жизни. С 2010 года по 2017 год пришла мода на продвинутых и немного нарциссичных хипстеров. С 2018 по 2024 – была эпоха – «успешного успеха». Все кому не лень хотели вести свой бизЬнесЪ и быть «важным дядей» - независимо от пола. И не важно что продвигать. Главное – демонстрировать успех: поездки на Бали, в Дубая. Делать упор на псевдопросветленность, эзотерику и всех учить жить. А с 2024 по сегодняшний день - мода на простоту и искренность. Всё дружно выгорели и теперь хотят жить спокойно и размерено, а главное – стабильно. Теперь важно и нужно, по меркам общества, быть не токсичным, экономным, искренне говорить о своих чувствах… А что я? Застряла в 2007 в состоя
Оглавление
Постер к фильму
Постер к фильму

От автора

Все чаще замечаю, что мои статьи и подборки материала не для всех. Уникальный контент, что уж сказать…Еще я замечаю, что некоторые интересные культурные явления проходит мимо большинства, а меня просто притягивают.

Начиная с 2007 по 2010 год, было модно - быть «нетакусей» - нефорить, слушать панк-рок-готику и думать о смысле жизни. С 2010 года по 2017 год пришла мода на продвинутых и немного нарциссичных хипстеров. С 2018 по 2024 – была эпоха – «успешного успеха».

Все кому не лень хотели вести свой бизЬнесЪ и быть «важным дядей» - независимо от пола. И не важно что продвигать. Главное – демонстрировать успех: поездки на Бали, в Дубая. Делать упор на псевдопросветленность, эзотерику и всех учить жить.

А с 2024 по сегодняшний день - мода на простоту и искренность. Всё дружно выгорели и теперь хотят жить спокойно и размерено, а главное – стабильно. Теперь важно и нужно, по меркам общества, быть не токсичным, экономным, искренне говорить о своих чувствах…

А что я? Застряла в 2007 в состоянии «нетакуси». Такая уж моя натура. И фильмы и книги, и прочие культурные явления у меня особенные…Так что, в этот раз, я расскажу о таком фильме 2012 года – «Небесные жены луговых мари». Режиссером фильма выступил Алексей Федорченко. Фильм снят по мотивам одноименной книги Дениса Осокина.

Алексей Федорченко - режиссер данной
Алексей Федорченко - режиссер данной

Сугубо личное мнение о фильме

Скажу сразу – фильм не для всех. Произведение состоит из 22 новелл. В книге – 38 историй. По длительности новелла может быть примерно от 2 до 7 минут. Все события развиваются стремительно. По мне так – это былички. Некие экранизированные зарисовки сказов и местных историй. Каждая история называется женским именем на «О»: Оня, Ошивка, Ошаляк, Оропти и т.д. То есть, у нас уже в названии есть главная героиня, которая участвует в новелле.

Почему сложно смотреть фильм? Во первых, все герои фильма говорят на марийском языке,. Во вторых, в ленте красной нитью проходит тема языческо- обрядовых традиций и верований марийского народа.

Можно ли сказать, что «Небесные жены» - это фолк-фентези? Возможно, но там очень много фигурирует языческих моментов. Начнем с того, что у народов мари (Марий Эл) сохранились древние, далеко не христианские традиции. Мордва, татары, башкиры и марийцы, в том числе, имеют схожую религиозно –языческую традиционную основу. Что за основа? Вера в духов и богов природных сил.

Многие, кто смотрел фильм, говорили, что подобные истории и обряды не практикуют в марийских селениях, и фильм- выдумка. Но, опять же, выдумка или все таки - нет, каждый сам должен решить для себя. Лично для меня, это один из любимых фильмов. Реконструкция деревенских жителей 1970-2000 х годов создает чувство уюта и только прибавляет сказочности.

Также, в ленте присутствует много сцен эротического содержания. Причем тут эротика? Языческие верования связаны с телесными проявлениями. Одно не может существовать без другого. Это природа, а в природе – все взаимосвязано.

Ниже, я опишу несколько новелл, которые мне очень понравились. Попутно раскрывая языческие представления.

Ошвика и ее жестокий муж.
Ошвика и ее жестокий муж.

Ошвика

В сборнике, данный рассказ не большой. Но, в ленте данный рассказик развернули и добавили драматургию. Опять же с магическим, деревенским компонентом.

На дворе – ранняя весна. Жители отмечают праздник. По деревне носятся ряженные. По еще заснеженной сельской дороге идет привлекательная женщина. Ее со всех сторон окружают ряженные, и, с ног до головы, засыпают даму снегом. Женщина со смехом отбивается от ряженых и приходит в дом нашей героини – Ошвики. У женщины в волосах красуется старинный гребень. Она дает его родственнице расчесать, спутанные от снега волосы и попутно заколдовать предмет...

Ошвика, в отличие от своей родственницы, грустна, скромна. Она не торопиться коротать время с мужем. Ее муж злобно смотрит из окна дома на гостью. Как будто кого-то ожидает…Далее, мы видим, что Ошвика – беременна…и скорее всего муж – не отец ребенка. Затем приходят веселые ряженные и во двор Ошвики. Ряженные и гостья танцуют и радуются. Ошвика – напряжена и, кажется, о чем то думает. Муж Ошвики сыплет угрозами из дома.

К главной героине подходит один из ряженных и набрасывает на беременную женщину шубейку. Лицо Ошвики резко меняется. Девушка начинает улыбаться.

Позже, женщина идет к реке с ведром – набрать воды. За ней плетется ее ревнивый муж. У речки, супруг настигает Ошвику и пытается взять ее силой. Женщина незаметно достает из волос тот самый гребень. Сказав заговор, Ошвика оставляет свой гребень в волосах у мужа. Муж замертво падает к реке. Женщина уходит.

Такая вот история. Разберем по порядку. В рассказе говорилось, что у Ошвики был ревнивый и жестокий муж. Женщина от него страдала и за ней приглядывало два ангела.

На деле мы имеет полноценную драму с элементами фольклора. При просмотре данной новеллы надо обращать внимание на все детали. Что мы имеем.

Ошвика изменила мужу с другим односельчанином. Муж к Ошвике скорее всего применял насилие. Женщине он противен и она его боится. Главная героиня беременеет от любовника. Кто этот человек – мы не знаем. Но, во двор к Ошвике заходят переодетые мужчины. Один из них, скорее всего тот самый любовник. Муж следил за женой-изменщицей, и Ошвика, получается, пленница в своем доме. Так же, у женщины есть секрет. Это заговоренный гребень. Родственница расчесывалась – жива – здорова. Только заговоренный гребень попадает в волосы супруга – тот умирает.

Еще один интересный момент. Все таки, события происходят в масленицу. Ряженные – персонажи – опасные. Это воплощение бесовства и прочей нечестии. Вроде как, свои напроказят, у настоящих чертей работы не останется. Но ряженный, все таки – надевает роль демонического персонажа. В начале экранной истории, Ошвика еще колеблется в принятии своего решения – избавиться от ненавистного ей супруга. Но, получив от ряженного любовника жесть заботы и внимания, решается на убийство. И убийство, даже если магическое, ей дается сложно. Она озирается в страхе, вдруг кто-нибудь увидит.

Одоча просит прощения
Одоча просит прощения

Одоча

Молодая девушка Одоча заболела. Ее покинули силы. Она не может ни стоять, ли сидеть, ни есть, ни пить. На ее лице застыла легкая полуулыбка.

Местный врач – гинеколог исключил беременность. Он сказал родителям девушки, что тут врачи - бессильны. Родители Одочи отправились в местную священную рощу – спросить совета у светлого бога –Кугу Юмо. Жрец передал волю Кугу Юмо – бог не принимает подношение – гуся, ответ надо искать в другом месте.

Подношение Кугу Юме
Подношение Кугу Юме

Бабка – знахарка читала молитвы – Одоча по прежнему была без сил.

Родители отправились к колдунам, которые поклонялись противоположному богу – злому Керемету. Колдуны – два деда, жили в какой то затхлой избе. Оба стары, оба больны. При этом один из них еще и умудряется насылать порчу – кружит в миске фигурку человека. Из диалога понятно, что порчу на здоровье деды насылают с помощью плевков. Но, и они развели руками и сказали, что не имеют к недугу Одочи никакого дела.

Колдун наводит порчу.
Колдун наводит порчу.

Помогла только одна знающая бабушка. Она гадала по заговоренному поясу. Итог ее предсказаний был такой – Одоча заболела потому, что занималась «взрослыми делами» у одной березы. Береза – оскорбилась и, в наказание, лишила девушку сил. Пришлось Одоче идти к березе и просить прощения.

В религиозном представлении марийцев существует многобожье. Но, при все его многообразии – есть два главных бога – добрый Кугу Юмо и злой Керемет. Логично предположить, что – все доброе от Кугу Юмо, все беды от Керемета.

Что примечательно марийский народ одно время тесно взаимодействовал с татарами и некоторые обычаи, слова и верования заимствовал у них. До сих пор в марийском языке словом «салам» - приветствуют людей.

Какая красивая Одоча в традиционном костюме.
Какая красивая Одоча в традиционном костюме.

Несмотря на разделение добрых и злых богов, им обоим необходимо приносить подношения. У марийцев, доброму богу Кугу Юме – родители Обочи, преподнесли белого гуся. Белый цвет – это символ света и добра. Так как бог Юма не имел отношения к недугу девушки – жрец отказал родителям в помощи.

Два деда в старой избе – были темными колдунами и поклонялись злому богу Керемету. Керемет сам по себе отбирал много сил, потому колдуны и болели. При этом им ничего не мешало наводить порчу на других людей. Приглядитесь, у одного деда, который сидит за столом брови как у черта – смотрят вверх, что придает ему более зловещий вид.

Что примечательно, у татар, наоборот, чтобы излечиться от болезней – надо делать подношения именно Керемету. (у них тоже есть такой злой бог) Это может быть и гусь, и баран, и более крупное животное.

Помимо основных богов, в представлении марийцев есть и небольшие божки – силы природы. Береза, у которой произошел половой акт Одочи с ее возлюбленным, была физическим воплощением небольшого божества. Береза была чиста, и ей не понравилось, что девушка осквернила ее.

Оналча заговаривает Ветер
Оналча заговаривает Ветер

Оналча

Для начала надо понимать – что данная новелла – это история ненадежного рассказчика. Оналча – девушка, которая могла общаться с Ветром и просить у него помощи для других людей. Один молодой человек просит Оналчу – избавить его от трусости и неудачи.

Девушка с неохотой соглашается. Она встает на пригорок, строго-настрого запрещает парню оборачиваться. Тот в середине ритуала все –таки смотрит на Оналчу. Девушка это замечает. Ее подхватывает Ветер и куда то уносит…

Позже, один из местных спрашивает парня: «Где Оналча?». Парень отвечает, что девушку унес Ветер из за ревности. Она его жена, потому и Ветер слушался ее. Спрашивающий односельчанин выстреливает в парня из ружья.

В книге было немного по другому описана данная история. Парень, который просил у девушки удачи – был человек нехороший. Есть намек, что это именно он расправился жестоким образом с Оналчей. Ему ничего не оставалось как «перевести стрелки» на Ветер. Потому и убил его односельчанин.

Оропти и жуткая Овда
Оропти и жуткая Овда

Оропти

Одна женщина по имени Оропти в лесу добывала чагу. К ней из чащи вышла лесная женщина- ведьма – Овду ( аналог -Албасты). Ведьма принялась уговаривать Оропти поделиться «для тех самых нужд» своим супругом. Она сулила женщине богатство и все блага. Оропти – отказала. Овда ее прокляла.

По приходу домой, муж Оропти захотел любви и ласки, но стоило женщине принять удобное положение и раздвинуть ноги, как вдруг из женского лона появилась птичья голова…

Как вы уже догадались, эта история основана на верованиях и жутких байках о ведьмах. У народы мари, также как и татары – верили, что все беды – болезни, безумства, мор скотины, пожары и прочие нехорошие вещи – дело рук лесной, дикой женщины – Овды. Татары ее звали – Албасты. Такие женщины выглядели дико, космато. Их груди свисали до пупа, если не до колен. Овды могут и порчу навести. Наша Овда так и сделала...

…Семейная жизнь Оропти и мужа стала разваливаться. Оропти безуспешно пыталась выманить птичку, та только ее дразнила. Окружающим со стороны казалось, что женщина сошла с ума. Муж не смог больше выносить безумства жены. Она игнорировала всех, в том числе и своего маленького ребенка. Муж убегает в лес к Овде. По приходу, Оропти пришла в себя.

В рассказе было сказано, что после с контактом с Овдой, у мужа Оропти настало половое бессилие. В фильме концовка была жуткой – Оропти, не смогла вынести измену и повисла на ремне своего мужа, на том самом месте, где и встретила лесную ведьму…

Роковая Ошаляк
Роковая Ошаляк

Ошаляк

Многие молодые люди мечтают вырваться из захолустных деревенек в большой город. Ошаляк – не была исключением. Кудрявая, пышнотелая, рыжая певунья хотела как можно скорее покинуть родную деревню и отправиться поступать в большой, по тем меркам, город.

Колдунишка и "пупсик"
Колдунишка и "пупсик"

Однако, в молодую студентку был влюблен местный колдунишка – не самый хороший человек в округе. Ошаляк – отвергла противного поклонника, села в маршрутку и отправилась покорять большой город.

Колдунишка не смог отпустить девушку и задумал месть. Он пошел местное кладбище. Отрыл свежую могилку. Достал от туда покойничка. С помощью своей черной магии поднял его на ноги, обрядил в спортивный костюм и отправил следом за Ошаляк. По замыслу колдунишки, «пупсик» - так назвал колдун покойника, должен найти сбежавшую девушку и сделать с ней что –то не хорошее. Что именно, мы можем только догадываться.

Местный режиссер
Местный режиссер

В городе, Ошаляк облюбовал один лилипут-режиссер. Такая роковая женщина – наша героиня! Все было бы и хорошо, но «пупсик» уже вычислил квартиру, где жила беглянка. Казалось, месть вот-вот свершиться. Но, откуда ни возьмись, из соседней квартиры выходит милиционер. Он сразу спрашивает «пупсика» - откуда он, где его паспорт. Мужчина догадался, что перед ним поднятый покойник. Вы думаете резким движением руки милиционер достает из кармана пистолет? Ха-ха! Как бы не так! Это были волшебные бусы-четки, которые помогли вернуть «пупсика» хозяину.

В итоге, взбитая Ошаляк выходит замуж за местного режиссера, «пупсик» лег обратно в могилу, а колдунишка был утянут своим бывшим слугой под землю. Хэппи Энд!

Омраче
Омраче

Ормарче

Сразу оговорюсь, в рассказе дело происходит под Новый год или Рождество. В фильме, время года – осень, возможно, конец октября.

Все хотят знать свою судьбу. Особенно – молодые девушки на выданье. Тут уж без гаданий на суженого не обойтись. В одном марийском селе в сельском клубе, ближе к ночи, собралась группа как раз таких вот потенциальных невест, чтобы провести зловещий обряд гаданий. К ним в компанию набилась Ормаче – двенадцатилетняя младшая сестра одной из участниц гаданий.

Девушки на гаданиях
Девушки на гаданиях

Девочка кое как упросила сестру поучаствовать в обряде. Ормаче старалась не мешать девицам в приготовлениях. Девочка молча наблюдала как товарки готовят еду для «гостей», запекают яичницу, наливают ведро с киселем. После всех приготовлений, девушки садятся за слоты, и самая главная гадальщица зовет дорогих гостей зайти на огонёк.

Омраче в ужасе – кисель в ведре начинает пускать пузыри. Комната клуба окрашивается мрачными тонами и в двери из воздуха появляются местные парни. Бледные, хмурые, при параде: все в пиджаках и брюках. У всех в нагрудном кармане пиджаков торчит пучок какой то травы, которую гости периодически жуют.

Сестра Омраче урвала свиную ногу.
Сестра Омраче урвала свиную ногу.

Гости сели за стол. Один из них берет свиное копыто и кидает ее в центр комнаты. Все девушки как ошалевшие бросаются к поросячьему обрубку . Сестре Омраче удалось выхватить копыто. После чего, она раздевается до гола и начинает танцевать эротический танец. Гости берут кружки, черпают из ведра кисель и обливают танцовщицу.

Омраче "испортила" воздух потусторонним "гостям")))
Омраче "испортила" воздух потусторонним "гостям")))

Омраче боится гостей, которые сидят рядом с ней. Девочка ничего не может понять. Ее живот бурлит. Девочка проситься у «гостей» выйти из комнаты. «Гости» не позволяют. Омраче громко и смачно портит воздух…

«Гости» выгоняют девочку с таинства. Омраче бежит к родителям и рассказывает, чем занимается сестра с подругами. Родители позвали соседей и местных парней. Все с вениками, вилами, топорами отправились прогонять нечистую силу из клуба.

Парни выламывают дверь и из взору предстают - нагие и танцующие девицы. Ну, в целом, за что девицы боролись, на то и напоролись.

В рассказе, когда приходят парни, свиная нога начинает прыгать по столу и всех поздравлять с Новым годом.

Заключение

Порадуйте котика)))
Порадуйте котика)))

В фильме еще достаточно интересных историй, которые я не упомянула. Так что, посмотрите данный фильм рекомендую. С Вас лайк и подписка!