От автора
Все чаще замечаю, что мои статьи и подборки материала не для всех. Уникальный контент, что уж сказать…Еще я замечаю, что некоторые интересные культурные явления проходит мимо большинства, а меня просто притягивают.
Начиная с 2007 по 2010 год, было модно - быть «нетакусей» - нефорить, слушать панк-рок-готику и думать о смысле жизни. С 2010 года по 2017 год пришла мода на продвинутых и немного нарциссичных хипстеров. С 2018 по 2024 – была эпоха – «успешного успеха».
Все кому не лень хотели вести свой бизЬнесЪ и быть «важным дядей» - независимо от пола. И не важно что продвигать. Главное – демонстрировать успех: поездки на Бали, в Дубая. Делать упор на псевдопросветленность, эзотерику и всех учить жить.
А с 2024 по сегодняшний день - мода на простоту и искренность. Всё дружно выгорели и теперь хотят жить спокойно и размерено, а главное – стабильно. Теперь важно и нужно, по меркам общества, быть не токсичным, экономным, искренне говорить о своих чувствах…
А что я? Застряла в 2007 в состоянии «нетакуси». Такая уж моя натура. И фильмы и книги, и прочие культурные явления у меня особенные…Так что, в этот раз, я расскажу о таком фильме 2012 года – «Небесные жены луговых мари». Режиссером фильма выступил Алексей Федорченко. Фильм снят по мотивам одноименной книги Дениса Осокина.
Сугубо личное мнение о фильме
Скажу сразу – фильм не для всех. Произведение состоит из 22 новелл. В книге – 38 историй. По длительности новелла может быть примерно от 2 до 7 минут. Все события развиваются стремительно. По мне так – это былички. Некие экранизированные зарисовки сказов и местных историй. Каждая история называется женским именем на «О»: Оня, Ошивка, Ошаляк, Оропти и т.д. То есть, у нас уже в названии есть главная героиня, которая участвует в новелле.
Почему сложно смотреть фильм? Во первых, все герои фильма говорят на марийском языке,. Во вторых, в ленте красной нитью проходит тема языческо- обрядовых традиций и верований марийского народа.
Можно ли сказать, что «Небесные жены» - это фолк-фентези? Возможно, но там очень много фигурирует языческих моментов. Начнем с того, что у народов мари (Марий Эл) сохранились древние, далеко не христианские традиции. Мордва, татары, башкиры и марийцы, в том числе, имеют схожую религиозно –языческую традиционную основу. Что за основа? Вера в духов и богов природных сил.
Многие, кто смотрел фильм, говорили, что подобные истории и обряды не практикуют в марийских селениях, и фильм- выдумка. Но, опять же, выдумка или все таки - нет, каждый сам должен решить для себя. Лично для меня, это один из любимых фильмов. Реконструкция деревенских жителей 1970-2000 х годов создает чувство уюта и только прибавляет сказочности.
Также, в ленте присутствует много сцен эротического содержания. Причем тут эротика? Языческие верования связаны с телесными проявлениями. Одно не может существовать без другого. Это природа, а в природе – все взаимосвязано.
Ниже, я опишу несколько новелл, которые мне очень понравились. Попутно раскрывая языческие представления.
Ошвика
В сборнике, данный рассказ не большой. Но, в ленте данный рассказик развернули и добавили драматургию. Опять же с магическим, деревенским компонентом.
На дворе – ранняя весна. Жители отмечают праздник. По деревне носятся ряженные. По еще заснеженной сельской дороге идет привлекательная женщина. Ее со всех сторон окружают ряженные, и, с ног до головы, засыпают даму снегом. Женщина со смехом отбивается от ряженых и приходит в дом нашей героини – Ошвики. У женщины в волосах красуется старинный гребень. Она дает его родственнице расчесать, спутанные от снега волосы и попутно заколдовать предмет...
Ошвика, в отличие от своей родственницы, грустна, скромна. Она не торопиться коротать время с мужем. Ее муж злобно смотрит из окна дома на гостью. Как будто кого-то ожидает…Далее, мы видим, что Ошвика – беременна…и скорее всего муж – не отец ребенка. Затем приходят веселые ряженные и во двор Ошвики. Ряженные и гостья танцуют и радуются. Ошвика – напряжена и, кажется, о чем то думает. Муж Ошвики сыплет угрозами из дома.
К главной героине подходит один из ряженных и набрасывает на беременную женщину шубейку. Лицо Ошвики резко меняется. Девушка начинает улыбаться.
Позже, женщина идет к реке с ведром – набрать воды. За ней плетется ее ревнивый муж. У речки, супруг настигает Ошвику и пытается взять ее силой. Женщина незаметно достает из волос тот самый гребень. Сказав заговор, Ошвика оставляет свой гребень в волосах у мужа. Муж замертво падает к реке. Женщина уходит.
Такая вот история. Разберем по порядку. В рассказе говорилось, что у Ошвики был ревнивый и жестокий муж. Женщина от него страдала и за ней приглядывало два ангела.
На деле мы имеет полноценную драму с элементами фольклора. При просмотре данной новеллы надо обращать внимание на все детали. Что мы имеем.
Ошвика изменила мужу с другим односельчанином. Муж к Ошвике скорее всего применял насилие. Женщине он противен и она его боится. Главная героиня беременеет от любовника. Кто этот человек – мы не знаем. Но, во двор к Ошвике заходят переодетые мужчины. Один из них, скорее всего тот самый любовник. Муж следил за женой-изменщицей, и Ошвика, получается, пленница в своем доме. Так же, у женщины есть секрет. Это заговоренный гребень. Родственница расчесывалась – жива – здорова. Только заговоренный гребень попадает в волосы супруга – тот умирает.
Еще один интересный момент. Все таки, события происходят в масленицу. Ряженные – персонажи – опасные. Это воплощение бесовства и прочей нечестии. Вроде как, свои напроказят, у настоящих чертей работы не останется. Но ряженный, все таки – надевает роль демонического персонажа. В начале экранной истории, Ошвика еще колеблется в принятии своего решения – избавиться от ненавистного ей супруга. Но, получив от ряженного любовника жесть заботы и внимания, решается на убийство. И убийство, даже если магическое, ей дается сложно. Она озирается в страхе, вдруг кто-нибудь увидит.
Одоча
Молодая девушка Одоча заболела. Ее покинули силы. Она не может ни стоять, ли сидеть, ни есть, ни пить. На ее лице застыла легкая полуулыбка.
Местный врач – гинеколог исключил беременность. Он сказал родителям девушки, что тут врачи - бессильны. Родители Одочи отправились в местную священную рощу – спросить совета у светлого бога –Кугу Юмо. Жрец передал волю Кугу Юмо – бог не принимает подношение – гуся, ответ надо искать в другом месте.
Бабка – знахарка читала молитвы – Одоча по прежнему была без сил.
Родители отправились к колдунам, которые поклонялись противоположному богу – злому Керемету. Колдуны – два деда, жили в какой то затхлой избе. Оба стары, оба больны. При этом один из них еще и умудряется насылать порчу – кружит в миске фигурку человека. Из диалога понятно, что порчу на здоровье деды насылают с помощью плевков. Но, и они развели руками и сказали, что не имеют к недугу Одочи никакого дела.
Помогла только одна знающая бабушка. Она гадала по заговоренному поясу. Итог ее предсказаний был такой – Одоча заболела потому, что занималась «взрослыми делами» у одной березы. Береза – оскорбилась и, в наказание, лишила девушку сил. Пришлось Одоче идти к березе и просить прощения.
В религиозном представлении марийцев существует многобожье. Но, при все его многообразии – есть два главных бога – добрый Кугу Юмо и злой Керемет. Логично предположить, что – все доброе от Кугу Юмо, все беды от Керемета.
Что примечательно марийский народ одно время тесно взаимодействовал с татарами и некоторые обычаи, слова и верования заимствовал у них. До сих пор в марийском языке словом «салам» - приветствуют людей.
Несмотря на разделение добрых и злых богов, им обоим необходимо приносить подношения. У марийцев, доброму богу Кугу Юме – родители Обочи, преподнесли белого гуся. Белый цвет – это символ света и добра. Так как бог Юма не имел отношения к недугу девушки – жрец отказал родителям в помощи.
Два деда в старой избе – были темными колдунами и поклонялись злому богу Керемету. Керемет сам по себе отбирал много сил, потому колдуны и болели. При этом им ничего не мешало наводить порчу на других людей. Приглядитесь, у одного деда, который сидит за столом брови как у черта – смотрят вверх, что придает ему более зловещий вид.
Что примечательно, у татар, наоборот, чтобы излечиться от болезней – надо делать подношения именно Керемету. (у них тоже есть такой злой бог) Это может быть и гусь, и баран, и более крупное животное.
Помимо основных богов, в представлении марийцев есть и небольшие божки – силы природы. Береза, у которой произошел половой акт Одочи с ее возлюбленным, была физическим воплощением небольшого божества. Береза была чиста, и ей не понравилось, что девушка осквернила ее.
Оналча
Для начала надо понимать – что данная новелла – это история ненадежного рассказчика. Оналча – девушка, которая могла общаться с Ветром и просить у него помощи для других людей. Один молодой человек просит Оналчу – избавить его от трусости и неудачи.
Девушка с неохотой соглашается. Она встает на пригорок, строго-настрого запрещает парню оборачиваться. Тот в середине ритуала все –таки смотрит на Оналчу. Девушка это замечает. Ее подхватывает Ветер и куда то уносит…
Позже, один из местных спрашивает парня: «Где Оналча?». Парень отвечает, что девушку унес Ветер из за ревности. Она его жена, потому и Ветер слушался ее. Спрашивающий односельчанин выстреливает в парня из ружья.
В книге было немного по другому описана данная история. Парень, который просил у девушки удачи – был человек нехороший. Есть намек, что это именно он расправился жестоким образом с Оналчей. Ему ничего не оставалось как «перевести стрелки» на Ветер. Потому и убил его односельчанин.
Оропти
Одна женщина по имени Оропти в лесу добывала чагу. К ней из чащи вышла лесная женщина- ведьма – Овду ( аналог -Албасты). Ведьма принялась уговаривать Оропти поделиться «для тех самых нужд» своим супругом. Она сулила женщине богатство и все блага. Оропти – отказала. Овда ее прокляла.
По приходу домой, муж Оропти захотел любви и ласки, но стоило женщине принять удобное положение и раздвинуть ноги, как вдруг из женского лона появилась птичья голова…
Как вы уже догадались, эта история основана на верованиях и жутких байках о ведьмах. У народы мари, также как и татары – верили, что все беды – болезни, безумства, мор скотины, пожары и прочие нехорошие вещи – дело рук лесной, дикой женщины – Овды. Татары ее звали – Албасты. Такие женщины выглядели дико, космато. Их груди свисали до пупа, если не до колен. Овды могут и порчу навести. Наша Овда так и сделала...
…Семейная жизнь Оропти и мужа стала разваливаться. Оропти безуспешно пыталась выманить птичку, та только ее дразнила. Окружающим со стороны казалось, что женщина сошла с ума. Муж не смог больше выносить безумства жены. Она игнорировала всех, в том числе и своего маленького ребенка. Муж убегает в лес к Овде. По приходу, Оропти пришла в себя.
В рассказе было сказано, что после с контактом с Овдой, у мужа Оропти настало половое бессилие. В фильме концовка была жуткой – Оропти, не смогла вынести измену и повисла на ремне своего мужа, на том самом месте, где и встретила лесную ведьму…
Ошаляк
Многие молодые люди мечтают вырваться из захолустных деревенек в большой город. Ошаляк – не была исключением. Кудрявая, пышнотелая, рыжая певунья хотела как можно скорее покинуть родную деревню и отправиться поступать в большой, по тем меркам, город.
Однако, в молодую студентку был влюблен местный колдунишка – не самый хороший человек в округе. Ошаляк – отвергла противного поклонника, села в маршрутку и отправилась покорять большой город.
Колдунишка не смог отпустить девушку и задумал месть. Он пошел местное кладбище. Отрыл свежую могилку. Достал от туда покойничка. С помощью своей черной магии поднял его на ноги, обрядил в спортивный костюм и отправил следом за Ошаляк. По замыслу колдунишки, «пупсик» - так назвал колдун покойника, должен найти сбежавшую девушку и сделать с ней что –то не хорошее. Что именно, мы можем только догадываться.
В городе, Ошаляк облюбовал один лилипут-режиссер. Такая роковая женщина – наша героиня! Все было бы и хорошо, но «пупсик» уже вычислил квартиру, где жила беглянка. Казалось, месть вот-вот свершиться. Но, откуда ни возьмись, из соседней квартиры выходит милиционер. Он сразу спрашивает «пупсика» - откуда он, где его паспорт. Мужчина догадался, что перед ним поднятый покойник. Вы думаете резким движением руки милиционер достает из кармана пистолет? Ха-ха! Как бы не так! Это были волшебные бусы-четки, которые помогли вернуть «пупсика» хозяину.
В итоге, взбитая Ошаляк выходит замуж за местного режиссера, «пупсик» лег обратно в могилу, а колдунишка был утянут своим бывшим слугой под землю. Хэппи Энд!
Ормарче
Сразу оговорюсь, в рассказе дело происходит под Новый год или Рождество. В фильме, время года – осень, возможно, конец октября.
Все хотят знать свою судьбу. Особенно – молодые девушки на выданье. Тут уж без гаданий на суженого не обойтись. В одном марийском селе в сельском клубе, ближе к ночи, собралась группа как раз таких вот потенциальных невест, чтобы провести зловещий обряд гаданий. К ним в компанию набилась Ормаче – двенадцатилетняя младшая сестра одной из участниц гаданий.
Девочка кое как упросила сестру поучаствовать в обряде. Ормаче старалась не мешать девицам в приготовлениях. Девочка молча наблюдала как товарки готовят еду для «гостей», запекают яичницу, наливают ведро с киселем. После всех приготовлений, девушки садятся за слоты, и самая главная гадальщица зовет дорогих гостей зайти на огонёк.
Омраче в ужасе – кисель в ведре начинает пускать пузыри. Комната клуба окрашивается мрачными тонами и в двери из воздуха появляются местные парни. Бледные, хмурые, при параде: все в пиджаках и брюках. У всех в нагрудном кармане пиджаков торчит пучок какой то травы, которую гости периодически жуют.
Гости сели за стол. Один из них берет свиное копыто и кидает ее в центр комнаты. Все девушки как ошалевшие бросаются к поросячьему обрубку . Сестре Омраче удалось выхватить копыто. После чего, она раздевается до гола и начинает танцевать эротический танец. Гости берут кружки, черпают из ведра кисель и обливают танцовщицу.
Омраче боится гостей, которые сидят рядом с ней. Девочка ничего не может понять. Ее живот бурлит. Девочка проситься у «гостей» выйти из комнаты. «Гости» не позволяют. Омраче громко и смачно портит воздух…
«Гости» выгоняют девочку с таинства. Омраче бежит к родителям и рассказывает, чем занимается сестра с подругами. Родители позвали соседей и местных парней. Все с вениками, вилами, топорами отправились прогонять нечистую силу из клуба.
Парни выламывают дверь и из взору предстают - нагие и танцующие девицы. Ну, в целом, за что девицы боролись, на то и напоролись.
В рассказе, когда приходят парни, свиная нога начинает прыгать по столу и всех поздравлять с Новым годом.
Заключение
В фильме еще достаточно интересных историй, которые я не упомянула. Так что, посмотрите данный фильм рекомендую. С Вас лайк и подписка!