Найти в Дзене

Эмиграция и фольклорные нарративы: реконструкция идентичности через искусство

В своих работах Елизавета Пугачева соединяет образы животных с фольклорными мотивами и современными социальными темами, создавая многогранные визуальные метафоры. В этом интервью она раскрывает, как личный опыт эмиграции повлиял на её творчество, почему обращается к русским пословицам и наивному искусству и как цвет в её картинах играет с восприятием зрителя.

Макс Егоров поговорил с Елизаветой, и узнал почему она не верит в «творческий поток» и считает искусство работой, а не вдохновением.

Елизавета, в твоих работах образы животных переплетаются с метафорами, вдохновлёнными фольклором и современным социальным поведением. Как ты пришла к выбору именно такого художественного языка?

Центральное место в моих художественных исследованиях занимает тема эмиграции и связанных с ней процессов. Я обращаюсь к этим вопросам через призму личного и коллективного опыта, поднимая темы культурной идентичности, связанные с родной землей. Русский фольклор, пословицы, поговорки и сказки неразрывно связаны с образами животных. Прослушивание сказок и другого вида народного устного творчества подтолкнуло меня к построению моста между прошлым и настоящим.
Елизавета Пугачёва
Елизавета Пугачёва

Я заметил, что в описании своих работ ты ссылаешься на пословицы и поговорки. Означает ли это, что ты черпаешь вдохновение из мудрости предыдущих поколений?

Однозначно, да. Я исследую феномен наивного искусства и языковую пластичность фразеологизмов, переводя их в контекст современных реалий. Я рассматриваю дом как символ не только физического пространства, но и культурной идентичности, темами эмиграции и трансформации.
«Конь»,2025 Елизавета Пугачева
«Конь»,2025 Елизавета Пугачева

В твоих картинах животные изображены в ярких и необычных цветах. В природе такие цвета часто служат сигналами — например, предупреждают об опасности. Какую смысловую нагрузку несёт цвет в твоих работах?

Данный проект- экспериментальный по части цвета. До переезда в солнечную страну мои картины были больше монохромные, в ограниченной цветовой гамме. Здесь же я хочу притянуть взгляд зрителя к «веселой» картинке и оставить его в размышлениях об истинном посыле работы, играя на противопоставлении внешнего и внутреннего.
«В тепло», 2024 Елизавета Пугачева
«В тепло», 2024 Елизавета Пугачева

Считаешь ли ты, что определённые животные несут универсальные архетипические значения, или каждый зритель воспринимает их по-своему? Учитываешь ли ты традиционные символические трактовки животных при создании своих работ?

Судя по обратной связи от зрителя, можно однозначно сказать, что каждый воспринимает смыслы сквозь свою призму. Потому мне очень импонирует формат арт-ярмарок, где я могу воочию видеть реакцию зрителя и делать свои выводы. Например, для одного - образ коня — это выражение о ломовой лошади и тяжелом труде, для другого - о новых свершениях, а для третьего - просто продукт питания.
Елизавета Пугачева на Art Russia /Арт Россия 2025
Елизавета Пугачева на Art Russia /Арт Россия 2025

Бывали ли у тебя моменты, когда ты чувствовала, что картина буквально «сама себя рисует», а ты лишь направляешь процесс? Что ты испытываешь в эти моменты?

За мою десятилетнюю практику это действительно были лишь «моменты», в основном перед визуалом всегда следует анализ смыслов и разработка эскиза.

Как ты реагируешь на сомнения или внутреннего критика, если они появляются в процессе работы? Что помогает тебе продолжать творческий процесс?

У меня есть несколько способов успокоить эти мысли, например, я вспоминаю обратную связь от зрителя. У меня даже есть специальная папка с добрыми отзывами. Второй способ — это наличие эскиза, который выжидает своего часами неделями и месяцами. Если по прошествии месяца он все еще для меня актуален, сомнений меньше.
«Стул»,2025 Елизавета Пугачева
«Стул»,2025 Елизавета Пугачева

Есть ли у тебя ритуалы или методы, которые помогают войти в нужное творческое состояние перед началом работы? Тебе сложно настроиться на творческий поток?

Я не верю в творческий поток, и мне не нужны дополнительные действия для вхождения. Достаточно выспаться и поесть. Я считаю искусство полноценной работой, которую пропускать нельзя.
«Глазок»,2023 Елизавета Пугачева
«Глазок»,2023 Елизавета Пугачева

Знаешь, Многие молодые художники испытывают страх перед критикой своих работ. Ты когда-нибудь сталкивалась с критикой твоего творчества? Если да, как ты на неё реагируешь?

Всегда сталкиваюсь, раньше-больше, особенно ярко это выражено на некоторых онлайн- площадках. Если мы говорим о критике, а не о хейте, то критику от профессионалов я воспринимаю с удовольствием, мне приятно, что профессионал обратил на меня внимание и выделил время. Всё остальное — это не критика, это недовольство людей самими собой.
«Цветы жизни»,2025 Елизавета Пугачева
«Цветы жизни»,2025 Елизавета Пугачева

Как ты думаешь, может ли искусство изменить человека? Если да, то каким образом?

Может. Люди, интересующиеся современным искусством, обычно более эрудированные и открытые. Однако, если мыслить шире, искусство способно, как оживить душу, так и сгубить её. В искусстве много боли в том числе, не все люди готовы сталкиваться с болью и пропускать ее через себя.

Если сравнить твою жизнь до начала творческой деятельности и после, какие качественные изменения произошли?

Мой мозг научился генерировать идеи «из ничего», это качество очень помогает в жизни находить выходы из сложных ситуаций. Мои друзья часто подмечают, что я могу найти неординарное решение непростого вопроса. Однако с новыми знаниями приходит больше тревоги, с каждым годом понимаешь, что ничего не понимаешь.
-9

Что ты порекомендуешь тем, кто только начинает свой творческий путь?

Не быть наивными и не строить иллюзии. Художники, которые продают «квадратики» за миллионы, прошли огромный путь, прежде чем стать видимыми. Вкладывайте деньги в образование, а не в выставки. Платные выставки, статьи в журналах и платный пиар- часто не приносят успеха без ежедневного стабильного труда и самопознания.

В чём заключается сила искусства?

Оно имеет уникальную способность одновременно как объединять людей, создавая пространство для диалога и обмена опытом, так и разделять людей во мнениях, с помощью освещения острых вопросов. Каждый человек воспринимает искусство по-своему, и это делает его универсальным языком, который преодолевает границы культуры и времени. Кроме того, искусство может быть инструментом критики и изменения общества, пробуждая сознание и побуждая людей к действию.

Май 2025

_______________________________________

Если вы хотите рассказать о своем творческом опыте, присылайте свои истории в Telegram: https://t.me/maksygrv

_______________________________________

Больше о творчестве в ТГ-канале: https://t.me/o_sile_iskusstva