Найти в Дзене

Читаем личную переписку королей. Реальные цитаты из частных писем, которые писали известные исторические личности.

Оглавление

Ну вот скажите мне честно - вы когда-нибудь читали чужие сообщения? Не специально, конечно. Просто... случайно взгляд упал. И оказалось, что самая строгая тетя из соседнего подъезда в WhatsApp пишет такие мемы, что хоть стой, хоть падай.

Так вот, историки - еще те любители "случайно" заглянуть в чужую переписку. Только их жертвы уже несколько веков как отправились к праотцам, поэтому можно не стесняться. И знаете что? Оказывается, короли и императоры в личных письмах были точно такими же. Обычными людьми со всеми прилагающими тараканами.

Корона, конечно, вещь тяжелая - и в прямом, и в переносном смысле. Но когда садишься писать письмо другу или жалуешься в дневнике... Тут уж какое величие, когда зуб болит или жена пилит.

Екатерина II: "Дорогой дневник, опять эти мужчины!"

Начнем с нашей Екатерины Великой. В школе про нее рассказывали как про железную леди, которая Крым присоединила и Турцию победила. А она, между прочим, в письмах жаловалась на мужчин почти как любая современная женщина!

Вот смотрите, как она переписывалась с Вольтером. Знаете же Вольтера? Ну, французский философ такой, умный очень. Так вот, наша Катенька ему в январе 1774-го строчит: "Mon cher Voltaire, il fait si froid ici que même la vodka gèle dans le verre". И ведь правда! Водка замерзает! ("Переписка Екатерины II с Вольтером", АН СССР, 1963)

А Вольтер сидит где-то под Ниццей, греется на солнышке и думает: "Чего это русская царица мне про какую-то замерзшую водку пишет?" Вообще не понимает, бедняга, что такое настоящая зима.

Ну а с Потемкиным... Тут императрица совсем другая! Пишет ему в том же 1774-м: "Мой друг сердечный, найди мне кого-нибудь, с кем можно было бы и поговорить, и посмеяться" (РГАДА, фонд 5, опись 1).

Ну прямо как подруга подруге: "Леш, познакомь меня с кем-нибудь нормальным!"

Людовик XIV: король с проблемами желудка

А вот Людовик XIV - тот самый Король-Солнце, который построил Версаль и считал себя чуть ли не богом на земле. В мемуарах он, конечно, величественный и непобедимый.

Но есть один документ... "Journal de la santé du roi Louis XIV" - дневник его здоровья, который вели личные врачи Фагон и Д'Акен. И там такое! "Ce matin, mon estomac se rebelle comme le Parlement" ("Сегодня с утра желудок бунтует, как парламент") - запись от 12 мая 1682 года (источник: Национальная библиотека Франции).

Представляете? Самый могущественный король Европы сравнивает свои кишечные колики с политическими проблемами. И это еще не самое интересное!

В письмах к министру финансов Кольберу он регулярно устраивал сцены, достойные современного мужа в магазине: "Объясните мне, как так получается, что я самый богатый король Европы, а денег постоянно не хватает?" - вопрошал он в письме от 1679 года (источник: "Correspondance administrative sous le règne de Louis XIV", том 4, изд. Пьера Клемана, 1868).

Бедный Кольбер, наверное, хотел ответить: "Ваше величество, может, не стоило золотом туалеты отделывать?"

Иван Грозный: первый неудачливый пользователь "Тиндера"

Наш Иван Васильевич... Ну это вообще отдельная история. Царь и самодержец всея Руси писал любовные письма английской королеве Елизавете I. Серьезно!

Сохранились эти письма в архивах Британского королевского дома, и читать их - одно удовольствие. В письме от 1570 года царь предлагал политический союз через брак, расхваливая свои достоинства с энтузиазмом современного пользователя приложения знакомств (источник: "Calendar of State Papers Foreign: Elizabeth", том 9, 1569-1571, British National Archives).

Елизавета, дипломатично отказала. И тут началось самое интересное - наш Грозный обиделся! В следующем послании тон резко поменялся. Примерно как в современном мессенджере: сначала "Привет, красавица", а через час "Да и не нужна ты мне была!"

А в записях придворных, которые фиксировали слова царя, регулярно появлялись жалобы: бояре - дураки, народ - ленивый, иностранцы - хитрые (источник: "Послания Ивана Грозного", под редакцией Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье, изд. АН СССР, 1951).

Знакомые нотки, не правда ли? Вечное "кругом одни идиоты".

Мария-Антуанетта: девочка, которая не понимала, во что вляпалась

Французская королева - тот случай, когда хочется сказать: "Девочка, беги! Беги из этой страны, пока не поздно!"

Маме своей - Марии Терезии, императрице австрийской - девочка жаловалась как... ну как жалуются все четырнадцатилетние, попавшие в незнакомое место. "Ma chère Maman, tout ici est si étrange!" - "Мамочка, тут такая жесть!" (хотя "жесть" она, конечно, не говорила, но смысл тот же). Это 1770 год, кстати ("Marie Antoinette: Correspondance secrète", д'Арнет и Жефруа, 1874).

Жаловалась на этикет дурацкий, на мужа, который замки любит больше, чем ее...

И знаете что? Она никогда не говорила "Пусть едят пирожные"! Это выдумка. Зато жаловалась на еду вполне искренне: *"Представьте себе, вчера подали лягушачьи лапки! венским шницелям скучаю уже!" - 1773 год, Австрийский госархив.

И тут понимаешь... Девочка обычная была. Из хорошей семьи, да. Но попала к чужим людям, в чужую страну. А французы ей потом все грехи приписали и голову снесли. Какая-то совсем несправедливая история получилась... История, конечно, штука несправедливая...

Петр I: комплексы великого реформатора

Петр Алексеевич... Вот кто точно страдал от синдрома самозванца! В письмах к Александру Меншикову - своему ближайшему другу и соратнику - царь постоянно жаловался на то, что европейцы его не понимают, а русские не поспевают за реформами (источник: "Письма и бумаги императора Петра Великого", издание Академии наук, тома 1-13, 1887-2003).

Но самое трогательное - его комплексы по поводу внешности и манер. Из Парижа в 1717 году он писал Меншикову: "Алексашка, хожу тут между французов, как медведь среди собачек. И все на меня глазеют, будто чудо заморское" (РГАДА, фонд 9, отделение 1, книга 24).

Представляете? Человек, который в одиночку тащил Россию в новую эпоху, комплексовал из-за того, что кажется неуклюжим на французских приемах. И это при том, что он был почти на голову выше большинства европейских монархов - под два метра ростом!

Генрих VIII: мужчина с проблемами в отношениях

Английский король Генрих VIII вошел в историю как синяя борода - шесть жен, двух казнил. Но в письмах... Боже мой, в письмах он звучит как современный мужчина с серьезными проблемами в отношениях.

Любовные послания к Анне Болейн - до того, как он приказал отрубить ей голову - это просто образец того, как НЕ надо писать девушкам. "Mine own sweetheart, I beseech you to let me know expressly your whole mind" ("Моя дорогая, умоляю, скажи мне прямо, что ты думаешь") - одно из 17 сохранившихся писем (источник: British Library, Cotton MS Vespasian F XIII).

Читаешь и думаешь: парень, может, стоило сначала разобраться со своими проблемами, а потом жениться?

В записях его духовника сохранились жалобы короля, которые звучат как монолог из мужской психотерапевтической группы: "Не понимаю, почему Господь не дает мне наследника мужского пола. Может, дело в женах?" (источник: "Letters and Papers of Henry VIII", том 14, British National Archives).

И так он думал... шесть раз подряд! Классический случай: проблема в женщинах, а не во мне.

Наполеон: великий завоеватель с разбитым сердцем

Наполеон Бонапарт в учебниках - гений военного дела, император, чуть не покоривший всю Европу. А в письмах к Жозефине... Влюбленный щенок.

"Ma douce et incomparable Joséphine" ("Моя нежная и несравненная Жозефина") - так начинались его послания с полей сражений (источник: "Lettres de Napoléon à Joséphine", сборник из 234 писем, изд. Шарля де Меневаля, 1833). Представляете контраст? Днем командует армиями, вечером пишет страстные любовные письма.

А когда узнал об изменах жены... В мемуарах на острове Святой Елены появилась фраза, которая бьет прямо в сердце: "J'ai conquis l'Europe, mais je n'ai pas pu conquérir le cœur d'une femme" ("Я покорил Европу, но не смог покорить сердце одной женщины") - записано графом Лас Казом в 1815 году (источник: "Mémorial de Sainte-Hélène", 1823).

Вот он, момент истины. Все завоевания, вся слава - ничто перед неразделенной любовью.

Почему нам это так близко?

Знаете, что самое поразительное в этих письмах? Читаешь их и понимаешь - ничего не изменилось. Совсем ничего!

Екатерина жаловалась на мужчин - мы жалуемся в чатах с подругами. Людовик переживал из-за денег и здоровья - мы переживаем из-за кредитов и гастрита. Иван Грозный неудачно знакомился с иностранками - современные мужчины неудачно знакомятся в "Тиндере". Мария-Антуанетта не понимала местные традиции - мы не понимаем корпоративную культуру на новой работе.

И даже великие завоеватели страдали от неразделенной любви. Человеческая природа, оказывается, константа. Меняются технологии, меняются эпохи, а проблемы остаются те же.

Может, в этом и есть главная ценность истории? Не в датах и сражениях, а в понимании того, что мы не одиноки в своих переживаниях. Что даже короли и императоры были такими же людьми, как мы. С теми же страхами, комплексами и мечтами.

История - это не про прошлое. Это про нас. Про то, что человек остается человеком в любую эпоху. Со всеми своими слабостями, которые делают его таким... живым.

Если эти королевские откровения вам зашли, обязательно подписывайтесь - у меня в запасе еще куча историй про то, как исторические личности оказывались удивительно похожими на нас. А в комментариях честно признайтесь - что самого смешного вы писали в личных сообщениях? Без имен, конечно!