Эта идея звучала как анекдот: стоячие места в пассажирских самолетах. Казалось, нечто подобное можно увидеть только в сатирической карикатуре или пародийной рекламе. Но в мае 2025 года новость снова всплыла в заголовках: по данным Daily Mail, с 2026 года лоукостеры могут начать тестировать вертикальные сиденья в своих авиалайнерах. Правда, пока ни один перевозчик это не подтвердил. Но возможно ли такое в теории?
«Седло для неба»
Речь идет о Skyrider 2.0 – странном гибриде седла и сиденья, разработанном итальянской компанией Aviointeriors Впервые оно было представлено на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге еще в 2018 году. Тогда публика не знала, как реагировать: то ли аплодировать за инновации, то ли смеяться.
Skyrider 2.0 представляет собой конструкцию, при которой пассажир больше стоит, чем сидит. Угол наклона спинки минимальный, посадка вертикальная, а нижняя часть напоминает седло – именно так, как сидит наездник на лошади. Заявлено, что такие сиденья займут на 50% меньше места и позволят увеличить вместимость салона на 20%. Разумеется, экономия в пространстве означает экономию в расходах.
Лоукостеры работают по предельно прагматичной схеме: как можно больше пассажиров – как можно меньше затрат. Но где предел такой экономии?
Skyrider 2.0, по замыслу разработчиков, даст авиакомпаниям возможность продавать еще больше дешевых билетов. Но что получают взамен пассажиры?
О комфорте можно сразу забыть. Место для ног? Его нет. Откинуть спинку? Забудьте. Посмотреть фильм на экране перед собой? Не на что смотреть. При этом кресло оборудовано ремнями безопасности и якобы соответствует требованиям сертификации. Но удовлетворит ли это органы, отвечающие за безопасность полетов?
Возвращение старой идеи
Вообще, идея стоячих мест в самолетах не нова. Еще в 2012 году глава Ryanair Майкл О’Лири говорил о своем желании оснастить Boeing 737 такими креслами. На тот момент это выглядело как эпатаж: чем еще удивить журналистов? Теперь, спустя 13 лет, обсуждение возвращается с новой силой.
Ни одна авиакомпания пока не заявила, что готова внедрять вертикальные сиденья. Но эксперты полагают, что обсуждение подобных решений может быть способом давления на регулирующие органы и общественное мнение: мол, смотрите, как можно сократить стоимость перелетов. Вам что важнее – сидеть или сэкономить?
Кстати, на фоне новостей о планах по запуску таких самолетов, главный европейский лоукостер Ryanair пошутил, опубликовав такую картинку.
Но будет ли это легально?
Авиационные эксперты в один голос повторяют: такие конструкции, скорее всего, никогда не будут допущены на регулярные рейсы по целому ряду причин.
Блогер и автор сайта Frequentflyers Илья Шатилин жестко прошелся по последней волне новостей:
«Когда видите где-то подобный пост (а их в эти дни будет много, опять где-то трубу прорвало и нам звонят за комментариями), помните, что стоячих мест в самолетах не будет по трем причинам:
1. Стоящего человека невозможно безопасно зафиксировать так, чтобы при турбулентности или прерванном взлете он не сломал себе шею или еще что-нибудь.
2. Увеличить количество мест в существующих самолетах за счет таких кресел невозможно из-за сертификационных ограничений по количеству и размерам аварийных выходов, а новые двери и люки никто прорезать не будет.
3. Максимальный взлетный вес также ограничен. Не забывайте, что всем этим людям нужно будет куда-то сложить свою ручную кладь и багаж, а для них места больше не становится».
Он также добавляет: «Формулировки типа "авиакомпании утвердили" – признак, что писал заметку зумер или Алиса».
А ведь были идеи и похуже
На фоне Skyrider 2.0 вспоминается и другой дизайн – двухуровневые кресла. Идея, при которой часть пассажиров сидит буквально друг над другом, как в двухэтажной кровати.
Эта концепция вызвала бурю эмоций в соцсетях: кто-то шутил, что это «идеально для семей с детьми», другие предлагали сразу выдавать шлемы и кислородные маски тем, кто окажется на нижнем уровне. По сравнению с этим вертикальные сиденья даже выглядят прилично.
Aviointeriors, несмотря на шумиху, пока никак не прокомментировала свежие слухи о том, что с 2026 года кто-то из лоукостеров начнет внедрять Skyrider 2.0 на регулярной основе. То же касается и авиакомпаний – нет ни пресс-релизов, ни заявлений, ни даже намеков.
Такое молчание наводит на мысль: возможно, новость Daily Mail – это очередной вброс, основанный на старых презентациях и пожеланиях. Но тема оказалась вирусной: в соцсетях спорят, шутят, возмущаются. Авиапутешествия и так уже стали испытанием на прочность, а тут еще и «стоячие» места.