В ответ на пост
Государственное регулирование платного приёма уходит на подпись Президенту.
Законопроект по дороге поменял название, по замечанию Правительства поменялись статьи, в которые нужно вносить соответствующие правки (исходя из смысла статей Закона и предложенной идеи законодателей).
Гос.регулирование платного приёма будет только в отношении программ высшего образования.
Аспирантуру с её научными специальностями в этот раз не забыли. Видимо, - остепенённых юристов и экономистов тоже запредельно ненужное количество...
Суть гос.регулирования:
💬 Правительство наделено полномочием определять "предельное количество мест для приема" "по договорам об оказании платных образовательных услуг" (новая часть 1.2. ст.101 ФЗ "Об образовании...").
💬 Также Правительство уполномочено определять "порядок и сроки определения предельного количества таких мест".
✅ Положительный момент законопроекта тоже есть.
На уровне федерального закона установлена предельная календарная дата, к которой должны быть приняты все подзаконные акты по гос.регулированию платного приема - до 1 декабря 2025 года.
И это даёт надежду на какую-то определённость для набора на магистратуру и аспирантуру в 2026 году.
Дело в том, что порядок приёма в магистратуру и аспирантуру государство может менять в любое время. Хоть во время приёма (история с Суперсервисом и порядком приема, которую мы наблюдаем).
Запрет на спонтанные изменения порядка приёма сейчас установлен только по программам бакалавриата и специалитета: "Порядок приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета не подлежит изменению после 1 декабря года, предшествующего приему на обучение по указанным программам" (ч.8 ст.55 ФЗ "Об образовании...").
По набору на 2026-2027 учебный год у ВУЗов и научных организаций будут теперь хоть какие-то гарантии от спонтанного нормотворчества.
💬 Гос.регулирование платного приема не будет распространяться на набор и обучение за счёт средств самого ВУЗа: в этой части законопроект не вносит изменений в регулирование приёма.
В ч.4 ст.104 что-то про технологическое лидерство и независимость ещё вносится...🤔
Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
upd
Не очень понятно, почему государство не использует полномочия учредителя своих ВУЗов.
Почему через эти полномочия нельзя настраивать деятельность гос.ВУЗов и набор в них - в целях того же "технологического лидерства", "технологического суверенитета", в целях развития экономики и рынка труда?
Конституционный суд РФ уже неоднократно высказывал такую возможность.
Зачем для этого использовать механизмы общего регулирования и создавать условия для закрытия частных ВУЗов (и сокращения государственных в силу изменения их экономики).
Если, конечно, такая задача не ставилась...
PS
Федеральный закон от 23.05.2025 N 103-ФЗ "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"