Дорогие друзья, дорогие читатели ! Волею судеб тема сароса как одного из фундаментальных астрономических циклов является весьма популярной в научном творчестве автора этих строк. В классическом понимании астрономии сарос – это термин, связанный с периодичностью повторяемости затмений.
Долгие беседы за чаем и не только с Андреем Игоревичем Захаровым, профессиональным астрономом, сотрудником ГАИШ… Дискуссии об астрономии и хронологии. Автор этих строк по их ходу очень любил употреблять вполне себе легко воспринимаемое и понимаемое понятие «Метонов цикл» с его весьма банальным свойством: тот временной промежуток, когда одни и те же лунные фазы попадают на те же даты солнечного календаря. А вот Андрей Игоревич очень любил употреблять такое интригующе звучащее слово, как «сарос». Тот временной промежуток, по истечении которого затмения, особенно лунные, идут в той же последовательности.
Так выглядит его классическое определение, данное в учебной литературе и энциклопедиях. В частности, как русско- ([1]), так и англоязычной статье ([2]) в википедии. Автору этих строк оно не показалось совершенным, и, примерно смоделировав диалектику становления и развития астрономии, он пришел к выводу, что несколько более органичным определение саросу было бы как временному промежутку, по истечении которого Луна появляется на том же месте звездного неба в той же фазе. Как об этом в его статье «Новое определение сароса?» ([3]).
Здесь можно напомнить, что сарос, или (другое название) драконический период, имеет продолжительность в среднем приблизительно 6585,3211 суток или 18,03 тропического года, и он состоит из 223 синодических месяцев или, что то же самое, из 241 сидерического месяца, или 242 драконических месяцев.
Еще можно вспомнить о знаменитом звездном каталоге, приписываемом глубокой древности, а именно, «Альмагесте» Клавдия Птолемея ([4]). Там на одной из страниц основного текста книги весьма подробно описываются свойства сароса как временного промежутка, но именно этим словом он в тексте не называется. При этом в весьма толковом примечании, помещенном в конце этой книги, подробно дается пояснение, что речь идет именно о саросе.
Еще у автора этих строк об одном из математических свойств сароса речь идет в работе «О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка. В качестве подзаголовка: И некой интригой, связанной с понятием "сарос"» ([5]), где констатируется факт удивительного пересечения набора чисел, обрамляющего т.н. битву на реке Калка с набором чисел, обрамляющим сарос на числе 223. Что формирует некий намек о некой причастности сароса в создании набора чисел, участвующих в формировании глобальной хронологии. Как об этом в науч-поп версии диссертации автора этих строк под названием «Как возникла глобальная хронология» ([6]), в статье «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([7]) с изложением базового материала в статье «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки» ([8]).
Некий анализ изложенной гипотезы автора о новом определении сароса содержится в его следующей работе «Сарос: временной промежуток, по истечении которого положение Луны и ее фазы будут повторяться? Правомочность такого его определения?» ([9]). Там же содержится исторический экскурс в историю этого понятия на основании данных из википедии:
«Самое название "сарос" (греч. σάρος) было применено к циклу затмений Эдмондом Галлеем в 1686 году. Ему приписывается заимствование этого понятия из Суда, византийского словаря, приписываемого, в свою очередь, XI веку».
Далее идет ссылка на халдеев, которым приписывается равенство:
120 саросов составляют 2220 лет (по 12 лунных месяцев)
Из чего видно, что сарос рассматривался как промежуток в 222 лунных месяца.
Информация, содержащаяся в "Суде", в свою очередь, была прямо или косвенно почерпнута из хроники Евсевия Кесарийского ([10]), в которой цитировался Беросс. Упоминается еще исследователь по имени Гийом Ле Жантиль, который в 1756 году утверждал, что имя Галлей было неправильным, но его продолжают упоминать. Греческому слову, приписывается вероятное происхождение либо от вавилонского слова sāru, означающего число 3600, либо от греческого глагола saro (σαρί), что означающего "охватывать (небо серией затмений)".
Еще упоминается предмет с большим количеством греческих надписей под названием антикитера с отсылкой на сарос, причем на нем еще можно заметить следы метонова цикла.
А еще в целом в астрономии есть довольно много занятных временных промежутков, которым пока вообще не дано никакого названия и определения. Хотя над названиями некоторых из них можно и подумать. Как это было выяснено один раз в переписке с уже упомянутым Андреем Игоревичем Захаровым.
* * *
Вот здесь как раз можно сделать глубокий вдох, глубокий выдох и немного поразмыслить. Итак, название "сарос" было впервые применено к циклу затмений Эдмондом Галлеем в 1686 году. Из филологии известно, что древний корень «Сар» «соотносится в своем значении с понятием «Царь», и является формой этого слова. Отсюда, в частности, всем известный Сарай, как место нахождения царя» ([11])*.
* - волею судеб поиск в И-нете по ключевым словам этого предложения первая ссылка привела автора этих строк в группу «Сила славянского духа» в соцсети «Одноклассники»
Ну тогда все весьма банально. «Сарос» многими воспринимался просто как царский цикл. И можно задать вопрос: а есть ли какие-то еще ассоциативные зацепки, намеки, причины на то, чтобы этот астрономический цикл обрел именно отмеченное «царское» имя? Давайте подумаем.
Давайте выпишем два числа связанные с этим циклом:
Число 6585,3211 ,
имеющее смысл числа дней в обыкновенном, или одинарным саросе, и
Число 3*6585,3211 = 19 756
имеющее смысл числа дней в тройном саросе.
И давайте постараемся проделать для этих чисел ту же самую процедуру превращения цифр в различные фигуры и символы, которая уже проделывалась для числа 6939 как для числа дней в метоновом цикле в работе автора этих строк «О вполне возможной взаимосвязи между всем известным «числом зверя» (666), «числом Иисуса» (999) и метоновым циклом» ([12]). Там было показано, что в рамках математического менталитета той эпохи это число можно было проинтерпретировать и как «число козла»,и как «число зверя».
Для этого мы скромно представим число 6585 на рисунке в виде ломаной:
и, заметив симметрию цифр 585, что несложно, попытаемся еще для этой ломаной пририсовать еще дополнительное правое звено, чтобы ломаная линия получилась симметричной. Именно такое в указанной работе ([12]) уже проводилось для числа 6939:
А теперь мы просто проводим соединительные линии и играем в разукрашку, как в детских книжках:
Получилось некое подобие головного убора, не так ли?
Что занятно: в рамках воспроизведения математического менталитета той эпохи аналогично мы можем пофантазировать и для рисунка изначального,
еще не подвергнутого процедуре симметризации. Как построил бы ассоциацию автор этих строк, ему это напоминает царский шатер
А теперь давайте нечто аналогичное построим для числа 19756:
И даже попробуем его разукрасить
Автору этих строк изображенное больше всего напоминает поверженную гору. Хотя другие ассоциации не исключены.
Поток игр с числами неисчерпаем. Можно взять, еще, к примеру, упомянутое здесь число 223 как количество синодических месяцев в саросе, умножить его на три, и получить банальность:
223*3 = 669
Затем, играя в симметрию, можно его достроить до идеальной осевой симметрии, подрисовав сзади цифры 9 две шестерки, получив в итоге число 66966, и посвятить последнему игру в рисунки и разукрашки. И пусть для читателей это будет своего рода домашним заданием.
Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055
Литература.
1. Сарос. https://ru.wikipedia.org/wiki/сарос
2. Saros (Сарос). https://en.wikipedia.org/wiki/Saros_(astronomy)
3. Поляковский В.Т. Новое определение сароса? https://www.academia.edu/43473130, https://dzen.ru/a/aC4y7oGzaG4sm1-I,
4. Птолемей Клавдий. Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах. М.Наука-Физматлит, 1998.
5. Поляковский В.Т. О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка. В качестве подзаголовка: И некой интригой, связанной с понятием "сарос" https://www.academia.edu/44207069, https://dzen.ru/a/Y-TycHHNghANpnkJ,
6. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
7. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
8. Поляковский В.Т. Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
9. В.Т.Поляковский. Сарос: временной промежуток, по истечении которого положение Луны и ее фазы будут повторяться? Правомочность такого его определения? https://www.academia.edu/128740226, https://dzen.ru/a/Z_gWnRVHDXJUeM0W
10.Eusebius: Chronicle. Электронная версия. https://www.attalus.org/translate/eusebius4.html#7
11. Группа «Сила славянского духа». https://ok.ru/silaslavyanskogodukha
12. В.Т.Поляковский. О вполне возможной взаимосвязи между всем известным «числом зверя» (666), «числом Иисуса» (999) и метоновым циклом. https://www.academia.edu/127694905, https://dzen.ru/a/Z7JP0PcLw1GELgP2,
г.Москва
май 2025