(Дата и место первой публикации: 24 мая 2025, интернет-журнал «Русскоязычная Теософия»)
Предисловие для непостоянных (новых) читателей.
Статья, которую Вы собираетесь прочесть ниже, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).
Введение или приветствие автора.
Сегодняшняя тема является логическим продолжением двух предшествующих, где мы начали рассматривать три фундаментальных типа жизни во Вселенной. Ранее мы выяснили, что к первому фундаментальному типу относится всё многообразие микрочастиц. Второй фундаментальный тип жизни появляется после первого и путём заимствования части его естества. Этот тип жизни уже обладает сознанием и к нему относится монадическая эссенция, элементалы, минеральное, растительное, животное царства Природы, а также природный народец №1-2.
Теперь настала очередь исследовать третий фундаментальный тип жизни, который, как Вы уже догадались, представлен человечеством, но не ограничивается им. На первый взгляд здесь уж точно всё просто и понятно. Ведь нам прекрасно известно, что такое человек, а значит, что такое третий фундаментальный тип жизни. На самом деле это очень ошибочное впечатление. И если я попрошу провести чёткую разделительную линию между вторым и третьим фундаментальными типами жизни, то не каждый теософ сможет сделать это быстро и правильно, если вообще сможет.
Как оказалось, даже фундаменталисты Теософии не так уж и чётко понимали, что же такое третий фундаментальный тип жизни. Я имею в виду не отличия друг от друга животного и человеческого царств Природы, а различия между вторым и третьим фундаментальными типами жизни. Это немалая разница. Можно сказать даже больше. Правильно и всеобъемлюще понять, что такое третий тип жизни стало возможным лишь после «большого открытия в Теософии» от 11.04.2025г. и публикации схемы четырёх уровней Вселенной. Без этой схемы невозможно было ответить на неизбежные проблемные места. Поэтому фундаменталисты Теософии предпочитали умалчивать о них или обходить их стороной, чтобы не породить сомнения в правильности Теософской модели мироздания.
Но и это ещё не всё. Открытие ранее неизвестных миров в четвёртом уровне Вселенной, наконец, привело к разгадке 150-ти летней тайны Теософии о «тройственном духе». Эта загадка не поддалась даже Ледбитеру и Безант. Только Блаватской было понятно, о чём именно идёт речь. Но по какой-то причине Блаватская сообщила лишь часть целого. Вот цитата из книг Ледбитера и Безант: «Она (Блаватская) никогда не говорила о тройственном духе ясно, но, очевидно, старалась передать идею, прямо, не выражая её… похоже, что она была связана каким-то обетом и не могла писать об этом свободно».
Начало темы.
В двух предыдущих темах Азбуки сообщалось, что ничто не появляется «волшебным образом», т.е. из ниоткуда. Первый фундаментальный тип жизни появляется внутри «Тьмы», т.е. в естестве «загадочного» Абсолюта. Для своего появления второй фундаментальный тип жизни заимствует часть естества своего предшественника, т.е. использует микрочастицы для строительства тел разнообразных существ (монадическая эссенция, элементалы, минералы, растения, природный народец 1-2, животные). Согласно логике, третий фундаментальный тип жизни также должен заимствовать часть естества своего предшественника. Помимо этого, каждый новый тип жизни должен приносить с собой что-то по-настоящему уникальное и неповторимое. Это новшество и придаёт статус «фундаментальности» отдельному типу жизни. Нам предстоит обнаружить все вышеуказанные признаки в третьем фундаментальном типе жизни на примере человечества.
Для начала давайте взглянем, как Вселенная выглядит сейчас, т.е. перед началом деятельности Третьего Логоса, чтобы точно представлять себе нашу отправную точку. Уровни Вселенной со второго по четвёртый наполнены первым подвидом микрочастиц. Третий и четвёртый уровни Вселенной наполнены вторым подвидом микрочастиц. Третий подвид микрочастиц ещё не появился, т. к. Третий Логос ещё не начал действовать. Помимо этого, третий и четвёртый уровни Вселенной наполнены монадической эссенцией и элементалами, т.е. первым подвидом второго фундаментального типа жизни. Монадическая эссенция и элементалы — это существа, обладающие сознанием. Они понимают факт своего бытия и существование окружающего их мира.
Для появления Третьего Логоса всё давным-давно подготовлено. Природа с нетерпением ожидает его. В отличие от своих предшественников, Третий Логос «поселится» лишь в четвёртом уровне Вселенной, а значит, его деятельность никоим образом не отразится на вышестоящие уровни и всё, что там находится. Это существенно облегчает наше исследование. Начнём по порядку. Появление Третьего Логоса приводит к образованию третьего подвида микрочастиц в четвёртом уровне Вселенной. Эти микрочастицы начинают образовывать три последовательных поколения (кварки, адроны, атомы).
А вот дальше происходит действительно важное. Сначала Третий Логос заимствует некий объём монадической эссенции и элементалов, обитающих в четвёртом уровне Вселенной. Он превратит их во второй подвид второго фундаментального типа жизни, который для удобства отличия мы назовём «дочеловеческими монадами». Этот новый подвид второго типа жизни постепенно превратится в минеральное царство, затем в растительное и природный народец №1, а потом в животное царство и природный народец №2.
Далее, Третий Логос опять заимствует некий объём монадической эссенции и элементалов в четвёртом уровне Вселенной, но уже для создания на его основе третьего фундаментального типа жизни. Для удобства отличия назовём их «человеческими монадами». Напомню, что позаимствованные монады уже обладают сознанием, а значит, эта особенность переходит по наследству «человеческим монадам». Третий Логос модернизирует под свои нужды отобранные монады путём добавления «светящейся нити», на которую позднее будут насаживаться «постоянные атомы» в нижестоящих мирах.
После вышеуказанных действий четвёртый уровень Вселенной наполнен «дочеловеческими монадами», выглядящими как шарики, и «человеческими монадами», выглядящими точно так же, но со светящейся нитью.
Что же происходит дальше? Как уже было сказано, «дочеловеческие монады», они же второй подвид второго фундаментального типа жизни, начинают свой долгий эволюционный путь вниз из Каузальной части Ментального мира, проходя через минералы, растения, природный народец №1-2 и животных (смотри столбец "А" схемы).
В это время «человеческие монады» начинают нанизывать на свои светящиеся нити постоянные атомы из нижестоящих миров. Вероятнее всего, местом «рождения» «человеческой монады» является тринадцатый мир (см. столбец 8 и "Б" схемы).
Поэтому именно из этого мира каждая монада опускает свою светящуюся нить. Так как Безымянный мир «Б» является двухъярусным, то здесь монада нанизывает на свою нить два атома. Первый принадлежит материи Верхнего яруса этого мира, и он называется «постоянным атомом». Второй принадлежит Нижнему ярусу этого же мира и у фундаменталистов Теософии называется «постоянной единицей». Затем «человеческие монады» спускают свою нить ещё ниже, в Безымянный мир «В» и прикрепляют к ней постоянный атом этого одноярусного мира (см. столбец "Б" схемы).
«Человеческие монады» не могут спуститься дальше, ведь их ареал обитания ограничен ровно четырьмя ярусами: 1 в Безымянной мире «А», 2 в Безымянном мире «Б», 1 в Безымянном мире «В». Чтобы спуститься ниже, человеческие монады создают собственных клонов или копии самих себя в Верхнем ярусе нижестоящего Атмического мира. Кто их этому учил? Непонятно, но они делают это. Птиц тоже никто не учил вить гнёзда, но они умеют их строить.
Можно воспользоваться аналогией из физики и назвать появляющихся клонов «человеческими монадами второго поколения». А родительские монады назвать, соответственно, «первым поколением». Если учесть, что человеческие монады являются сознательными существами, то родителей можно назвать «человеческим сознанием первого поколения». Созданные ими копии в Атмическом мире можно назвать «человеческим сознанием второго поколения» или «сознанием человека №2». Читатель может использовать любой из понравившихся ему вариантов.
Дальше события полностью повторяются. Сознание человека второго поколения вытягивает нить в нижестоящие миры и прикрепляет к ней постоянные атомы. Так как Атмический мир является двухъярусным, то здесь на нить нанизывается постоянная единица из Нижнего яруса. В нижестоящем одноярусном Интуитивном мире на сияющую нить нанизывается один постоянный атом. Затем нить спускается в Каузальный ярус Ментального мира и к ней прикрепляется ещё один постоянный атом. Ниже «сознание человека второго поколения» спуститься не может.
С точки зрения внешнего наблюдателя, «сознание человека №1» оно же «человеческая монада первого поколения» и сознание человека №2 представляют собой два отдельных сознательных существа, да ещё и проживающих изолировано друг от друга в разных группах миров. Но с точки зрения Природы они есть единое существо. Сознание человека №1 имеет особую связь, наподобие проводного телефона со своим клоном, т.е. с сознанием №2. Но связь имеет односторонний характер. Сознание №1 выполняет роль «совести» или невидимого советника для сознания №2.
А вот дальше происходят малопонятные и интересные события. Согласно логике, «сознание человека №2» должно также создать своего клона для освоения оставшихся нижестоящих миров. Назовём его «сознанием человека третьего поколения». Но если сказанное Безант и Ледбитером понимать буквально, то вышеуказанного не происходит. Сознание человека №2 останавливает своё нисходящее движение в Каузальном ярусе Ментального мира. Хорошо, допустим это так.
Далее некие высокоразвитые существа начинают подселять «человеческие монады» второго поколения то в тела растений, то в тела некоторых животных. Например, одна «человеческая монада» второго поколения может на какое-то время быть помещена внутрь какого-нибудь животного, а затем быть изъята и помещена внутрь другого животного. На жизнедеятельность самих растений и животных ни подселение, ни отсутствие «человеческих монад» никак не влияет.
Это можно сравнить с тем, как в автомобиль на пассажирское место подсаживается некий попутчик. Он ездит с владельцем автомобиля всюду, куда бы тот не направился. В какой-то момент попутчик выходит из одного автомобиля и пересаживается в другой. Спрашивается, что это за странный процесс? К сожалению, на него нет ответа. Суть и предназначение этих действий пока неясны. Мы не будем подробно останавливаться на этом, так как данное явление уже рассматривалось в теме Азбуки №67.
Сейчас нас интересует сама способность «человеческих монад», т.е. представителей третьего фундаментального типа жизни, вселяться в других живых существ, т.е. в представителей второго подвида второго фундаментального типа жизни. Ледбитер и Безант в своих книгах утверждали, что две цветных капельки воды, соединяясь в единое целое, смешиваются и тем самым претерпевают необратимые изменения. Мы больше не сможем получить обратно две первоначальные капельки воды, так как их материя и индивидуальные отличия смешались между собой.
Если представить, что две вышеуказанные капельки — это два отдельных сознательных существа одной групповой души, например, лошади, то получается следующее. При возвращении в групповую душу личный опыт двух коней смешается между собой. Когда из этой групповой души снова выделится капелька для образования нового коня, вышеуказанный общий опыт уже будет присутствовать в нём. В каком-то смысле это существенно ускоряет эволюцию. Ведь происходит быстрый обмен опытом внутри групповой души животного. По этой причине символом второго фундаментального типа жизни часто является «капелька воды».
Выше по тексту мы выяснили, что «человеческая монада» способна погрузиться внутрь существа второго фундаментального типа, но при этом никакого процесса смешивания не происходит. В любой момент «человеческая монада» может быть изъята из донора. Таким образом, помимо «светящейся нити», на которую нанизаны постоянные атомы, «человеческая монада» обладает ещё одним принципиальным отличием: способностью подселяться в других существ без какого-либо смешивания своего естества с донором и без потери чувства самоидентичности. Причём, если «человеческая монада» подселяется не в тело конкретной особи того или иного живого существа, а в групповую душу, то такая человеческая монада сможет охватить своим сознанием одновременно всех существ, принадлежащих этой групповой душе.
Принимая вышеуказанное во внимание, мы смело можем объявить «песчинку на ниточке» символом «человеческих монад». У этой особенности есть как плюсы, так и минусы. Например, мы можем пронумеровать каждую песчинку (человеческую монаду) из великого множества. В случае необходимости, по этому номеру мы снова можем найти нужную нам песчинку среди других. Сколько бы ни прошло времени, сколько бы песчинка ни путешествовала по миру, её индивидуальный номер никуда не денется. Мы сможем её отыскать и опознать. А вот с монадами второго фундаментального типа жизни ничего подобного сделать не получится.
Допустим, у нас есть две капли, которые мы пронумеровали разным цветом. Как только они соприкоснутся друг с другом, у них образуется одна общая внешняя стенка, а наша цветовая метка либо исчезнет, либо изменит свой цвет от смешения с цветом другой капли. Теперь найти помеченные нами капли (две мелкие единицы) больше невозможно. Ведь они слиты воедино, их естество смешано, и они представляют собой не две единицы (1+1=2), а новую единицу в два раза большего размера. Теперь нам заново нужно помечать это новое образование. Если помеченная нами большая капля снова разделится надвое, у нас получится два близнеца (1 и 1). Теперь нам дополнительно нужно помечать цветом каждого из двух близнецов. Проще говоря, пытаться вести индивидуальный учёт каплям воды — это, мягко говоря, проблемное дело.
Другой особенностью песчинки является её нерастворимость в воде. Песчинка с лёгкостью может находиться в водной среде, сохраняя при этом свою целостность и индивидуальность. В любой момент она может быть изъята из воды, а затем снова туда помещена любое количество раз. В этом нет никаких пределов и ограничений. Но как бы ни хотела вода, находящаяся снаружи песчинки, она никак не способна проникнуть внутрь песчинки, тем самым изменив её индивидуальные характеристики.
Песчинка всегда сохраняет свою индивидуальность (личность), которая медленно меняется на основе полученного жизненного опыта. Одной песчинке довольно сложно передать свой жизненный опыт или индивидуальность другой песчинке (поделится опытом). Для этого вторая песчинка должна пройти тот же самый путь, что и первая. Как говорится, испытать то же самое на собственном опыте.
Индивидуальность капли воды — вещь очень условная. Она носит временный характер, пока не произойдёт слияние с другой каплей воды или с несколькими каплями сразу. Помимо медленного изменения индивидуальности вследствие жизненного опыта, индивидуальность капель воды сильно преобразуется вследствие слияния капель друг с другом. Проще говоря, делиться опытом в этом случае очень просто и быстро. Капле типа «ученик» нет необходимости, проходить тот же самый жизненный путь, что прошла капля «учитель». При слиянии они мгновенно смешают воедино свой индивидуальный опыт.
С одной стороны, песчинки не способны мгновенно обмениваться друг с другом опытом, сливаясь в единое целое. С другой стороны, подселяясь в тело другого существа и проходя с ним через горе и радости, песчинка может расширить свои ограниченные возможности личного опыта, да ещё и чем-нибудь помочь донорскому существу. Проще говоря, у монад типа капелька воды есть свои плюсы и минусы, а у монад типа песчинка есть свои плюсы и минусы.
Что же получается? Теперь мы нашли истинное отличие третьего фундаментального типа жизни? Это отличие, несомненно, очень важное, но не основополагающее. Что происходит дальше? Ледбитер и Безант утверждают, что групповая душа высших животных делится на более мелкие части. Со временем наступает момент, когда конкретная особь высшего животного отрывает кусок каузальной материи от собственной групповой души. В этот момент «сознание человека второго поколения» завладевает оторвавшимся куском каузальной групповой души животного и превращает его в личное каузальное тело со всем жизненным опытом, который ранее получила эта групповая душа. А так как материя неотделима от сознания, то вместе с куском каузального тела сознание животного фактически становится сознанием №3 человека.
Таким образом, сознанию человека второго поколения не нужно создавать своего клона в нижестоящих мирах, так как сознание №3 досталось ему вместе с каузальным телом животного. Теперь осталось лишь спустить светящуюся нить в нижестоящие миры и установить «телефонную линию связи» с сознанием №3. Не просто же так Теософия утверждала, что у человека есть «животная душа».
Особенностью сознания №3 (бывшее животное) является её умение перерождаться, строить тела в нижестоящих мирах, в том числе строить плотное физическое тело. Только теперь необходимо заменить облик животного на облик человеческого тела. Что, собственно говоря, и происходит.
Ледбитер и Безант утверждают, что это и есть момент появления третьего фундаментального типа жизни или третьего излияния жизни по их терминологии. Ниже приведена схема из книги Ледбитера о соединении дочеловеческой и человеческой монад.
Такое утверждение немало похоже на истину. Ведь Третий Логос позаимствовал часть монад, созданных ранее Вторым Логосом, и создал на их основе «человеческие монады». Дополнительно к этому «человеческие монады» завладевают куском животной групповой души и превращают её в свои каузальные тела, умеющее реинкарнироваться. Таким образом, третий фундаментальный тип жизни действительно произошёл из естества своего предшественника.
Но мы пока не нашли той уникальной особенности, которая делает третий тип жизни по-настоящему фундаментальным. Светящаяся нить и постоянные атомы на ней, способность подселяться в других существ — это, конечно, прекрасно, но не является особенностью, носящей фундаментальный характер. Таковой не является и человеческий облик. В чём же тогда она заключается?
Символом Третьего Логоса является интеллект, и в человеческих монадах его пока ещё нет. Сейчас у них есть лишь способность к пониманию, которая присуща второму фундаментальному типу жизни и доставшаяся человеческим монадам по наследству. Такого животного понимания вполне достаточно, чтобы реинкарнироваться в человеческом облике и прожить жизнь. При таком положении дел поведение человека будет похоже на поведение высшего животного (коты, собаки, слоны, обезьяны).
Теперь мы подходим к самой важной части в появлении третьего фундаментального типа жизни. В Библии приводятся следующие, по сути, слова Бога: и пошлю сынам человеческим «Святого Духа». По утверждению Теософии ,"Святой Дух" есть не что иное, как интеллект. Вероятнее всего, Третий Логос приказал загадочным существам «Манасапутрам» оплодотворить интеллектом появившиеся человеческие монады. Применительно к нашему человечеству, это произошло примерно 6,5 миллиона лет назад. Этот процесс описывается в теме №66 Азбуки.
Именно этот торжественный и исторически недооценённый момент воистину превращает человеческую монаду в третий фундаментальный тип жизни. Без интеллекта человеческая монада со всеми своими тремя поколениями — это лишь немного модернизированное «высшее животное» и не более того.
Многие могут возразить, заявив следующее: но у человека же есть чакры. Да, есть, но только Ледбитер и Безант никогда не говорили, что системы чакр нет у высших животных. Они обошли этот момент стороной. У человека же есть развитый головной мозг и утончённая нервная система — скажут другие. Да, действительно есть, но они стали развиваться только после вмешательства вышеуказанных Манасапутр, а не до этого. Спорить можно сколь угодно долго, но факты не перешибить. Человеческие монады и построенные ими тела человеческого облика без способности к интеллекту — это лишь усовершенствованное высшие животное, т.е. второй подвид второго фундаментального типа жизни.
Термин интеллект, по своей сути, является синонимом термина «творец» или «создатель». Причём у интеллекта можно выделить последовательные стадии. Сначала интеллект «творит» руками плотного физического тела. Затем интеллект создаёт машины и компьютерные программы, позволяющие ему «творить» удалённо и более совершенно. Затем наступит последний этап, и интеллект начнёт «творить напрямую». Научившись использовать силу воли, ум сможет заставлять материю полностью повиноваться себе без каких-либо машин и компьютеров. Но и это ещё не все особенности ума, подаренного Третьим Логосом.
Основательница современной Теософии Блаватская Е.П. утверждала о существовании у человека трёх отдельных и независимых умов, интеллектов или разумов. Но их суть и отличия она оставила втайне, кратко описав лишь разницу между двумя из них. В «Протоколах ложи Блаватской» она утверждала о существовании низшего ума, т.е. того, которым мы пользуемся сейчас (сознание человека №3). Этот тип ума ограничен временем и четырьмя нижними ярусами: 2 в Физическом мире, 1 в Астральном и 1 в Нижнем ярусе Ментального мира.
Второй тип ума соответствует ареалу обитания сознания человека второго поколения: Каузальный ярус Ментального мира, 1 ярус Интуитивного мира и 2 яруса Атмического мира. Блаватская утверждала, что этот тип ума не ограничен временем, он способен видеть как прошлое, так и будущее. Последующие исследования Ледбитера и Безант полностью подтвердили сказанное Блаватской. Только оказалось, что такая способность появляется уже в ментальном теле человека, а не в каузальном.
Про особенность первого типа ума Блаватская ничего не сказала. Но после большого открытия в Теософии от 11.04.2025 стало окончательно ясно, что первый тип ума соответствует трём Безымянным мирам: «А», «Б» и «В» четвёртого уровня Вселенной, где обитает «человеческая монада первого поколения». Какова особенность и способности этого типа ума, остаётся загадкой по сей день. Наверное, они точно покажутся нам «волшебными».
Теперь нам осталось прояснить ещё один нюанс. Мы привыкли видеть эволюцию в форме последовательных и всё более сложных биологических форм жизни, которые мы называем отдельными царствами Природы. Например, минеральное царство превращается в растительное. Далее следует животное царство и природный народец, а за ними - человечество. Наша привычка мыслить требует от нас особенного внешнего облика для последующих царств природы, например, для Агелов, Асекхов и Махачоханов, для Будд и Планетарных Царей. Мы пытаемся искать эти особенности, страдаем, когда не находим их, или, что ещё хуже, придумываем вымышленные особенности Сверхчеловеческим царствам Природы.
Правда жизни заключается в следующем. Развитие биологических форм жизни, к которой мы так сильно привыкли — это деятельность Второго Логоса, и осуществляется она во втором фундаментальном типе жизни. С окончанием этого типа жизни биологическое разнообразие заканчивается. Третий Логос и третий тип жизни призван развивать сознание, мораль и ум. Поэтому не сто́ит искать внешние биологические отличия в Сверхчеловеке или даже в Махачохане (Ману, Бодхисаттва). Не надо думать, что Планетарный Царь — это гигант ростом в километр и хихикать, обнаружив, что он выглядит как 16-ти летний юноша. Даже наука признаёт творящий интеллект единственным, чем человек отличается от животного. Почему же мы продолжаем искать биологические отличия там, где эволюция уже действует в другом направлении? В развитии ума, его силы, в совершенствовании моральных качеств, добродетелей т. д.
Справочная информация.
Данная статья является неотъемлемой логической частью большого сборника о Теософии под названием «Тетралогия Петра М.». Сейчас Вы читаете четвёртую часть под названием «Азбука Большой Теософии» (темы №197- ). Третья часть называется «Азбука загадок человечества» (темы №100-196). Вторая часть - «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первая часть - «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).
Навигационные ссылки: содержание первой части тетралогии Азбук,содержание второй части, содержание третьей части, содержание четвёртой части.
При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: