Найти в Дзене
ОСК | Севмаш

Всегда вместе

Любое дело нужно обязательно доводить до конца, никогда не откладывать его на завтра – жизненный принцип Михаила и Ирины Ломага
Любое дело нужно обязательно доводить до конца, никогда не откладывать его на завтра – жизненный принцип Михаила и Ирины Ломага

Супруги работают в сборочно-стапельном цехе 42 предприятия ОСК Севмаш; он – бригадир слесарей-монтажников, она – машинист крана. Привыкли помогать друг другу во всём и дома, и на работе.

Жить производством

Михаил, по мнению Ирины, трудоголик – живёт производством, горит работой. И дома всё время при деле, тем более что в частном доме, где живёт семья, работа буквально на каждом шагу. Ирина – одна из тех счастливых женщин, кому не нужно по сто раз повторять мужу просьбу повесить полку или отремонтировать дверной замок. Он сам замечает всё, что требует его хозяйского участия, и сам всё делает.

Родился и вырос Михаил в посёлке Самодед, а мечтал о море и кораблях. После школы окончил морской лицей в Архангельске и даже отходил в море несколько навигаций. А потом ушёл в армию. Там-то парень и узнал о Севмаше.

– Первое, что я сделал, вернувшись со службы, – вспоминает Михаил, – это предложение Ирине стать моей женой. А второе – отправился в Северодвинск, трудоустраиваться на Севмаш.

Ирина ждала. Жить без любимого грустно. Ей совсем не хотелось, чтобы Михаил, вернувшись со службы, начал ходить в моря на долгие месяцы. Поэтому идея с Севмашем очень понравилась, она во всём поддержала своего избранника и безропотно переехала вслед за ним из Архангельска в Северодвинск.

Севмаш принял Михаила как родного. Судоводитель, помощник механика судов речного флота, слесарь-судоремонтник 3-го разряда – ценный кадр. Но направили его не в водно-транспортный, а в стапельно-сборочный цех 42.

О предприятии, о специализации каждого подразделения молодой человек на тот момент особого представления не имел. Цех ему понравился. Сразу понял, что хочет проявить себя с лучшей стороны.

От ученика до бригадира

На участке новенького встретили мастер Евгений Александрович Кузнецов, бригадир Андрей Максимович Портной. Коллектив опытный, давно сложившийся, дружный. Михаил оказался единственным «салагой». Но мужики приняли по-отечески: учили, объясняли, показывали, могли и помочь, если надо. «В наставники мне дали Владимира Васильевича Семёнова.

Я за ним всюду ходил, про всё расспрашивал», – вспоминает Ломага. Наставник учил правильно пользоваться инструментом, а его в работе слесаря-монтажника много, и разного. Учил не бояться и делать. А если не понятно, то задавать вопросы, не стесняясь «чинов и статусов». Парень стремился не только научиться выполнять те операции, которые от него требовались по разряду, но и понять, зачем вообще это надо, что будет дальше с данной деталью.

И на молодого активного быстро обратили внимание. Буквально через пару месяцев начали оставлять на замещение бригадира. А через пять с небольшим лет по инициативе бригады Михаила Ивановича назначили бригадиром.

Со временем бригада практически полностью обновилась. Михаил – руководитель строгий, но справедливый. Знает сильные стороны каждого в своем коллективе, задания распределяет так, чтобы общий результат был максимально эффективным. Учит подрастающее поколение слесарей-монтажников не только азам профессии, но и жизни.

– Молодёжь в городе наслышана, что на заводе зарплаты хорошие. Приходят и ждут. А что работать надо как следует, не все понимают. Но у меня в бригаде отсидеться не получится. Каждому объясняем: прояви себя, покажи, чего стоишь, – говорит бригадир.

И приводит в качестве примера правильного отношения к жизни и труду Александра Паршина. Видно, что этот молодой парень работать хочет, интересуется, стремится знать больше. Не только в своем соку варится, но и к другим специалистам смело подходит с вопросами. И вся бригада его в этом стремлении поддерживает.

У бригады Ломаги довольно специфический профиль. Когда-то у неё была «узкая» специализация, собирали только торпедные аппараты. Сегодня рабочие трудятся практически на всех строящихся на предприятии кораблях, собирают различные узлы, от мелких до крупногабаритных деталей. Опыту и знаниям Михаила и его коллектива доверяют инженеры. Случается, что обращаются за советом или с просьбой показать, как выполняется та или иная операция, как её можно упростить и улучшить. Этот симбиоз рабочих навыков и инженерной мысли часто практикуется на производстве.

Масштабы изменились

– Честно признаться, я на заводе больше времени провожу, чем дома с семьёй, – говорит Михаил Иванович. – Не могу бросать что-то недоделанным. Если надо, и сверхурочно останусь, и в выходные выйду. Когда пришёл сюда, таким интересным мне всё здесь показалось! Работая на судах мотористом, отвечал за механизмы. Сейчас масштабы изменились, но я продолжаю работать с механизмами. Если надо, и отремонтировать могу то, что сломалось. В общем, делаю не только то, что должен, но и то, что могу.

Какой бригадир, такая у него и бригада. Ребята хорошо зарекомендовали себя в цехе, буквально, как неотложная помощь. Михаила Ивановича знает каждый бригадир, мастер, многие строители, руководство цеха. Там, где кто-то не возьмётся выполнить нестандартную задачу, разобраться в сложном вопросе, на помощь придёт бригада Ломаги. Впрочем, и им самим в помощи никто не отказывает.

– Да, бывает, что пользуется своим положением, – посмеивается над мужем Ирина. – Весь цех на перекур, а мой звонит мне, просит груз переместить вне очереди, пока перерыв и никто никому не помешает. Такелажники обычно не против, всегда помогут. Михаил умеет поддерживать хорошие отношения со всеми.

Страсть к высоте

Ирина свой трудовой путь начала на соседней «Звёздочке» токарем. Но всё время посматривала вверх, где под крышей цеха перемещались краны. Очень ей хотелось оказаться в кабине. Вскоре желание девушки сбылось, выучилась на крановщицу и работала так старательно, что довольно быстро получила 4-й разряд.

На Севмаш Ирина перешла, когда семья сменила место жительства и переехала с Ягр в город. Здесь её поначалу направили в механический цех 4. Говорит, что работать с небольшими грузами было скучновато, хотелось большего масштаба. Упросила мужа узнать, нет ли вакансий в его цехе 42. Вакансия нашлась.

Вот здесь-то она, наконец, почувствовала и масштаб, и сложность работы крановщицы.

– Мне очень интересно! – говорит Ирина. – Большая высота, по сравнению с теми цехами, где я трудилась раньше, высокая точность работы нужна, да и детали бывают не просто большие, но и сложной формы. Когда работаем двумя кранами, надо следить за синхронностью действий с другим машинистом. Это сложно, но здорово. Люблю свою работу!

А ещё Ирина признаётся, что ей очень нравится работать в одном цехе с мужем. Конечно, чаще всего целую смену они не видятся. Но если промелькнет где-то внизу знакомая фигура, теплее на душе становится. Михаил говорит, что тоже всегда смотрит вверх, выискивая взглядом любимую.

Любовь и семья для Михаила и Ирины – как якорь, дают уверенность, что в любые жизненные штормы удержишься наплаву.

Материал из газеты "Корабел"

Ольга СОБЕРГ

Фото Станислава Зелянина