К такому выводу пришёл Арбитражный суд Красноярского края в своём решении от 26.03.2025 г. по делу № А33-31029/2024.
Свою позицию суд обосновал следующим.
Пунктом 3.14 Извещения о проведении закупки предусмотрено, что победителем закупки признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным извещением о закупке, и заявка которого по результатам сопоставления заявок, на основании указанных в извещении о закупке критериев оценки, содержит лучшие условия исполнения договора. В случае если итоговый рейтинг двух или более заявок будет одинаковым, победителем закупки признается участник, заявка на участие в закупке которого поступила ранее других заявок. Для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС.
Как разъяснено в пунктах 42, 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», обязательные процедуры, конкурентные закупки, проведенные с нарушением правил части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа и (или) заинтересованного лица (часть 4 статьи 17, часть 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции). К заинтересованным лицам, имеющим право на оспаривание обязательной процедуры, конкурентной закупки и договора, заключенного с победителем (оспоримой сделки), относятся, в частности, участники такой процедуры, конкурентной закупки, стороны договора, заключенного по ее результатам.
Рассматривая иски заинтересованных лиц о признании обязательных процедур, конкурентных закупок, договоров, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий их недействительности, суду требуется проверить, в том числе ущемление прав заявителя как участника рынка, охраняемого законом интереса заинтересованного лица в таком признании и применении последствий, в частности, имеется ли фактическая возможность для восстановления прав истца, например, могло ли данное лицо стать победителем при отсутствии нарушений проведения процедуры, конкурентной закупки исходя из всей совокупности условий торгов (статьи 166, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В пункте 71 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество. Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Из содержания протокола от 16.08.2024 № 24-60/3-БЭ следует, что истцом предложена лучшая ценовая стоимость заявки (9 480 000 руб.), при этом техническая часть заявки соответствовала техническому заданию по итогам закупки, тем самым истец являлся потенциальным победителем по итогам проведенной закупки, что было исключено в результате отклонения его заявки при отсутствии на то оснований.
При таких обстоятельствах, конкурсной комиссией были допущены существенные нарушения процедуры проведения итогов по закупке, которые повлекли иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов участника закупки (истца), выразившихся в ограничении прав действительного и потенциального участника (победителя) конкурса указанное, по мнению суда, является основанием для признания торгов недействительными.
С учетом изложенного, судом отклоняются возражения истца о правомерном отклонении заявки истца, поскольку формальный, по сути, подход не отвечает принципам доступности, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, суд признает обоснованными доводы ООО, в связи чем, требования истца о признании недействительным торгов в форме закупки в электронном магазине на право заключения договора поставки реклоузеров 6-10 кВ для нужд филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», оформленные протоколом от 16.08.2024 № 24-60/З-БЭ, подлежат удовлетворению.
Соответственно, в рамках указанного дела суд приравнял закупку в электронном магазине к конкурентным закупкам.
Источник: решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.03.2025 г. по делу № А33-31029/2024
Автор: Дон Виктор Викторович
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канала