Найти в Дзене
Достойный

Возрождение дальнобойной артиллерии по результатам СВО

Крайне медленное продвижение линии фронта СВО - очевидное для всякого непредвзятого наблюдателя - вызывает аналогии с "позиционным тупиком" Первой мировой войны и стимулирует поиск средств поражения, способных взломать оборону противника на тактическую глубину, по аналогии первого применения англичанами танков при Сомме. Массово используемые на линии фронта БПЛА, кроме очевидных преимуществ, имеют два огромных и неустранимых на данный момент недостатка Все недостатки во многом завязаны на слабую энергетику "фронтовых" БПЛА - существующие аккумуляторы несут в себе на порядок меньше энергии, чем аналогичное по объёму углеводородное топливо, а использование ДВС требует роста размерности БПЛА и лишает их всех факторов незаметности электродвижения. В любом случае, поражение тылов противника на глубину 100 и более км возможно сейчас исключительно весьма дорогими ракетными комплексами (Искандер, Хаймарс), что серьёзно ограничивает возможности действующей армии. На этом фоне в очередной раз

Крайне медленное продвижение линии фронта СВО - очевидное для всякого непредвзятого наблюдателя - вызывает аналогии с "позиционным тупиком" Первой мировой войны и стимулирует поиск средств поражения, способных взломать оборону противника на тактическую глубину, по аналогии первого применения англичанами танков при Сомме.

Массово используемые на линии фронта БПЛА, кроме очевидных преимуществ, имеют два огромных и неустранимых на данный момент недостатка

  • небольшой вес ВВ боевой части - до 5 килограмм
  • абсолютную незащищённость как от классических средств поражения (стрелкового оружия), так и от оружия направленной энергии (ЭМИ, лазеры)

Все недостатки во многом завязаны на слабую энергетику "фронтовых" БПЛА - существующие аккумуляторы несут в себе на порядок меньше энергии, чем аналогичное по объёму углеводородное топливо, а использование ДВС требует роста размерности БПЛА и лишает их всех факторов незаметности электродвижения.

В любом случае, поражение тылов противника на глубину 100 и более км возможно сейчас исключительно весьма дорогими ракетными комплексами (Искандер, Хаймарс), что серьёзно ограничивает возможности действующей армии.

На этом фоне в очередной раз возродился интерес (к сожалению, не в МО И ГШ РФ) к дальнобойной артиллерии. В частности, к возможности В РАЗЫ увеличить дальность крупнокалиберной (более 150 мм) артиллерии использованием снарядов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Вот недавняя новость

На прошедшей в Лондоне конференции Future Artillery молодая британская оборонная компания Tiberius Aerospace представила управляемый боеприпас Sceptre калибра 155 мм. Он оснащен прямоточным воздушно-реактивным двигателем и способен наносить удары на расстоянии до 160 км. Scepter обещает превосходную точность и значительно повышает экономическую эффективность артиллерийских орудий класса гаубиц.
Боеприпас Sceptre TRBM 155HG разработан для стандартного 155-мм артиллерийского орудия. Заявленная дальность полета 140-160 км, максимальная скорость 3,5 числа Маха. Потолок — 20 000 м, что позволяет вывести снаряд из зоны действия устройств РЭБ. При высокой точность поражения цели (погрешность 5 м) означает, что массу взрывчатого вещества можно снизить до 5,2 кг.

Ранее, в 2018 году на международной выставке Eurosatory в июне 2018 года в Париже, был представлен макет 155-мм артиллерийского снаряда с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), представленный норвежско-финской компанией Nammo. Новый снаряд с ПВРД может легко преодолеть и 120-, и даже 150-километровый барьер. С ним обычная 155-мм гаубица может решать задачи, посильные оперативно-тактическим ракетам корпусного и даже фронтового подчинения.

макет снаряда с ПВРД 2018 год
макет снаряда с ПВРД 2018 год

К счастью для ВС РФ, подобные снаряды ПОКА так и остались в стадии опытных разработок. "Ракетоверие" высшего военного начальства по обе стороны линии Россия/Запад уходит корнями ещё в 1950-е годы, когда и в НАТО и в СССР были прекращены работы по дальнобойной артиллерии. На Западе хотя бы остались энтузиасты, например Джеральд Булл и Дональд Морделл, но и там всё увязло в военной бюрократии вплоть до недавнего времени.

Хотя на самом деле подобные снаряды были разработаны и даже применялись вермахтом в годы Второй Мировой войны. Работы над активно-реактивными снарядами начались в Германии еще в 1934 году. В 1938-1945 годах миниатюрными реактивными двигателями снабжались несколько типов снарядов калибром до 280 мм. Так, в 1939 году был разработан 150-мм активно-реактивный снаряд R.Gr.19 для тяжелых полевых гаубиц обр. 18 и 18/40. После испытаний снаряд был принят на вооружение.

Чертеж 150мм снаряда с воздушно-реактивным двигателем инженера Вольфа Троммсдорффа .
Чертеж 150мм снаряда с воздушно-реактивным двигателем инженера Вольфа Троммсдорффа .

В 1943 году был создан снаряд С1 для 210-мм пушки. Из 90 кг веса этого снаряда 6 кг приходилось на ракетное топливо. Благодаря работе прямоточного двигателя скорость С1 достигла 1.475 м/с, а дальность - 200 км.

Самым мощным снарядом доктора Троммсдорффа стал 28-см снаряд С3 для железнодорожной пушки K5(Е). Вес снаряда - 170,4 кг, вес ракетного топлива - 16,3 кг, вес ВВ - 9,6 кг. Прямоточный двигатель разгонял снаряд до скорости 1.860 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 350 км, то есть больше, чем у баллистической ракеты ФАУ-2 и крылатой ракеты ФАУ-1. Таким образом, пушка K5 с территории Франции могла обстреливать Лондон.

 280-мм железнодорожное орудие Krupp К5.
280-мм железнодорожное орудие Krupp К5.
280 мм снаряд с ПВРД для К5
280 мм снаряд с ПВРД для К5

К счастью для жителей Лондона, союзные войска успели в 1944 году захватить артиллерийские позиции 280 мм пушек до поступления к ним сверхдальнобойных снарядов.

После войны все наработки Троммсдорффа, вместе с ним самим, попали в распоряжение советских властей. Главной задачей КБ-4, входившего в НИИ «Берлин», была доводка снаряда Троммсдорффа. Руководителем КБ стал Н.А. Судаков, а ведущим конструктором - сам Вольф Троммсдорфф. Им предстояло закончить разработку технического проекта 283-мм активно-реактивного снаряда с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), выпустить рабочие чертежи снаряда, чертежи моделей для стендовых испытаний и изготовить их, а также изготовить образцы снаряда и испытать их в период с октября 1946 года по начало 1947 года.

Известно, что в КБ-4 были выполнены лишь следующие работы:

  • разработан технический проект снаряда с ПВРД
  • разработаны рабочие чертежи моделей снаряда
  • изготовлены 3 модели для продувок в сверхзвуковом аэродинамическом канале.

Дальше этого дело не пошло.

Почему же в СССР не были приняты на вооружение снаряды с ПВРД? На их создание потребовалось достаточно много времени. Но в 1955 году Хрущев запретил все работы по созданию дальнобойной артиллерии.

В конце 1955 года было прекращено производство самой дальнобойной в мире 180-мм пушки С-23, а через четыре года Хрущев вообще закрыл ведущее артиллерийское КБ, руководимое В.Г. Грабиным.

Попытки продолжить разработки снарядов с ПВРД в СССР сместились в сторону малых калибров, но и там успеха не имели - военное руководство СССР сочло эти разработки бесперспективными. Как десятки лет спустя уже российские генералы сочли бесперспективными фронтовые БПЛА,

30 мм снаряд с ПВРД
30 мм снаряд с ПВРД