De Havilland Mosquito был одним из самых универсальных и успешных самолётов Второй мировой войны. Его уникальная конструкция и многоцелевой дизайн позволяли ему выполнять различные задачи, что делало его ценным приобретением для Королевских ВВС (RAF) и их союзников.
В конце 1930-х годов, когда Европа была на грани войны, Королевские военно-воздушные силы Великобритании осознали необходимость в быстром высотном самолёте. Компания De Havilland Aircraft Company, возглавляемая Джеффри де Хэвилландом, предложила уникальную концепцию: универсальный самолёт, почти полностью сделанный из дерева, которое было лёгким и доступным.
Проект «Москито», изначально встреченный со скептицизмом, был запущен компанией De Havilland. Первый прототип поднялся в воздух 25 ноября 1940 года. Деревянная конструкция не только экономила критически важные металлические ресурсы, но и способствовала исключительным характеристикам самолёта.
Его разработка была обусловлена стратегической необходимостью в универсальном высокоскоростном самолёте, способном выполнять различные боевые задачи. Конструкция «Москито» была революционной для своего времени. Его фюзеляж был изготовлен в основном из дерева, а именно из бальзы и фанеры, что обеспечивало прочность и лёгкость. Самолёт был оснащён двумя двигателями Rolls-Royce Merlin, каждый из которых выдавал значительную мощность.
Длина «Москито» составляла 12,43 метра, а размах крыльев — 16,51 метра. Его конструкция позволяла использовать его в различных ролях, включая разведку, лёгкий бомбардировщик, ночной истребитель и морской ударный самолёт. Одним из недостатков конструкции была её уязвимость по сравнению с металлическими самолётами. Однако скорость и манёвренность в сочетании с низкой радиолокационной заметностью из-за деревянной рамы делали его трудной мишенью для вражеских истребителей.
Характеристики «Москито» были исключительными. Он мог развивать максимальную скорость около 630 км/ч и подниматься на высоту 11000 метров. Его дальность полёта составляла примерно 3200 километров, что позволяло выполнять задания на большом расстоянии.
По сравнению с такими истребителями как немецкий Messerschmitt Bf 109 или американский P-51 Mustang, «Москито» был не таким манёвренным в воздушном бою, но превосходил их по скорости, высоте и универсальности. Его способность выполнять различные задачи давала ему преимущество перед более специализированными самолётами.
«Москито» был вооружён пулемётами и пушками и мог нести бомбы или торпеды, в зависимости от модификации. Он участвовал в боевых действиях на многих театрах военных действий Второй мировой войны.
Эффективность самолёта была продемонстрирована в ходе различных ключевых операций, включая атаку на штаб-квартиру гестапо в Осло и точный удар по тюрьме в Амьене. Он конкурировал с более новыми немецкими истребителями, но часто превосходил их благодаря своей высокой скорости и возможностям полёта на большой высоте.
«Москито» использовался несколькими странами-союзницами во время и после войны. Он продолжал выполнять различные задачи и после Второй мировой войны, но в конечном итоге был выведен из эксплуатации, поскольку реактивные самолёты стали доминировать в воздухе.
В СССР по ленд-лизу был поставлен один самолёт модификации De Havilland Mosquito В.IV (номер DK296) с моторами «Мерлин» .
Технические характеристики:
Конструкция: двухмоторный высокоплан преимущественно деревянной конструкции (фанера, бальза, еловые вставки).
Экипаж: 2 человека.
Силовая установка: два двигателя «Роллс-Ройс Мерлин».
Максимальная скорость: до 630 км/ч.
Потолок полёта: до 11 000 метров.
Дальность полёта: около 3200 км.