Населённые пункты, основанные в XVIII и XIX веках, как правило имели двойные, а то и тройные названия. Сёла получали официальное название по главному престолу церкви, деревни – назывались либо по названию населённого пункта, откуда были переведены первопоселенцы, либо по помещичьей прихоти. Так или иначе, путаница возникала в документах царских чиновников большая и разобраться в этом мог не каждый. В результате – названия по главному приходу церкви в селе прижились не везде. В итоге никто уже не помнит о Троицком, Трёхсвятительском, Покровском, Богородицком, а знают их как Марьино, Перевесинка, Боцманово, Турки.
И всё же названия населённых пунктов таят в себе много тайн. Казалось бы, о каждом из них можно уже утверждать, в какой временной отрезок тот или иной был образован. Загадки таят именно названия этих деревень, где они располагались и как сейчас они называются или назывались до определённого времени. Давайте вместе попробуем разгадать некоторые тайны.
Так получилось с владениями в Балашовском уезде семейства Колычевых. Кажется, что о них известно всё. Они основали село Колычево, деревни: Агеевка, Михайловка, Студёнка, Сальники, Рязанка, Хмелинка, Красное Колено, Выселки, Крутец… Почти за 150 лет что-то было продано, что-то оставалось до 1914 года. Но среди них есть населённые пункты, которые уже в начале прошлого века носили совершенно другие названия.
В Ведомости Сердобского уезда 1794-1808 гг. (5-я ревизия) приведён ряд населённых пунктов бывшего Балашовского уезда, существовавших на конец XVIII века. Среди них есть и принадлежавшие Колычевым. Вот этот перечень:
- «Добринка, тайного советника и ковалера Степана Алексеевича Колычева 14 дворов и 62 души м.п.»,
- «Товолжанка, тайного советника и ковалера Степана Степановича Колычева 16 дворов 56 душ м.п.»,
- «Товолжанка, тайного ж советника и ковалера Степана Алексеевича
Колычева, 4 двора и 23 души м.п.».
И вот тут возникает вопрос – а где эти деревни находились. В книге барона Михаила Львовича Боде-Колычева «Боярский род Колычевых» (1886 г.) приведены сведения об имениях Степана 2-го Степановича Колычева по б-й ревизии (1811 г.) в Балашевском уезде Саратовской губернии:
- село Колычево 447 д.;
- деревня Александрова 30 д.;
- деревня Колено 235 д.;
- деревня Вострушка 183 д.;
- деревня Красная 135 д.;
- деревня Таволожня 102 д.;
- деревня Добрыня 114 д.;
- деревня Студенка 38 д.;
- деревня Яруслановка 49 д.
При них 60 дворовых, винокуренный завод, овчарный завод и конный завод.
Но к этому времени Степана 2-го Степановича Колычева уже не было в живых и его имения наследовали его потомки по мужской линии (своих детей у него не было). В начале XIX века автор книги приводит названия деревень: Добрыня, Таволжня и появляется ещё одна деревня - Яруслановка. Если в конце XVIII века деревня именовалась Добринкой, то по прошествии 10-15 лет она уже именуется Добрыня.
Попытки найти эти деревни в поисковой системе завершились безрезультатно. Просматривая документы, о вновь образованных населённых пункта во 4-й ревизии, хранящемся в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО), была обнаружена вот такая запись: «Лунино, д., новопоселенная, на речке Таволжанке». Деревня Лунино располагается на речке Волжанчик, но почему-то записана как ТаВолжанка. Может быть это ключ к названию деревни, скорее всего поделённой между Степаном Степановичем и Степаном Алексеевичем Колычевыми, Таволжанка? Выходит, что деревня располагается на р. Волжанке.
Длина этой речки, поменявшей своё название с Волжанки на Волжанчик, всего 21 км, по её берегам, от истока располагались деревни Сергиевка, Рязанка, Беляевка, Ковалёвка-Лопуховка, Лунино, Волжанка и Акинино. Обращаемся всё к той же Ведомости Сердобского уезда 1794-1808 гг. (5-я ревизия) и читаем:
- «Александровка, Волжанка тож, владение порутчика Егора Иванова сына Суровцова с протчими».
- «деревня Волжанка, Казаковка тож, действительного статского советника князь Василья Васильевича Енгалычева и супруги ево княгини Авдотьи Федоровны». (Деревня Волжанка, Казаковка тож не что иное как Беляевка.)
- Лапуховка, Валжанка тож, прапорщицы Есисаветы Ильиной дочери Паниной.
- Лунино, подпорутчицы Ольги Федоровой дочери и карнета Николая Иванова сына Луниных.
Деревня Сергиевка в Ведомости не упоминается
- Товолжанка, тайного советника и ковалера Степана Степановича Колычева
- Товолжанка, тайного ж советника и ковалера Степана Алексеевича Колычева.
Мы уже определили владельцев четырёх деревень из пяти. И среди владельцев есть фамилии Колычевых. Деревня небольшая, 20 дворов с 79 душами мужского пола (около 160-170 душ обоего пола). Получается, что это деревня Рязанка!
В перечне населённых пунктов, показанных в 4-й ревизии, есть вот такие неоднозначные записи - Карай, д. новопоселенная и Карай, д. "вновь заведенная". Эти указания на местоположение деревень абсолютно ничего не дают исследователям о том, какая из деревень на р. Карай появилась в тот период. Тоже самое могло произойти и с Таволжанкой. А барон М.Л. Боде-Колычев, никогда не бывавший в своих имениях Балашовского уезда, просто переписал текст из какого-то документа.
В подтверждение того, что Таволжанка не что иное как Рязанка, приведу выписку из перечня населённых пунктов при рч. Волжанке 1859 года:
- д. Лунино, вл., при рч. Волжанке, 155-м.п., 159-ж.п. (38 дв.)
- д. Волжанка, вл., при рч. Волжанке, 139-м.п., 143-ж.п. (35 дв.)
- д. Давыдовка (Волжанка), при рч. Волжанке, 155-м.п., 160-ж.п. (39 дв.)
- д. Рязанка (Волжанка), при рч. Волжанке, 200-м.п., 212-ж.п., (50 дв.)
- д. Сергиевка (Курносовка), вл., при рч. Волжанке, 106-м.п., 112-ж.п. (26 дв.).
Но вот с другими деревнями как быть? Где находились, как назывались деревни Добринка (Добрыня), Яруслановка (Еруслановка) и Давыдовка (Волжанка)? Известно, что имением Колычевых была деревня Хмелинка, она же Среднее Колено. Почему бы не быть ей Яруслановкой (Еруслановкой)? Это могут быть Сальники, Крутец, Выселки или Михайловка (Бароновка). В ряде документов встречается название Мыс Доброй Надежды или Студёнка.
Давайте вместе попробуем расшифровать местоположение этих деревень!
Жду ваших гипотез, предложений в комментариях.