Найти в Дзене
Юрий Пронько

«Слуги народа» вычеркивают из всех своих документов слово – пенсии. К чему готовиться?

В 2030 году пенсионная реформа, которая началась шесть лет назад, будет завершена. Тогда же будут определены новые условия для выхода на заслуженный отдых. За ними наверняка последуют активные дебаты по очередному повышению пенсионного возраста, а через десять лет его снова повысят. Депутаты и чиновники никогда не признавали своих ошибок и провалов. Это удел сильных. Слабые же пытаются делать вид, что никаких обещаний не было, а в бедах виноват простой народ или заграничные веяния. Смешно? Скорее, безнадежно. Провал пенсионной реформы в России настолько очевиден, что «слуги народа» вычеркивают из всех своих документов слово – пенсии. Причина банальна – их алогичность привела к тому, что само понятие «пенсионная реформа» среди граждан имеет исключительно негативную коннотацию. Здесь стоит вспомнить про запущенную недавно программу долгосрочных сбережений. Словосочетание «пенсионные накопления», я уверен, чиновники заменили специально. Так вот по сухой статистике Минфина, к его проекту н
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

В 2030 году пенсионная реформа, которая началась шесть лет назад, будет завершена. Тогда же будут определены новые условия для выхода на заслуженный отдых. За ними наверняка последуют активные дебаты по очередному повышению пенсионного возраста, а через десять лет его снова повысят. Депутаты и чиновники никогда не признавали своих ошибок и провалов. Это удел сильных. Слабые же пытаются делать вид, что никаких обещаний не было, а в бедах виноват простой народ или заграничные веяния. Смешно? Скорее, безнадежно.

Провал пенсионной реформы в России настолько очевиден, что «слуги народа» вычеркивают из всех своих документов слово – пенсии. Причина банальна – их алогичность привела к тому, что само понятие «пенсионная реформа» среди граждан имеет исключительно негативную коннотацию.

Здесь стоит вспомнить про запущенную недавно программу долгосрочных сбережений. Словосочетание «пенсионные накопления», я уверен, чиновники заменили специально. Так вот по сухой статистике Минфина, к его проекту на сегодняшний день присоединились четыре миллиона человек. За полтора с лишним года. За этот срок на свои счета они совокупно направили без малого 300 миллиардов рублей. Впечатляет?

На самом деле, это мизерная сумма в общей системе пенсионного обеспечения. Поэтому чиновники решили стимулировать работодателей на участие в новой программе.

— Эта программа долгосрочных сбережений может повысить привлекательность сотрудников, которые работают в вашем бизнесе. Последнее время мы часто принимали решение о повышении зарплат, но это тоже инфляционный инструмент, это тоже инструмент, который влияет на размер вашей прибыли, а использование нового продукта - долгосрочной программы сбережений - это будет важно и для ваших работников, это будет важно и для того, чтобы те деньги, которые будут направляться в эту систему, эта система работает через негосударственные пенсионные фонды, эти деньги в конечном счете будут возвращаться в ваш бизнес. Деньги длинные. Если ваши акции, ваши активы торгуются на рынке, дают хорошую доходность, то эти же деньги с лихвой вернутся к вам в ваш бизнес, — выступил на съезде РСПП Антон Силуанов.

Этот мотивационный призыв от министра финансов России лишь очередной раз доказывает, что ситуация усугубляется. Посудите сами: индексация пенсий, хоть и проводилась дважды, не смогла компенсировать реальную инфляцию. Более того, соотношение средней пенсии к средней зарплате только уменьшается: если до 2017 года она составляла около трети зарплаты, то сейчас — менее 24%. В номинальном выражении пенсии в России растут, но в реальном — снижаются. В настоящее время они ниже уровня 2013 года.

Не секрет, что в таких условиях просыпается тотальное недоверие народа к так называемым реформаторам и их идеям. Сильно сомневаюсь, что решение власти заморозить пенсионные накопления, принятое несколько лет назад, пришлось гражданам по вкусу. Финансовый советник Сергей Кикевич считает, что эти деньги уже потрачены. Скорее всего, на нацпроекты.

— Об этом никто открыто не говорит. Но, момент, когда заморозили пенсию, совпал с проведением Олимпиады, со строительством Крымского моста, с космодромом «Восточный», многострадальным, — высказал свое мнение Кикевич в программе «Сухой остаток».

Лично я с этим тезисом не согласен. При этом хорошо помню, как шесть лет назад глава Минфина Антон Силуанов обещал, что после пенсионной реформы, пожилые люди смогут (цитата) «помогать внукам, путешествовать и вести достойный уровень жизни». Вот только эти заявления оказались, мягко говоря, далеки от реальности, в которой живет Россия.

Антон Силуанов
Антон Силуанов

Эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский напомнил, что инфляция бьет по всем группам населения. Однако невооруженным взглядом видно, что хуже всего себя чувствуют пенсионеры.

— Если работающее население, от которого зависят дети, индексируется зарплатой согласно рынку, то с пенсионерами, по сути, дела обстоят абсолютно иначе. Они получают пенсию от государства, и ее фактически сейчас не хватает ни на что. Даже с учетом всех льгот. Заплатив квартплату и купив минимальный набор лекарств, остается от десяти до пяти тысяч рублей, на которые человек должен питаться. И конечно, в таком случае, если пенсионер одинокий, выжить, практически, невозможно, — порассуждал в эфире «Царьграда» Петропольский.

Тем временем за тотальный провал пенсионной реформы так никто и не ответил. Оно и понятно – те, кто принимал эти решения, обеспечили себе достойную старость. Остальные же, если не довольны, могут и дальше пахать до «гробовой доски».

— В чем суть повышения пенсионного возраста? В том, чтобы люди работали в том возрасте, в котором они физиологически работать не могут. Или чтобы они, так сказать, получали социальную пенсию… извиняюсь, мизерную пенсию, и, соответственно, умирали. Россия имеет безысходность, которая овладевает массами. И не нужно говорить, что это результат там СВО, или коронавируса, или чего-то еще – это результат государственной социально-экономической политики. Люди знают, что у них нет будущего. По крайней мере, приемлемого будущего, — высказался депутат Госдумы России Михаил Делягин.

Грамотным чиновникам нынче необходимо переходить к экстренным мерам. Проблема недостаточных пенсионных выплат давно назрела и требует решения, считает кандидат экономических наук Андрей Бархота.

— Что это за меры могут быть? Во-первых, софинансирование потребительских расходов. В первую очередь, трат пенсионеров на продовольствие. Можно ввести определенные талоны или карточки, например. Вторая мера касается, естественно, предоставления крупной скидки на услуги ЖКХ. Она нужна для того, чтобы пенсионеры могли высвободить часть расходов для финансирования других нужд, в том числе неотложного характера. Также нужно обратить внимание на расходы на медицину, на лечение, на лекарства. Потому что лекарства тоже действительно дорожают, и большая часть собственно доходной базы пенсионеров уходит на них в том числе. Здесь тоже необходимо софинансирование со стороны государства, — предложил Бархота.

Однако вместо этого «слуги народа» пытаются реанимировать реформу, запустив упомянутую выше программу долгосрочных сбережений. Алогичность принимаемых решений ведет к тому, что через пять лет снова начнется активное обсуждение повышение пенсионного возраста, а в горизонте ближайших десяти лет и его повышение.

-3

По мнению главного экономиста консалтинговой компании ПФ «Капитал» Евгения Надоршина, Россия буквально обрекла себя на повышение пенсионного возраста. И случилось это, когда мы вернулись к системе солидарных поколений, разрушив накопительную часть.

— Поскольку мы не успеваем с автоматизацией, не можем обеспечить довольно высоких темпов роста производительности, которые нужны для компенсации нашей печальной демографической ситуации, то автоматически это не последнее повышение пенсионного возраста. Несложно, взглянув на ряд европейских стран, увидеть, что потенциал этих повышений вообще-то в полной мере не исчерпан. И обсуждать очередное могут начать, извините, на горизонте ближайших десяти лет. Причем обсуждать через пять, а в пределах десяти ввести. Такова, например, ситуация, по крайней мере, как я вижу ее сейчас. Это довольно высоко вероятно, — прогнозирует спикер.

По мере старения населения государственная пенсионная система сталкиваются с возрастающей проблемой своей финансовой устойчивости. По прогнозам части аналитиков, к середине столетия даже средняя пенсия в 32 тысячи рублей для российских граждан станет недостижимой мечтой. Дефицит бюджета Социального фонда в части пенсионных выплат вырастет в три раза – до 10 триллионов рублей.

Профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов напомнил, что в соответствии с законодательством в России действуют ограничения ответственности Социального фонда по объему выплачиваемой пенсии. То есть она не привязана ко всей заработной плате. Проще говоря, гражданам начисляется, так сказать, максимальное количество баллов. Условно говоря, с миллиона двухсот всего 400 тысяч. То есть это предел, выше которого уже не берется во внимание заработок человека.

— Поэтому, естественно, расчетный размер меньше. То есть он не соответствует данным, на основе которых считается средняя заработная плата. Более правильно считать к медианной зарплате, которая значительно ниже – составляет сейчас примерно 67 тысяч рублей. При этом в соответствии с действующим законодательством у нас не может пенсионер получать по старости ниже прожиточного минимума субъекта РФ. Естественно, в условиях высокой инфляции, особенно продуктовой, становится актуальной проблема наименее бедных слоев населения. Почему? Потому что у них объем ресурсов крайне маленький, менять структуру потребления они не в состоянии. Они не могут влиять на цены. Вот сколько положено, столько они обязаны платить, — пояснил Сафонов.

Демографическая катастрофа – с одной стороны, с другой – новое повышение пенсионного возраста в середине следующего десятилетия. Картина, которая не внушает оптимизма. Более того, не малая часть из сильной половины России уже сейчас не доживает до выхода на пенсию. Проблема с каждым годом усугубляется. И здесь возникает целая серия фундаментальных вопросов – от проведения необходимых институциональных изменений до стабильности курса российской национальной валюты.

Абсолютное большинство живет, зарабатывает, сберегает в рублевой зоне. Однако перманентная девальвация, непредсказуемость в принимаемых решениях, желание решить сиюминутные проблемы за счет долгосрочных сбережений – это далеко не полный перечень факторов, которые наотмашь бьют по устойчивости системы пенсионного обеспечения в России. Государство определилось с приоритетами: достойная пенсия – это сугубо личная проблема конкретного человека. Однако, и в этом я убежден, у государства достаточно возможностей и ресурсов, чтобы вывести ситуацию из проблемной зоны. От фискальных преференций до использования природной ренты для решениях пенсионных вопросов. Впрочем, это уже тема отдельного разговора.

Не забывайте оставлять свои лайки и комментарии. Это поможет найти материал большему количеству читателей.