Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Интересный вопрос пришёл мне недавно на почту от подписчика. Вот, посмотрите на этот «Сапсан», замечаете штырёк, который торчит из-под обтекателя:
А вот на этом «Сапсане», например, его нет:
А знаете, что самое интересное? На этих двух фотографиях изображён один и тот же «Сапсан» - ЭВС2-01, где ЭВС2 - обозначение данного вида подвижного состава двухсистемной конфигурации тягового оборудования (то есть способного ехать как под контактной сетью постоянного тока, так и переменного), ну а 01 - серийный номер. Может быть на одном головном вагоне этот штырёк есть, а на другом нет? Впрочем, давайте разбираться.
Совершенно очевидно, что за створками носового обтекателя находится сцепное устройство, с помощью которого «Сапсан» можно прицепить либо к тепловозу для манёвровых передвижений в депо, либо чтобы убрать сломавшийся поезд с перегона, ну и ещё как вариант - прицепить к другому «Сапсану», чтобы получить двадцать вагонов вместо десяти.
Автосцепки головных вагонов на «Сапсанах» могут выглядеть так:
Это знаменитая советская автосцепка СА-3. Хотя, выглядит, согласитесь, как-то вычурно. Впрочем, у большинства «Сапсанов» под обтекателем картина, всё же, несколько иная:
А вот уже и «торчащий штырёк» нашёлся. Это автосцепка Шарфенберга (на жаргоне «Шарф»), которая обеспечивает не только механическое соединение подвижных единиц, но и электрическое, а также пневматическое. Таким образом не требуется дополнительное подключение различных электрических кабелей и пневматических магистралей:
На первых выпущенных «Сапсанах» (ЭВС1 с номерами от 05 до 08, а также на всех четырёх ЭВС2) устанавливалась советская автосцепка СА-3. В дальнейшем, стали устанавливать уже автосцепки «Шарфы». Кстати, эксплуатация сдвоенных «Сапсанов» возможна только в том случае, есть их соединение производится при помощи упомянутых выше автосцепок Шарфенберга. Обусловлено это тем, что автосцепка СА-3 имеет продольные зазоры, а соответствующие перемещения на высоких скоростях неминуемо приведут к дискомфорту пассажиров.
Что же касается того «Сапсана», с которого мы начали, то наличие «штыря» на первой фотографии и отсутствие его на второй объясняется тем, что в какой-то момент были проведены работы по замене СА-3 на «Шарф». Ну а теперь осталось выяснить, что же всё таки это за штырёк на автосцепке.
Вот он здесь под номером 5. Правильно он называется направляющим захватом. Дело в том, что головки автосцепок двух поездов могут быть смещены по вертикали или горизонтали друг относительно друга. Форма направляющих захватов такова, что если головки не соосны, то при взаимодействии с направляющими захватами головки встанут правильно для точного соединения:
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!