Найти в Дзене
Познающий

«Бритва Грайса» - то, что вам говорят не всегда имеет значение. А что имеет?

В век, когда технологии создают всё больше возможностей для недопонимания, потребность в ясности и простоте как никогда велика. В философии «бритва» служит руководящим принципом или эвристическим инструментом, позволяющим отбросить («сбрить») менее вероятные объяснения определённого явления. Хотя философская бритва не является непогрешимым законом или правилом, в большинстве случаев она, как правило, точна. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Linguistics, бритва Грайса может значительно уменьшить недопонимание как в личном, так и в профессиональном контексте (Holtgraves, 2011). Философ Герберт Пол Грайс придумал принцип, известный как Бритва Грайса, агитирующий за максимально простую интерпретацию сообщения и поощряющий ясное, лаконичное общение. Проще говоря, бритва Грайса советует нам выбирать самое простое и очевидное объяснение при интерпретации сообщений, вместо чрезмерного анализа или предположения о скрытых мотивах и значениях. При лингвистических объяснениях
Оглавление

В век, когда технологии создают всё больше возможностей для недопонимания, потребность в ясности и простоте как никогда велика.

В философии «бритва» служит руководящим принципом или эвристическим инструментом, позволяющим отбросить («сбрить») менее вероятные объяснения определённого явления.

Хотя философская бритва не является непогрешимым законом или правилом, в большинстве случаев она, как правило, точна.

🪒 Бритва Грайса

Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Linguistics, бритва Грайса может значительно уменьшить недопонимание как в личном, так и в профессиональном контексте (Holtgraves, 2011).

Философ Герберт Пол Грайс придумал принцип, известный как Бритва Грайса, агитирующий за максимально простую интерпретацию сообщения и поощряющий ясное, лаконичное общение.

Проще говоря, бритва Грайса советует нам выбирать самое простое и очевидное объяснение при интерпретации сообщений, вместо чрезмерного анализа или предположения о скрытых мотивах и значениях.

При лингвистических объяснениях следует отдавать предпочтение разговорным подтекстам, а не семантическому контексту... Лучше всего обращаться внимание на то, что говорящий имеет в виду, вместо того чтобы оценивать каждое сказанное им слово.

Это довольно полезное эмпирическое правило, особенно в современном мире, в котором большому количеству людей, с трудом удаётся подбирать нужные слова и выражения, позволяющие выразить их мысли.

Поэтому крайне важно, не воспринимать всё, что кто-то говорит буквально, и не вступайте в глупые споры по поводу семантики и самых мелких, незначительных деталей, упуская при этом главную мысль говорящего.

Бритва Грайса и принцип кооперации

Предпосылкой теории Грайса является принцип кооперации, то есть тот факт, что общение является преднамеренным, и собеседники хотят достичь какой-то общей цели. Например, когда я спрашиваю кого-то: «Извините, как я могу попасть на Невский проспект?» и получаю ответ: «Идите прямо, а затем поверните направо», цель разговора помочь мне добраться до места назначения. Намерения участников разговора могут быть разными (я хочу найти Невский проспект, другой человек хочет мне помочь), но цель одна.

Исходя из принципа кооператива, Грайс выделил следующие правила позволяющие упростить общение:

  1. Правило количества - необходимо передавать достаточный объём информации для целей разговора.
  2. Правило качества - передавайте только правдивую информацию. Нарушение этого правила - это не только неправда, но и неопровержимые утверждения (когда я говорю что-то, для чего у меня недостаточно доказательств, я нарушаю правило качества, даже если я сам верю в передаваемую информацию).
  3. Правило отношения - говорите то, что имеет отношение к теме разговора. Когда вы жалуетесь мне, что вам нечем платить по счетам, а я говорю, что сегодня хорошая погода, тем самым я нарушаю «правило отношения».
  4. Правило краткости - изъясняйтесь ясно, избегайте двусмысленности и старайтесь говорить кратко. Если собеседники хотят достичь одной цели, они стараются, чтобы их сообщения были понятными и не длинными. Если кто – то задает вам вопрос, ответ на который «да» или «нет», и вы начинаете рассказывать длинную историю, вы тем самым нарушаете данное правило и усложняете процесс общения.

❗ В бизнесе, где ставки высоки, применение Бритвы Грайса имеет еще большее значение. Недавний отчет Economist Intelligence Unit показал, что 44% руководителей считают недопонимание основной причиной неудач в их организации (The Economist Intelligence Unit, 2018).