*в конце текста есть спойлеры*
Фильм ужасов с элементом драмы “Верни её из мёртвых” – это второй полнометражный фильм режиссёров-австралийцев Дэнни Филиппу и Майкла Филиппу. Предыдущий их фильм “Два, три, демон, приди!” (2022, Talk to Me) никак не хотел быть фильмом ужасов, притворяясь то ли чёрной комедией, то ли молодёжной, то ли триллером, то ли драмой. Новинка же в своём жанре однозначна – ужасы, так как с самого начала задаётся тон чего-то жуткого (открывающая сцена с отвратительным оккультным ритуалом; потом этот ритуал будет идти сквозной линией через весь сюжет), и драматическая составляющая, так как главный герой Энди “лелеет” в душе травму, оставленную отцом, и Лора скорбит по умершей дочери Кэти, замещая пустоту заботой о чужих детях. И вот тут начинается ещё бόльший фильм ужасов, гнусный и шокирующий, порой даже захочется отвернуться от экрана.
варианты постера к фильму
Сюжет
Энди и Пайпер – брат и сестра по отцу. Энди (в исполнении Билли Бэррэтта), как старший брат, ответственно опекает Пайпер (в исполнении Соры Вон) отчасти и потому, что она слабовидящая (видит свет и силуэты). Хотя Пайпер держится независимо, даже отказывается от трости, Энди считает своим долгом поддерживать сестру на каждом шагу.
Когда их отец (в исполнении Стефена Филлипса) умирает, они категорически отказываются разлучаться. Социальный работник Вэнди (в исполнении Салли-Энн Аптон) идёт им навстречу и отправляет обоих в дом Лоры (в исполнении Салли Хокинс), бывшего психолога, которую она знает уже двадцать лет.
Лора соглашается принять обоих детей, несмотря на то, что изначально к ней должны были отправить только Пайпер. Но теперь она не упускает возможности, чтобы отпускать колкости в адрес Энди, словно он ей мешает.
В доме Лоры они знакомятся с Оливером (в исполнении Джоны Рена Филлипса), который, по её словам, тоже потерял семью и у него развился селективный мутизм.
Оливер оказывается не единственной странностью, сама Лора очень быстро начинает казаться Энди подозрительной. Она часто держит Оливера взаперти в комнате, а Энди и Пайпер пытается поссорить.
Мысли и впечатления после просмотра
Мне совсем не понравился дебютный фильм братьев Филиппу “Два, три, демон, приди!” из-за его заигрывания с жанрами (мне это вовсе не было понятно); второй фильм на фоне первого получился лучше – он не пытается заигрывать с ожиданиями. Начиная с оформления постера, переходя к самому началу фильма с моментами ритуала, ужас только набирает обороты. Тревога от происходящего на экране только нарастает, подкрепляемая откровенными подробностями в виде мёртвого тела, испачканного рвотой, кровавого рта, рваной раны на руке, трупа девочки в холодильнике, мочеиспускания, стороннего присутствия в теле ребёнка.
Также сценарий не поскупился на детали, касающиеся действующих лиц. Он неплохо прописал отношения между Энди и Пайпер, и их личности – тоже. Сестра, хотя и младшая, но мудрее и сдержаннее брата. Но объяснение этому есть. Энди порой перегибает палку в заботе о сестре, что тоже веско объясняется (вина за проступок по отношению к ней заставляет его проявлять эту гиперопеку). Пайпер получилась очень сильной личностью – она видит мир очень размыто, но не использует своё слабое зрение, чтобы манипулировать братом. Она общается с людьми на равных – другое дело, что они не любят свободно принимать “других”, но Пайпер образцово справляется с мирской жестокостью. Отношения их неидеальны, что вполне правдоподобно. Они учатся общаться, что выражается в том, что они для себя выбрали кодовое слово, а Энди даже придумал для сестры утешающую историю про самолёты, которые перевозят души умерших.
Линия с мальчиком Оливером получилась интересной хотя бы потому, что это персонаж-перевёртыш. Сначала он крайне раздражает (поначалу кажется, что в третьем акте от него и стоит ждать выпада), но в определённый момент сюжет делает твист, меняя отношение к нему в корне. И этот момент по цепочке ровно так же меняет угол зрения на Лору, высвечивая её злодейскую сторону. И сколько в ней безумия, провоцирующего вымораживающую жестокость.
Казалось бы, все данные сложены хорошо, тревога нарастает, Лора показывает себя всё более “отъехавшей”, планомерно готовящей “крошки”, по которым планирует вернуть своего ребёнка из мира мёртвых, но финал неожиданно сам испускает дух. Именно в моём случае братья Филиппу в финале теряют все заработанные ранее баллы. В плане того, что происходило на протяжении всего фильма, финал мог быть жёстче. В том случае, что получилось в итоге, вся драма как будто теряет смысл.
Как не вспомнить “Женщину во дворе” (The Woman in the Yard), в котором трагедия стала толчком для того, чтобы горе наконец подтолкнуло к принятию своей проблемы, и диагноз материализовался в образе женщины в траурном наряде, в новинке от австралийцев Филиппу именно трагедия пошатнула разум женщины, и она, руководствуясь своим безумием, стала готовиться к возвращению своей дочери из мира мёртвых. Сюжет фильма “Верни её из мёртвых” действительно крайне жесток – он показывает противоестественный процесс, когда нарушается логичная очерёдность (родитель провожает в последний путь ребёнка).
В обоих фильмах прорисована удручающая нестабильная атмосфера с ненадёжными взрослыми, от чего несправедливо страдают дети, причём не только душой, но и физически.
Фильм может и не понравиться (ни от Филиппу, ни “Женщина во дворе”), но, если оценивать в контексте текущего времени, то картина вырисовывается пессимистичная. Даже если захватить 2024 год, слишком часто затрагиваются темы нестабильной психики, обособления и смерти. Словно само кино откликается на происходящее в реальности – в нём рассказываются истории, в которых взрослые не выдерживают от напряжения, а дети становятся невольными жертвами.
И в этом даже нет никакой поэтичности. Всё уныло, жёстко и бесконечно грустно. Если брать конкретно одну тему, чтобы объяснить поэтичность, то в последнее время едва ли найдётся возвышенный аналог “Орфея” Жана Кокто, в котором Смерть представлена красивой стильной незнакомкой, которая может влюбиться и испытать сочувствие к тому, кого она должна забрать. Пусть отсылка на “Орфея” и есть в “Квире” 2024 года, но сам фильм Луки Гуаданиньо едва ли можно назвать поэтичным – он приземлённо рассказывает очень тяжёлую историю, используя при этом множество символов.
Спойлеры
Что произошло в доме Лоры
Кэти, дочь Лоры, была слепой. Но это не мешало ей быть жизнерадостной и общительной. Однажды, гуляя возле бассейна во дворе дома во время дождя, который очень любила, она поскользнулась, ударилась головой и упала в воду. Лора не успела её спасти, Кэти захлебнулась.
В фильме не указано, где именно, но Лора раздобыла записи с оккультным ритуалом, благодаря которому можно воскресить умершего. На записи даже показано, как мёртвый действительно оживает. Это поддерживает веру Лоры в реальность спорного противоестественного процесса, записанного на плёнке сомнительного происхождения.
Для повторения ритуала Лоре необходимо промежуточное звено, преемник души умершего и реконструкция событий в день смерти (бассейн с водой и дождь).
Роль промежуточного звена исполнял несчастный 10-летний мальчик Коннор Бёрд, кого она похитила и выдавала за своего племянника, называя его Оливером. “Звено” должно поглотить тело умершего, чтобы потом передать его так называемую душу преемнику. При этом “звено” должно строго находиться на территории умершего человека. Эта территория очерчена белой линией, за которую нельзя выходить. Судя по фильму, покидая очерченную границу, “звено” приходит в себя.
Преемник души умершего должен оказаться в тех же условиях, где погиб человек (имитируя его смерть), чтобы “звено” передало душу преемнику в этот момент. В случае Кэти это бассейн, где она утонула в дождливый день. Особенно воодушевило Лору то, что Пайпер тоже слабовидящая, как и её дочь, что в сознании Лоры увеличивало шансы ритуала на успех.
Пайпер удалось сбежать во время ритуала, потому что она сумела вовремя ослабить хватку Лоры, выкрикнув слово “Мама”. Ранее у них был разговор, когда Лора дала понять, что не хочет разлучаться с Пайпер, и разрешила ей называть её “мамой”. В тот момент девочка обещала подумать, а в критический – использовала это для спасения. Своим выкриком в бассейне она обезоружила Лору, даже отрезвила. Пока Лора приходила в себя, Пайпер убежала прочь.
Оливер попытался догнать Пайпер, но она его оттолкнула. В этот момент Оливера начало тошнить от съеденного в холодильнике. И он постепенно начал приходить в себя, когда зомбирование Лоры сошло.