Найти в Дзене

Чужая дочь

- Ты справишься. Ты боец! - Ангелина крепко сжимала руку Зои. Зоя готовилась к серьёзной операции. - Спасибо, что приехала, - улыбнулась белыми, потрескавшимися губами Зоя. – Папу бы ещё убедила, не звонить мне каждые полчаса. - Он тебя любит, волнуется. Он сумел собрать эти деньги – всё будет хорошо! - Ну, всё, беги! Тебе на работу, опоздаешь, - с трудом сдерживая слёзы, Зоя закрыла глаза. Упомянув о деньгах, Ангелина только всё испортила. Горькая обида вновь сдавила грудь больной. - Конечно. Обещаешь позвонить, когда придёшь в себя? – Ангелина уже стояла в дверях, не хотелось задерживаться в больничной палате, но настрой Зои её смущал. – Ладно, мне ещё к маме надо заехать. Зоя зажмурилась и повернулась набок, на казённой подушке появились два влажных пятнышка от слёз. Они всё-таки прорвались наружу. - Пока, - сказала Ангелина, уходя, так и не произнеся слова, которое много лет ждёт Зоя. 15 лет назад. - Если бы не в супермаркет потом, я бы не поехала с тобой. Зоя вертелась на сидении
- Ты справишься. Ты боец! - Ангелина крепко сжимала руку Зои. Зоя готовилась к серьёзной операции.
- Спасибо, что приехала, - улыбнулась белыми, потрескавшимися губами Зоя. – Папу бы ещё убедила, не звонить мне каждые полчаса.
- Он тебя любит, волнуется. Он сумел собрать эти деньги – всё будет хорошо!
- Ну, всё, беги! Тебе на работу, опоздаешь, - с трудом сдерживая слёзы, Зоя закрыла глаза. Упомянув о деньгах, Ангелина только всё испортила. Горькая обида вновь сдавила грудь больной.
- Конечно. Обещаешь позвонить, когда придёшь в себя? – Ангелина уже стояла в дверях, не хотелось задерживаться в больничной палате, но настрой Зои её смущал. – Ладно, мне ещё к маме надо заехать.
Зоя зажмурилась и повернулась набок, на казённой подушке появились два влажных пятнышка от слёз. Они всё-таки прорвались наружу.
- Пока, - сказала Ангелина, уходя, так и не произнеся слова, которое много лет ждёт Зоя.
фото из открытых источников
фото из открытых источников

15 лет назад.

- Если бы не в супермаркет потом, я бы не поехала с тобой.

Зоя вертелась на сидении в машине мужа, пристёгиваясь.

- Не хочу даже видеть!

- Ладно, Зой, посидишь в машине. Заберём Ангелинку на выходные и дальше по своим делам.

- Последние выходные перед школой! – напомнила она.

- Ну, да, - пробурчал он.

- Потом начнётся школа, домашние задания, внеклассные занятия. Может, ребёнок начнёт ходить хоть в какой-нибудь кружок, а не болтаться по двору или на улице целыми днями. Зачем надо было забирать Лину из детского сада? Ходила и ходила бы...

- Ты знаешь, как ОНА водила дочку в сад.

- Слышала, - недовольно ответила Зоя, думая, что муж опять напрашивается на жалость для ребёнка. Зое, конечно, жалко Ангелину. Алексей всякое рассказывал о своей бывшей жене, как она пила и пьёт сейчас. Ещё больше! Но Зоя старалась держаться нейтрально. Девочку, дочку мужа от первого брака она принимала спокойно. Никто в семье не был против, чтобы Лина гостила у них по выходным или на каникулах. Пару дней, неделя, месяц – достаточно! Потом домой.

У неё есть мама. Лёша платит алименты, навещает и забирает дочку. При разводе дети должны жить с матерью! Поэтому и Саня – ровесник Лины, сын Зои от первого брака живёт с мамой и отчимом. Два года назад у Зои и Лёши родилась совместная дочь Катя. Сейчас дети были у бабушки, их надо было забрать после супермаркета и целого крюка по дороге за Линой.

Почти час пути и приятной музыки из радиоприёмника в машине, разговоров о предстоящем ремонте в квартире: сына и дочь надо было разделять, соответственно, и детскую полностью переделать. Редкие минуты обсудить задуманное и вспомнить, с чего у них начиналось – со старой, убитой трёхкомнатной квартиры, которая досталась Зое от прабабушки.

Машина подъехала к покосившимся воротам серого или мутно-голубого цвета. Их не красили, не мыли, не поправляли много лет, вот-вот завалятся. У двора заросли бурьяна по обе стороны от соседей. Машина Алексея, подержанная иномарка, смотрелась у этого двора необычно. За забором стояли заросли ещё выше - окон дома не видно.

Зоя глазам не верила, снаружи дом был похож на нежилой, заброшенный, пустой. Алексей рассказывал о доме и о бывшей всякое, но Зое с трудом верилось, чтобы молодая женщина могла так запуститься и опуститься.

Лёша внимательно наблюдал за реакцией жены.

- Я не пойду! – сказала она, выставив перед собой руки.

- Странно, обычно Лина встречает меня.

Алексей вышел из машины, осторожно открыл скрипучую калитку и скрылся за ней. Зоя, оглядываясь по сторонам на другие дома – вполне обычные, приличные, улочка широкая, ухоженная. Этот дом здесь, как раковая опухоль в организме, не только портила вид, но отравляла жизнь соседям и своим обитателям.

Алексей выбежал к жене почти сразу.

- Пойдём, скорее! Надо помочь. У Ангелинки шок. Эта… опять нажралась и без сознания. Дочка думает, она умерла.

Как не хотела Зоя идти внутрь, не собиралась, но она всё же пошла за ним. Первый и последний раз! – думала она, входя в этот дом. На пороге, по углам, на старой мебели тряпьё, бутылки, консервные и стеклянные банки, пустые, грязные. На кухне остатки еды быстрого приготовления в чайнике. Кажется, ребёнок сам себе готовит еду. В следующей комнате полураздетая, пьяная, молодая женщина валялась на старом диване. Рядом, на полу пепельница полная окурков. У ног матери, на краю сидела Лина, обхватив свои ножки руками и притянув к себе.

- Боже мой! – выдавила Зоя, осторожно передвигаясь в помещении.

Алексей внимательно наблюдал за реакцией жены и её действиями. Она - женщина умная, прекрасная мать, она найдёт подход к Лине. С папой девочка отказалась ехать и уходить из этого дома. Зоя подошла к девочке, присела рядом с ней на корточки, взяла за руку, посмотрела прямо в глаза.

- Ангелина, поехали с нами. Мама жива и… - она посмотрела на тело, что лежало рядом. Оно зашевелилось, пьяная женщина замычала. – Она жива, видишь, с ней всё в порядке. Поехали с нами. Мама проснётся и позвонит тебе, скажет, что всё хорошо. Правда? – Зоя обернулась к Алексею, он начал качать головой: да, обязательно позвонит.

Но Ангелина только сильнее зажималась и отодвигалась к грязным ногам матери.

- Давай, девочка, собирайся.

- Она собралась, - Алексей указал на рюкзачок в дверях на полу.

- Тогда пойдём, - Зоя взяла за руку девочку, та попыталась выдернуть руку, но женщина не отпустила и уверенно повела за собой ребёнка. Лине в этом году в первый класс, но выглядела она лет на пять. До этого Зоя думала, что это генетика или девочка сама по себе такая, не всем же быть румяными пышками, или поджарыми кобылками. Но сегодня она убедилась: всё, что рассказывал ей муж о бывшей жене - правда. Он ещё многое замалчивал.

Они не успели выйти во двор, а маму Ангелины вырвало. Одна Зоя, обернувшись, видела, как мама этого несчастного ребенка просто не может встать из лужи собственным биомасс.

***

По дороге до супермаркета муж и жена молчали. Постояли на парковке, так и не входя в него, Зоя посмотрела на это огромное, современное, пёстрое здание, обернулась к Лине и попросила мужа сразу ехать за детьми.

- В другой раз, - сказала она.

***

- Мама, если бы ты видела! - с отчаянием в глазах, Зоя рассказывала маме всё, что сегодня увидела. - В каких условиях живёт эта девочка.

Она смотрела в окно, Саша и Ангелина играли с маленькой Катей. Алексей стучал где-то в мамином дворе молотком. Раиса Павловна крутила мясо через мясорубку за столом.

- А что же соседи? Отец? Опека? Куда все смотрят?

- Не знаю, мама. Лёша рассказывал несколько раз, но я думала, он специально, чтобы мы забрали её к себе.

- А ты забери! – видя настой дочери, не скрывая сарказма, сказала Раиса Павловна. – Чего уж… тебе же своих мало. Возьми и эту! А что? Чужих детей не бывает.

- Зачем ты так, мам?

- На это интернаты есть, приют. Голова у твоего Лёшки, где была, когда он связывался с такой бабой, - Раиса кивнула на окно, с силой накручивая ручку мясорубки, аж стол качался. – Мамашу лишить родительских прав, пусть тоже платит ребёнку. Девку в приют или интернат. Будете забирать на выходные, на каникулы, а что? Пусть там живёт?

Зоя не отвечала.

- Тысячи детей живут и не в таких условиях. Вспомни, посёлок, в котором мы жили, когда ты в школе училась. Сколько там таких мамаш и папаш было? Никто тебе потом спасибо не скажет!

- Она не хотела оставлять маму. Лина волновалась о ней, она едва в ногу ей не вцепилась. Я еле оторвала её.

- И не оторвёшь никогда! Эти дети любят своих родителей ни за что! Всю жизнь будут любить. Вспомни, этих... - напрягала память мама, - сколько их было детей-то? 10? 12?

- Ладно, ладно, мам, не начинай. Не хочу даже вспоминать. Их же потом забрали всех до одного в детский дом. А у матери психическое заболевание обнаружили. Это другое.

- Зоя, - вытирая руки о передник, мама подошла к дочери, - не бери ты на себя так много. Это не твой ребёнок.

- Ангелина дочь Лёши.

- Какой Алёшка или Ванька, или Санька будет заниматься своим ребёнком? Тем более, дочкой? Для этого жёны есть. Редко какой мужик воспитывает своих детей, обычно это полностью ложится на плечи женщины. Тут ещё от бывшей, такой непутёвой ребёнок.

- Да я даже не думаю об этом… - Зоя стряхнула с себя мамину руку. И вдвоём они пошли лепить пельмени к обеду.

Через два часа вся большая, шумная семья обедала за большим столом в доме на окраине города. Ангелина выглядела обычным ребёнком, помогала Зое, очень старалась. Катюша лезла на руки к бабушке, потом к папе. Сашка, рассказывал всем, как провёл эту неделю у бабули.

Домой возвращались по темноте. Все трое детей спали на заднем сидении. Зоя то и дело оборачивалась посмотреть на них. На своего Сашку – озорника, ох и намучаются они с ним в школе. На Катюшу – чистый ангелок, когда спит. Зоя задержалась, глядя на Ангелину. Она не могла представить, кем станет эта девочка лет через пять - семь. Что с ней будет с такой матерью?

- Ты чего? – муж положил ей руку на плечо.

- Ничего, - повернулась обратно Зоя. До самого дома она не сказала больше ни слова, притворившись спящей.

Утром всё у неё прошло! Семья дома, все счастливы, всем тепло, сытно, хорошо, особенно маленькой Катюше. Ангелина сначала дразнила её, что она никогда не вырастет, а потом щекотала. К вечеру мама и дети вышли на площадку во дворе.

- Счастливая вы, – сказала Зое одна молодая мамочка, – две дочери. Старшая у вас такая ласковая, посмотрите, как малышня окружила её, – покачивая коляску, мамочка кивнула в сторону песочницы.

- Она не мо… - хотела сказать Зоя, но промолчала.

Ангелина несла к Зое маленькую Катюшу на руках, которая вся перепачкалась песком.

- Надо вытереть, а то песок в глазки попадёт, - просила Лина.

Мама привела в порядок дочку и отпустила их на площадку.

- Ангелинка такая заботливая, они с Катей не разлей вода, - уже ночью в спальне, Зоя рассказывала мужу, как они провели время на улице. – И в магазине мне очень помогала, не то что Сашка. Тому только купи, дай, хочу!

- Ну, ты его избаловала немного, - зевая, отвечал муж. – А Лина просто хочет тебе понравиться, - добавил он вяло, поворачиваясь спиной к жене. Он устал и хотел спать. Пока жена с детьми гуляла на улице, он разбирал балкон, чтобы потом перенести туда часть вещей из детской и смело начинать ремонт.

- Я думаю, тут другое. Ей просто не хватает элементарного общения, самых обычных вещей: любви и заботы. Зато у неё самой этого хоть отбавляй на всех хватает, даже на родную мать. Как может эта женщина называть себя мамой? – Зоя легонько толкнула мужа, но он уже спал.

В воскресенье вечером Ангелина со своим рюкзаком, двумя пакетами вещей и канцелярских принадлежностей к школе – папа купил, собиралась обратно к маме. Зое видела, или ей так казалось, что девочка грустит и не хочет возвращаться в этот бомжатник. Но больше всего не хотела её отпускать Катюша, она ходила за сестрой по пятам. А когда папа со старшей дочкой вышли с вещами за дверь, малышка расплакалась прямо на пороге.

У Зои было примерно то же самое настроение. Но не плакать же ей из-за чужого ребёнка.

- Я с ними! – Саша попытался проскочить мимо матери, к отчиму и Ангелине, но мама его не пустила.

- Не надо. Алексей скоро вернётся.

***

А в понедельник вся эта жуткая история с бывшей женой мужа улетучилась из головы Зои. Тем более Алексей сказал, Валентина была в нормальном состоянии и в доме убрала. Зое надо было своего сына собирать в школу. В четверг первое сентября, а у него только тетрадки и ручки, что покупал на двоих Алексей, для Лины и для Саши. Зою закружили приятные хлопоты и волнение: первый раз в первый класс. Старший сын - школьник.

Само первое сентября пролетело ещё быстрее, чем подготовка к нему. Начались учебные будни. Десятого сентября в квартире Зои и Алексея раздался телефонный звонок.

- Алексей Сергеевич? Папа Ангелины М. ?

- Да.

- Поясните, пожалуйста, почему ваша дочь ни разу не была в школе с начала учебного года? Она зачислена в 1 «В» класс. Она болеет? С мамой невозможно связаться, и до вас еле дозвонились. Ждём вас и вашего ребёнка в понедельник у директора. Иначе мы вынуждены обратиться в соответствующие органы.

- Что там? – спросила Зоя, глядя на мужа. Он глупо хлопал глазами после этого телефонного звонка.

- Ангелина н-е- е ходит в школу, - заикаясь, ответил он. - Валя даже на 1-е сентября не отвела дочку. Меня вызывают к директору.

завершение________________