Найти в Дзене
oxvolf

Транзактный анализ и расстановки: как они дополняют друг друга + тесты на родительские приказания

Провела выходные на семинаре по расстановкам: после года погружения в транзактный анализ особенно ярко чувствуется, как эти подходы перекликаются: ТА дает четкую структуру, а расстановки работают с глубинными процессами как полевой наноскальпель. Любопытно, что в основе идеи Берна о жизненном сценарии лежала концепция стиля жизни Адлера, дополненная анализом сказок (Берн связывал жизненные сценарии с архетипичными сказочными сюжетами). Обратила внимание, что есть очень много всевозможных типологий личности в разных подходах, в том числе сильно современных. Некоторые из них строятся в том числе на сказочных героях как носителях тех или иных архетипических энергий… Эту тему затронула я в своем дипломе, кстати. Вчера же под новым углом взглянула на семинаре много на что, почти на все, например, на давно знакомую парентификацию (ситуацию, в которой дети, даже малолетние, становят­ся родителями собственных родителей), с которой много чего связано и в ТА, и в системном подходе… Еще одна

Провела выходные на семинаре по расстановкам: после года погружения в транзактный анализ особенно ярко чувствуется, как эти подходы перекликаются: ТА дает четкую структуру, а расстановки работают с глубинными процессами как полевой наноскальпель.

Любопытно, что в основе идеи Берна о жизненном сценарии лежала концепция стиля жизни Адлера, дополненная анализом сказок (Берн связывал жизненные сценарии с архетипичными сказочными сюжетами).

Обратила внимание, что есть очень много всевозможных типологий личности в разных подходах, в том числе сильно современных. Некоторые из них строятся в том числе на сказочных героях как носителях тех или иных архетипических энергий…

Эту тему затронула я в своем дипломе, кстати.

Вчера же под новым углом взглянула на семинаре много на что, почти на все, например, на давно знакомую парентификацию (ситуацию, в которой дети, даже малолетние, становят­ся родителями собственных родителей), с которой много чего связано и в ТА, и в системном подходе…

Еще одна интересная концепция в ТА, которую хорошо видно в расстановках - это эпискрипт/сверхсценарий/13 приказание/ «секретный заговор» Маленького Профессора (нашей интуитивной части, Взрослого в Ребенке, формироваться который начинает в наши полгода, когда ребенок начинает исследование мира).

Ее описала Ф. Инглиш, назвав “Игрой в горячую картофелину”: суть ее в передаче (как горячая картофелина или эстафетная палочка) трагического сценария в сжатом виде приемнику, зачастую потомку (это могут быть ситуации в роду, которые эзотерики называют «проклятиями»: зависимости, агрессия, направленная вовне или внутрь, разного рода трагедии и ранние уходы из жизни (как будто бы эта концепция тесно связана ещё с концепцией аварийных люков в ТА: это когда ребенок принимает раннее решение, что если вдруг совсем все станет плохо, есть 3 «выхода»: сумасшествие, лишение жизни себя, лишение жизни другого).

В расстановках это хорошо описывают термины “переплетение” и “исключение”, синдром годовщины, динамики следования или предопределения ухода, “Агрессор-жертва”, нижняя динамика («я буду страдать за вас»).

Сама Ф. Инглиш очень метафорически описала и отметила, что это происходит подобно тому, как в сказках герой становится жертвой чар, посланных по причине, часто имеющей отношение к родителям героя или обстоятельствам его рождения.

Вот один из примеров эпискрипта: Эпискрипт в “алкогольном браке”

В расстановках подобные паттерны проявляются как «нарушения порядков любви» (системных законов). Работа с ними строится на восстановлении баланса через полевую логику, причем в работе этой часто включается тело не только расстановщика, но и клиента (во всяком случае, так работаю я).

На мой взгляд, очень важно включать в работу тело, потому что это вместилище нашего раннего Дитя, довербальной телесной памяти и инстинктов: в терминах ТА это история про включение Соматического Дитя (Ребенка в Ребенке, и это про телесность, которая формируется с рождения и даже раньше, внутриутробно).

При этом сами родительские приказания/предписания укореняются у нас тоже в детской части, которая называется Родитель-Волшебник (он же Родитель в Ребенке) - это та наша часть, которая верит в иррациональные установки по типу «не будь», «не достигай». Эта часть личности у нас формируется с 3 лет.

И именно ее я и предлагаю вам сегодня поисследовать:

Перед вами 2 теста (можно пройти любой) ⬇️

1. Тест на ранние решения

2. Шкала предписаний Дрего

Они позволят обнаружить, какие на вас действуют родительские приказания (ранние решения, родительские установки, которые прочно закрепляются в подсознании ребенка, а потом воздействуют на поведение уже взрослого человека, побуждая проживать заложенный родителями сценарий), а на что у вас есть разрешения.

Если после прохождения напишете в комментах, какие приказания у себя обнаружили - запишу аудио-подкаст о них или проведу эфир.

Приятного и бережного исследования желаю вам! 💚