Российский беспилотник покорил Эверест
Совершить восхождение на Эверест – заветная мечта для альпинистов всего мира. За почти столетнюю историю покорения высочайшей горы на планете на ее пике побывало уже более семи тысяч человек. Однако условия на «крыше мира» настолько опасные, что растет и печальная статистика. Около 300 альпинистов погибло на склонах горы. Казалось бы, технологии могли бы помочь людям, но даже для них покорение Эвереста остается трудновыполнимой задачей. И все же в 2017 году беспилотнику российского производства удалось установить рекорд высоты, впервые достигнув пика Эвереста.
На грани возможностей
На вершине Эвереста и правда царят экстремальные условия. Высота горы достигает 8848 метров. Считается, что после 8000 метров наступает так называемая «зона смерти». Атмосферное давление в среднем здесь достигает 250 мм ртутного столба, что составляет всего 30 процентов от привычной для нас нормы. Воздух на вершине сильно разрежен, в нем уменьшается количество воздушных молекул, в том числе так необходимых человеку молекул кислорода. К этому добавляются еще и низкие температуры – зимой фиксируется до минус 60 градусов по Цельсию, сильные ветра – их порывы могут достигать 160 километров в час, сходы лавин.
Вертолет на вершине
И тем не менее находились смельчаки, которые пробовали покорить Эверест на летательных аппаратах. Так, в 1988 году француз спланировал с вершины горы на параплане, в 1991 году группа англичан совершила полет над Эверестом на воздушных шарах, а в 2004 году итальянец пролетел над пиком на дельтаплане. Единственным, кто покорил Эверест на вертолете, стал француз Дидье Делсаль. 14 мая 2005 года он совершил посадку на вершине горы, а на следующий день повторил свой рекорд, доказав, что это не случайность.
Долгое время считалось, что разреженный воздух не позволяет вертолетам подниматься выше 6000 метров, поскольку на такой высоте вращающиеся лопасти не могут создать плотную воздушную подушку. Но достижение француза позволило вертолетам подниматься выше для проведения спасательных операций.
В погоне за рекордом
Идея запустить дрон к вершине самой высокой горы в мире пришла российским разработчикам из компании «Системы СКАТ» в 2016 году. Процесс согласования всех деталей занял больше полугода, так как для реализации полета потребовались разрешения сразу нескольких официальных органов Непала. Дата испытаний была назначена на май 2017 года. Сезон восхождений на гору приходится на весну и осень, и длится он недолго. Зимой температура опускается до экстремальных значений, а летом на вершине дуют сильные муссоны.
Российский беспилотник стартовал с высоты 3876 метров из деревни Тенгбоче, которая расположена на главном маршруте восхождения на гору.
Для завершения летных испытаний и возращения на базу дрону потребовалось чуть больше 90 минут, а чтобы достигнуть пика Эвереста – меньше часа. Аппарат облетел вершину горы, поднявшись на максимальную высоту в 9333 метра. Это достижение было подтверждено двумя государственными учреждениями Непала. Таким образом, российскому беспилотнику удалось установить мировой рекорд, став первым аппаратом весом до одной тонны, поднявшимся на такую высоту.
Серийное производство
Особую гордость у руководителя компании-производителя Сергея Белюскина и главного конструктора Дмитрия Шарова вызывает тот факт, что для проведения испытаний была выбрана серийная модель дрона SKAT 640 4G TERRA. Это летательный аппарат типа «летающее крыло», оснащенный электрическим двигателем. Для выполнения полета в тяжелых климатических условиях Гималаев не проводилось никаких модификаций. Это доказывает, что инженерные и конструкторские решения, лежащие в основе разработки, позволяют беспилотнику достигать рекордной высоты даже при разреженном воздухе, высокой солнечной радиации и порывах ветра до 25 метров в секунду. Именно такие погодные условия наблюдались при выполнении полета. Аппарат смог стабильно набрать высоту и сохранить способность маневрировать.
Будущее за беспилотниками
Успешный полет беспилотника российского производства открывает широкие перспективы для его использования в условиях высокогорья. Так, альпинисты смогут использовать беспилотник подобной серии для оценки погодных условий, риска сходов лавины непосредственно перед восхождением. Особенно полезным такой дрон будет при проведении поисково-спасательных операций в горах. С его помощью можно будет обследовать большие территории в условиях ограниченной видимости и сложного рельефа.
Применение дронов может облегчить и работу геодезистов, создавая точные 3D карты местности, изучая геологические изменения. Кроме того, такие аппараты, пролетая над вершинами, могут снимать впечатляющие панорамы и видеоматериалы. Например, во время всего испытательного полета дрона SKAT 640 4G TERRA велась непрерывная видеосъемка.
Конкуренция с людьми
О применении на склонах Эвереста беспилотников задумались и китайские разработчики. Так, один из лидеров отрасли компания DJI предложила непальским властям провести испытания дронов-доставщиков. В ходе эксперимента весной 2024 года беспилотники успешно доставили 15 кг снаряжений из базового лагеря на высоте 5300 метров до лагеря № 1 на высоте 6000 метров.
По традиции грузы при восхождении туристов на Эверест доставляли местные гиды-шерпы, зачастую рискуя собственной жизнью. Например, в апреле 2014 года над одним из самых опасных участков пути – ледопаде Кхумбу сошла лавина, в результате чего погибло 16 непальских проводников. Применение дронов на Эвересте в перспективе может существенно повысить безопасность альпинистов. Помимо этого, такие аппараты способны сыграть важную роль в очистке склонов от мусора. За последние 50 лет на Эвересте скопилось около 50 тонн отходов, и дроны могут стать эффективным инструментом для решения этой проблемы.
Высочайшая гора на планете не перестает притягивать людей со всего мира. И российские разработчики внесли свой вклад в историю ее покорения.