Вы можете себе представить, что сильные мира сего, поддавшись внезапному душевному порыву, решают-таки договориться и сделать нашу планету лучше? Вот и я не могу, поскольку договариваться эти "гуманисты" умеют гораздо хуже, чем строить каверзы, замышлять худое и эксплуатировать народ.
Уэс Андерсон, наблюдая жизнь вокруг, снял на эту острую тему едкую пародию, сделав ее на базе комедийного криминального шпионского триллера. Его последний фильм - "Финикийская схема" (2025) - получился динамичным, ярким и жизненным. Основной посыл режиссера ленты можно сформулировать так: невозможно искупить грехи, если продолжить их совершать.
Не стану скрывать, что Андерсон - одна из моих синефильских симпатий, поэтому этот обзор будет из серии "не бойся, друг, я про тебя хорошо напишу", но оценку ему я все-таки немножечко занижу. Во-первых, на будущее - чтобы не расслаблялся, а во-вторых... Впрочем, обо всем по порядку.
Давайте посмотрим о чем эта картина, коротко и без спойлеров.
Богатый и влиятельный бизнесмен За-За (он же Зса-Зса, он же Цза-Цза, он же Жа-Жа) Корда (Бенисио Дель Торо) может себе позволить начинать и заканчивать войны, обрушивать целые экономики и напрямую решать дела с продажными шкурами мировыми лидерами. Он живет без паспорта, поскольку при его состоянии корочки без надобности, и обладает по истине уникальным свойством - оставаться живым независимо от количества покушений на его жизнь и способов, которыми его пытаются отправить на тот свет.
Но после шестой авиакатастрофы, выползая из под обломков самолета и отряхивая с себя осколки фюзеляжа, Корда встречается с Богом и впервые понимает, что он (За-за, а не Бог) не вечен. Везучий язычник срочно берется оплачивать кармические задолженности, одна из которых представляет собой мечту всей его жизни - грандиозный инфраструктурный проект в Финикии, бедном государстве, расположенном где-то в песках, вероятнее всего, на Ближнем Востоке.
Кроме того, являясь отцом десятка детей (многие из которых были им усыновлены на всякий случай - вдруг потом окажутся гениями), За-за призывает к себе из монастыря единственную дочь Лизл (Миа Триплтон), которая готовится стать монахиней. Девушка на время соглашается променять отца небесного на отца земного, и они вместе отправляются представлять свой проект к богатейшим людям планеты, дабы убедить их щедро скинуться на финикийский гешефт.
В деловую поездку с ними отправляется и новый секретарь Корды Бьорн (Майкл Сера) - шведский энтомолог и по совместительству американский шпион. Новый, потому что старого случайно убило в последней авиакатастрофе.
В этой деловой и опасной кругосветке троица встречается с яркими интересными людьми, от которых, увы, в той или иной мере зависит будущее многострадальной Финикии: принцем Фарухом (Риз Ахмед), американцами Марти (Джеффри Райд) и Хильдой (Скарлетт Йоханссон), олигархами Лиландом и Риганом (Том Хэнкс и Брайан Крэнстон), владельцем ночного клуба Марселем (Матье Альмарик).
Но главная и самая роковая из встреч у гуманистов-стартаперов происходит с братом За-зы - жутким и опасным Нубаром (Бенедикт Камбербэтч). Помимо прочего по следам миссионеров идут, летят и плывут откомандированные мировыми лидерами киллеры, а также пираты и повстанцы, не дающие ни единого повода назвать окружающую обстановку томной.
Корда периодически "проваливается" в черно-белые библейские сюжеты, где ответствует перед Небесным судом, в результате чего решает креститься, что оказывается весьма затруднительно сделать, учитывая его резюме соискателя. Но, слава Богу, спонсорскую поддержку без последствий для своих принципов не способен пережить ни один архиепископ.
Отношения отца и дочери тоже на месте не стоят: от настороженности монашки, которая подозревает папашу-бандита в убийстве своей матери (да и всех остальных жен тоже), Лизль приходит к доверию родителю, хотя и устанавливает ему испытательный срок. Их диалоги ярко демонстрируют тему искупления, о которой я говорила вначале. Впереди у героев будет еще много всего интересного, но вы увидите это сами. Во всяком случае, я от души советую вам это сделать.
Еще немного моих мыслей о "Финикийской схеме". Позволю себе один крошечный, но существенный спойлер, без которого мне никак не обойтись. Ирония этого фильма - ирония жизни, горькая и порой убийственная: нажить состояние, в том числе преступным образом, усыновить детей "впрок", смести все преграды на своем пути к цели, чтобы затем ... открыть маленькое семейное кафе, самому в нем подавать еду и мыть посуду. Уай, бро? Чтобы предстать перед Богом достойным человеком? Так может проще было сразу идти в официанты?
Пожалуй, это самый кровавый фильм Андерсона, поэтому, безоговорочно понравится он, скорее всего, только истинным его поклонникам. А жаль, ибо к хорошему кино во всем его разнообразии можно и нужно себя приучать. Описывать яркий фирменный стиль режиссера я не стану, вы его либо знаете, либо у вас все еще впереди.
Отдельно рассуждать о касте вообще нет смысла, вы и сами видите, что здесь буквально звезда на звезде звездой погоняет. Помимо перечисленных актеров вас также ждут встречи с Биллом Мюрреем, Шарлоттой Генсбур, Хоуп Дэвис и Антонией Деспла. Муж последней, композитор Александр Деспла, написал к фильму саундтрек. Кстати, вопреки сложившимся клише, Миа Триплтон очень даже молодец, и в данном случае кровь точно не вода, а Кейт Уинслет может спокойно выдохнуть.
Я грозилась снизить балл фильму. Так вот, многие считают, что в этой картине снова повторяется почерк предыдущих андерсоновских работ. Соглашусь, есть такой момент, и это минус. А еще говорят, что большинство лент режиссера похожи друг на друга. Ну и пусть. Зато они уж точно не похожи ни на чьи другие. И это плюс. Уэс Андерсон такой один, и слава Богу.
На сегодня все, прощаюсь.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ - здесь лучшее по гарантии.
Все синие ссылки в статье рабочие, можно потом по ним сходить.
И помните: Единственное, чего вы никогда не узнаете, потому что не можете, — это правда. (С)
🚩И еще помните, что голосование за лучший фильм мая, который сам себя не выберет, проходит тут: