Введение:
Ответы на многие вопросы древностей нам иногда подсказывают путешественники. Меня, как и многих других жителей нашей страны и не только, интересует путь "из варяг в греки". Путь из "варяг в греки" на самом деле не один. В этой статье мы пойдем по следам А́дама Олеа́рия настоящее имя - Адам Ольшлегель, ок. 24 сентября 1599, Ашерслебен — 22 февраля 1671) — немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. Он же является конструктором и куратором создания с 1654 по 1664 года Готторпского глобуса. Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия под известным названием «Описание путешествия в Московию и Персию».
В этой статье мы с вами попутешествуем вместе с А Олеарием и узнаем историю тех местностей, где проплывало его посольство.
Во-вторых: найдем ответы - каким образом славянские племена, известные нам как ободриты, варяги, плавали к Новгороду. И разумеется не только они, те же скандинавы. Я не буду подробно останавливаться на описании самого путешествия А.Олеария в XVII веке, а остановлюсь на местах, через которых путешествовал А.Олеарий и их краткой истории со времен Рюрика. А маршрут А.Олеария оказывается наиболее близок к маршрутов тех самых варягов.
Начало посольской миссии.
Началось всё в 1633 году, когда герцог Фридрих III, германский император и король Пруссии из династии Гогенцоллернов, отправил из своей резиденции в Готторпе посольство к русскому царю Михаилу Федоровичу и персидскому шаху Сефи I. Главною целью посольства их было испросить голштинскому купечеству дозволение ездить через Россию в Персию и Индию для торговли; об этом подан был от них (26 октября) проект, в 17 статьях, а 12 ноября они дали письменное обязательство платить ежегодно в российскую казну за это же дозволение по 600 тысяч ефимков, или по 300 тысяч русских рублей.
06 ноября 1633 года А.Олеарий отправился в путешествие с посольской миссией в Москву. В своей книге пишет:
Когда все необходимые для такого путешествия вещи были заготовлены, они со свитою в 34 челов. 6 ноября собрались в путь из Гамбурга, 7 того же месяца прибыли в Любек, а 8 в Травемюнде [1] , где мы приняли на судно опытного корабельщика [2] по имени Михаила Кордеса, намереваясь воспользоваться его помощью на Каспийском море, 9 мы, с веселыми пожеланиями многих добрых друзей, сопровождавших нас из Гамбурга и Любека до берега, вышли в море. Судно, на котором мы плыли, называлось Fortun, корабельщиком был Ганс Мюллер.
[1] Травемюнде . Это — гавань Любека у устья р. Траве.
К сожалению информации, о том как выглядел корабль "Fortun" на котором А.Олеарий прошел по Балтийскому морю мне найти не удалось.
Теперь перейдем к самому путешествию А.Олеария.
06 ноября 1633 г. - Город Гамбург
Олеарий начал своё путешествие из г. Гарбург. Из истории Гамбурга известно, что в 808 году нашей эры император Карл Великий приказал построить замок для защиты от вторжений славян и викингов. Сын Карла Великого Людовик построил этот замок в 810 году на старом торговом пути из Хедебю на севере в Магдебург и Бардовик. То есть тогда уже было известно, что замок построен германскими племенами, а точнее франками- западногерманскими племенами, на торговом пути из скандинавского г.Хедебю и от защиты от славян и викингов, которые создавали угрозу этому торговому пути. Таким образом Гамбург это типично германский замок, который и находился рядом с территорией славянских племен. Да и сейчас Гамбург — один из крупнейших портовых городов в Европе, расположен у места впадения реки Эльбы в Северное море. В 834 году здесь была образована резиденция архиепископа, неоднократно подвергавшаяся осадам и опустошению со стороны славян, датчан. К этому же году относится первое письменное упоминание названия поселения — Хаммабург. Современное название происходит от старосаксонского названия бург — крепость.
На карте внизу изображен Гамбург, в 9 веке замок франков. Как видите скандинавам, а точнее данам, было очень удобно из территории современной Дании плавать по реке Эльба вглубь Европейской части континента для грабежей, что подтверждается историей. Например известно, что в викинги (даны и норманны) поднялись вверх по Эльбе в 845 году, видимо возвращаясь с очередных походов, и разрушили Гамбург, который в то время был городом с населением около 500 человек. А также известно, что Гамбург разоряли и славянские племена ободритов, но значительно позднее. Так например князь славянского племени бодричей и всего союза ободритов Мстивой II возглавил восстание против немецких феодалов, уже тогда свергли гнёт их распространяющегося духовенства, так как он считал, что если ослабить церковь, то врагов будет легче изгнать, и в 983 году они атаковали и сожгли Гамбург. Из этого мы с вами тоже узнаем, что христианство не просто распространялось, а именно насаждалось западным славянам, что даже Мстивой II считал, что без церкви врагов будет меньше.
07 ноября - Город Любек (ранее славянский Любице)
Следующая точка маршрута у посольства А.Олеария - город Любек. А.Олеарий вместе с посольством прибыл в г.Любек на следующий день с начала путешествия - 07.11.1633 года. Разбираемся с ним и его историей.
Сейчас Лю́бек — город на севере Германии, там же сейчас порт на Балтийском море вблизи устья реки Траве. Однако германский город Любек основан только в XII веке на месте небольшого к тому времени заброшенного деревянно-земляного княжеского укрепления славян-ободритов Буку. Буку, к сожалению, это несохранившаяся крепость ободритов в северной части Старого города Любека. В 1970-х годах в районе крепости Буку были проведены раскопки, по результатам которых было доказано, что славяне населяли эту территорию с VIII по XII век.
По соседству с ней находилась крепость вагров Любице. После смерти князя Готшалка в 1066 году, власть в Вагрии перенял Круто, который перенёс часть экономических функций из Любице в Буку. После разрушения Любице руянами в 1138 году, это название перешло на Буку, который стал называться Любеком — в немецком варианте после того как эти земли были захвачены гольштейнским князем Адольфом II в 1143 году. Ободритский князь Никлот пытался выбить Адольфа II из города в 1147 году, но безуспешно. Затем всем известно, что в 1170 году ободриты признали сюзеренитет Священной Римской империи, что привело к их германизации и ассимиляции в последующие столетия, поэтому и германский Любек образовался в XII веке. Каковы были причины разрушения Любице руянами ещё вопрос! Но пока остановимся на известных фактах.
08 ноября 1633г. - Травемюнде
На следующий день - 8 ноября А.Олеарий вместе с посольством прибыл в гавань Любека - Травемюнде, где они приняли на судно опытного корабельщика по имени Михаила Кордеса, и с веселыми пожеланиями многих добрых друзей, сопровождавших их из Гамбурга и Любека до берега, вышли в Балтийское море.
Сейчас Травемюнде — район города Любека (Германия), в прошлом был самостоятельный город. Травемюнде состоит из 5 городских округов. Расположен на расстоянии 20 километров от центра Любека, большая его часть расположена западнее реки Траве. В настоящее время из Травемюнде осуществляется паромное сообщение по всему Балтийскому морю — в Швецию, Норвегию, Финляндию, Россию, страны Прибалтики.
Раньше эта часть побережья была территорией подконтрольной западнославянскому племени - ваграм. Согласно «Славянской энциклопедии», Вагрия это историческое название области, расположенной между Балтийским морем, реками Травой и Швентине и островом Фемарн (Фембре). Вагрия была населена славянским племенем вагров-варинов, а с X века подверглась опустошительным набегам немецких феодалов и была захвачена ими в 1139 году. Было ли там поселение в XIII-X веках не известно. Травемюнде был основан только в 1187 году. Если там проводились археологические раскопки, то уважаемые читатели дайте знать в своих комментариях.
Известно также, что в 1829 году, во время своей первой поездки за границу, жил и лечился русский писатель Н.В. Гоголь., там же бывали Тургенев с Достоевским.
Дальше А.Олеарий пишет, как они в этот же день отплыли и преодолели 20 миль:
После обеда мы весело оттолкнулись от берега и стали на рейде на якоре. Вечером к 9 часам, когда подул желанный зюйд-вест, мы, во имя Божие, стали в паруса и в ту же ночь сделали 20 миль.
10 ноября - Остров Борнгольм.
Далее 10 ноября посольство проплывает остров Борнгольм:
10 ноября, к вечеру, мы прошли мимо острова Борнгольма, оставив его на добрую милю вправо от нас; до сюда считается 40 миль от Любека. Это высокий и местами скалистый остров, в 3 мили длиною и шириною, с хорошими пастбищами; говорят, он ежегодно дает несколько ластов масла (Last — мера, равная 120 пудам) . Здесь имеется у самого берега замок старинной постройки, именуемый Гаммерсгаузен.
Бо́рнхольм (дат. Bornholm) — остров в юго-западной части Балтийского моря и сейчас принадлежит Дании. В 2011 году население острова составляло 41 802 человек. В эпоху раннего средневековья становится опорным пунктом викингов, затем входит в состав провинции Сконе. За право владения островом долгое время велась борьба между архиепископством Лунда (Швеция) и датскими королями. В 1150 году датским королём была построена крепость Лиллеборг. Тут принадлежность острова исконно скандинавская. А вот описанный А.Олеарием замок Гаммерсгаузен - это известная сейчас крепость Хаммерсхус (дат. Hammershus) построенная неизвестным архиепископом. В XIII-XIV веках там велись войны между датскими королями и архиепископством Лунда, за обладание этой территории.
Хаммерсхус является крупнейшим средневековым защитным сооружением в северной Европе. По археологическим данным древние захоронения на Борнхольме свидетельствуют о том, что остров был заселён людьми давно, как минимум в третьем тысячелетии до нашей эры. С III века ДО НАШЕЙ ЭРЫ на острове в Балтийском море удивительно не правда ли? На острове найдены археологические находки — золотые пластинки с выгравированными на них изображениями людей и животных, датируемые VI веком.
Далее А.Олеарий описывает, как они оплывали этот остров:
Близ острова, к северу, лежат опасные по кораблекрушениям подводные скалы Эрдгольм, которых мореплаватели осенним временем очень боятся. Так как эти скалы ночью нельзя заметить даже с помощью лота — в непосредственной близости у них очень глубоко, — то и случается так, что много судов там терпят крушение и идут ко дну.
А вот это описание говорит, что этот маршрут был распространен многие годы, что по словам Олеария: "...что много судов там терпят крушение и идут ко дну".
11 ноября 1633 года - 56 градус северной широты.
11 сего месяца в полдень мы, при добрых погоде и ветре, пришли к 56° широты. К вечеру ветер позади нас начал крепчать и продолжался всю ночь; поэтому пришлось уменьшить паруса. Большинство из нас, кто еще не ездил по морю, получили обычную морскую болезнь и лежали столь слабыми, что иные думали уже помирать. ....
С таким только что упомянутым сильным ветром мы могли придерживаться правильного пути или курса, как говорят корабельщики, и за эту ночь сделали 15 миль.
12 ноября 1633г. - мыс Домеснес.
На следующий день, 12, последовал за ветром совершенный штиль, так что ветерок не колыхнулся, и судно остановилось на месте. При такой тихой погоде мы велели вынести на мостик наши музыкальные инструменты, благодарили и хвалили Бога пением и струнной игрою за милостивую охрану, нам дарованную в предыдущую ночь. К обеду мы опять получили с юга добрый ветер, доставивший нас потихоньку к Домеснесу, мысу, который от Курляндии вдается в море. Здесь мы стали на якоре и оставались тут до 13 вечера, когда ветер стал западным и мы вкруг мыса смогли въехать в залив.
Мыс Домеснес это устаревшее название, сейчас мыс известен как Колкасрагс или Колка — самая северная точка Курземского полуострова в Дундагском крае Латвии, место встречи двух морей: Рижского залива и Балтийского моря. Занимает стратегическое положение у входа в Рижский залив Балтийского моря, на территории Ливского берега. Домеснес - переводится с ливского как «острый угол». Из-за течений и штормов у мыса образовался опасный для мореходства песчаный риф, уходящий на 7 км в море. Для предупреждения моряков на искусственном острове в XIX веке установили маяк. Но в XVII веке посольство А.Олеария достигло этого мыса. Сейчас мыс Колка находится на территории национального парка Слитерэ. А вот в IX веке Курземский полуостров населяли финно-угорские племена ливов. Ливы пришли на современную территорию Латвии в VI веке, но к IX веку их численность сократилась из-за ассимиляции с балтийскими племенами, которые пришли в VI–VIII веках. Мыс Колка стал последним пристанищем ливов, которые продолжали проживать в районе мыса и близлежащих населённых пунктах.
14 ноября - г. Рига.
14 ноября 1633 года корабль с посольством А.Олеария прибыл в г. Рига. Вот как описал А.Олеарий этот момент:
14 рано утром прибыли мы к окопам Дюнамюнде (Усть-Двинска), лежащим у устья реки Двины (отсюда и наименование их), в двух милях от города Риги. Так как спустился густой туман и ничего нельзя было видеть вдали от себя, то мы сообщили о своем приближении трубою, чтобы из окопов получить лоцмана, без которого заезжему не двинуться с места и не въехать, ввиду нечистого дна. Вскоре затем прибыли таможенные и осмотрели судно, нет ли в нем купеческих товаров, за которые надо платить пошлину. Не найдя ничего, они прислали к нам лоцмана, с которым мы двинулись вперед и вечером очень поздно, благодарение Богу, благополучно подошли к городу Риге.
В IX веке на территории современной Риги обитали финно-угорское племя ливов и балтские племена: куршей, земгалов, селов и латгалов. По археологическим данным уже во II веке н.э. в устье Западной Двины (Даугавы) зафиксированы значительные торговые поселения. Население поселений было смешанным: проживали ливы, курши, земгалы. Поэтому и в 8-9 веках там тоже были торговые поселения, куда также заходили различные варяги для торговли.
На этом Адам Олеарий заканчивает первую главу своей первой книги «Описание путешествия в Московию и Персию». Здесь А.Олеарий с посольством проплыл часть торгового пути так называемого ганзейского союза, который существовал с 1241 года до 1669 года. Карта торговых путей ганзейского союза ниже, а также часть того самого "пути из варяг в греки. На путешествие от Гамбурга до г. Риги у А.Олеария вышло всего 9 дней пути.
В дальнейшем А.Олеарий описывает сухопутную часть пути и частично опять по Балтийскому морю, по Ладожскому озеру, затем по реке Волхов мимо Старой Ладоги в Новгород, то есть частично по тому самому древнему пути "из варяг в греки".
Но об этом в следующей статье...
Всем добра и бодрого духа!