Намасте, друзья! На прошлой неделе 35-летний американский ультрамарафонец Тайлер Эндрюс предпринял последнюю попытку совершить самое быстрое восхождение на Эверест без кислорода. Это была его третья попытка, всего через три дня после предыдущей, когда гора уже закрывалась. Тайлер был совсем недалеко от вершины и все, кто следил за этим забегом в режиме реального времени, были уверены, что рекорд практически у него "в кармане", как вдруг его трекер остановился, а вскоре его команда сообщила новость: Эндрюс, достигнув высоты 8450 метров, повернул назад.
Теперь, немного оправившись от усталости и изнеможения, которых он, по его словам, он никогда раньше не испытывал, спортсмен объяснил то, что интересовало многих: в чем причина схода с дистанции?
Но сначала о том, зачем ему понадобилась вторая попытка забега, хотя было известно, что на горе очень сильный ветер.
Тайлер сказал, что причина была та же, что и у Карла Эглоффа из Эквадора, который также стремился установить рекорд скорости по восхождению на Эверест (FKT - Fastest Known Time - самое быстрое известное время), и который начал свой подъём всего за пару часов до Эндрюса. А Доктора Ледопада советовали пройти ледопад Кхумбу до 25 мая.
«Они сказали, что ледопад движется слишком быстро, что были некоторые обвалы и что это небезопасно. Поэтому у меня было только два варианта: начать подъём или вернуться домой», - сказал Эндрюс.
Бегун покинул базовый лагерь Эвереста 23 мая около 20:00 по местному времени. В целях безопасности он начал использовать дополнительный кислород уже в лагере-2.
«Метеорологи, врачи, руководитель моей экспедиции — все они говорили мне: не поднимайся без кислорода, там слишком холодно, слишком ветрено, ты не доберёшься до вершины и потеряешь пальцы на руках и ногах», - вспоминал Тайлер.
В тот же день Карл Эглофф начал свою попытку забега, без дополнительного кислорода, но повернул назад вскоре после лагеря-3. Для Эндрюса ветер тоже в конечном счёте стал решающим фактором. Как уже было сказано в одной из предыдущих статей, вскоре после лагеря-4 руководитель его экспедиции Дава Стивен Шерпа принял решение прервать восхождение Тайлера и снять всю команду с горы из-за сильного ветра на верхних участках.
Третья попытка
Тайлер спустился в базовый лагерь ночью 24 мая и на следующий день вылетел в Катманду. Когда он садился в вертолёт, он был уверен, что больше у него не будет такой возможности в этом сезоне. Но в Катманду произошло нечто неожиданное:
«Мы узнали, что большая группа альпинистов - военных из Индии - потерпела неудачу при восхождении на вершину 23 мая, в том числе из-за сильного ветра. Они решили попробовать еще раз и доктора ледопада пошли им навстречу, оставив маршрут открытым ещё три или четыре дня. В Катманду я хорошо выспался, а утром узнал, что индийская команда собирается подниматься 27 мая, в этот день обещали очень хорошую погоду. Я сразу же начал думать о том, что можно предпринять ещё одну попытку, тем более, я не чувствовал, что выложился по полной в прошлый раз. И после множества телефонных звонков Даве, моей семье и моей команде… мы решили: «Ладно, давайте попробуем!»
Эндрюс вернулся в базовый лагерь и начал забег в ту же ночь, 26 мая, без кислорода. В отличие от него, Карл Эглофф решил не делать в последний момент никаких попыток и вернулся домой.
«Во время этого последнего забега всё шло довольно хорошо до лагеря-4», - поделился спортсмен.
Однако между лагерями-3 и 4 темп Эндрюса замедлился, потому что в этот раз у него было меньше поддержки и ему приходилось нести гораздо более тяжёлый рюкзак с высотным снаряжением. Вместо членов команды во всех лагерях, как в его предыдущих попытках, 27 мая у него была группа поддержки на случай чрезвычайных ситуаций только в лагере-4, весь остальной маршрут он был один. Проблемы возникли сразу после выхода из лагеря-4 (7950 м), примерно через двенадцать с половиной часов после начала восхождения:
«Я съел один из своих гелей, и меня сразу же стошнило, чего раньше со мной никогда не случалось. Может быть, это из-за высоты или усталости, но, наверное, мне следовало вернуться в лагерь и попробовать съесть что-нибудь другое», - признался Тайлер.
«Во время любых ультрамарафонов, особенно ближе к финишу, непоступление питательных веществ вовремя может привести к большим проблемам», - добавил он.
Тем не менее он все же решил продолжать идти вперед, и вскоре уже не мог контролировать остатки своих сил.
«Честно говоря, когда я покидал лагерь-4, я был уверен, что у меня есть шанс уложиться в нужное время. В худшем случае подъём на вершину занял бы у меня от семи до восьми часов, и это всё равно было бы хорошо. Но по факту подъем проходил намного медленнее. У меня закончился газ, я был совершенно измотан. Кроме того, в тот момент я оказался без связи, так что это был очень одинокий участок пути. Я был уже выше Балкона, когда понял, что не доберусь до вершины в этот день. Но самое страшное то, что из-за усталости у меня начались галлюцинации. Я смотрел на снег и видел геометрические фигуры, лица и тому подобное. Я знал, что этого не может быть, но всё равно видел это, и это меня сильно тревожило. Кроме того, маршрут после Балкона сложный и опасный. Я никогда раньше там не был и был совершенно один на горе. Я отчетливо понял, что даже если я и достигну вершины и установлю рекорд, то безопасно спуститься в таком состоянии я уже не смогу. Поэтому я решил повернуть назад».
После этого разумного решения Эндрюс развернулся и отправился в долгий путь обратно в лагерь-4. Там он отдохнул, а затем продолжил спуск, чтобы пересечь ледопад и на следующую ночь добраться до базового лагеря.
Тот факт, что спортсмен совершил целых три попытки забега за короткое время, навело некоторых на мысль, что на него было оказано давление с целью установить рекорд. Однако Эндрюс опроверг эти домыслы:
«Если уж на то пошло, некоторые люди мягко намекали, что мне НЕ стоит делать последнюю попытку. Всё давление исходило от меня самого. Я очень, очень хотел это сделать. Что же касается физического напряжения, вызванного двумя предыдущими попытками, то обычно я быстро восстанавливаюсь после интенсивных нагрузок».
Во время всего этого сезона два скайраннера избегали комментариев друг о друге, но их попытка подняться на Эверест 23 мая показала, что все-таки это гонка между двумя соперниками. Тем не менее Тайлер отказывается смотреть на это с такой точки зрения:
«Честно говоря, я никогда не воспринимал это как соперничество; я знал, что там был Карл, знал, что у него была своя команда и что он пытался сделать такой же FKT, но я должен был сосредоточиться на себе и своей команде. Вы не можете контролировать то, что делают другие. Это ничем не отличается от марафона, в котором вы не единственный участник, нужно просто постараться пробежать свой лучший забег».
Будут ли подобные попытки в будущем?
«Если я смогу обеспечить финансовую составляющую, я обязательно вернусь», - заверил Эндрюс. «Это огромные затраты в плане денег, энергии и времени, но это важный для меня проект. Я на 100% уверен, что справлюсь с этим».
Действительно, Эверест вряд ли станет дешевле или менее коммерческим. Однако Тайлер признаёт, что это особенное место, куда обязательно стоит вернуться:
«Я считаю, что долина Кхумбу и эти горы, самые высокие на Земле, - очень и очень особенные. Но там очень много людей, и некоторые из них относятся к горам и природе с меньшим уважением, чем мне хотелось бы. Но я думаю, что большинство приезжают туда потому, что хотят испытать себя в таком уникальном месте, получить опыт. Лично мне очень важно видеть, как они прилагают огромные усилия для того, что имеет для них громадное значение».
Удачи, Тайлер! Пусть она тебе обязательно улыбнется!
Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!
По материалам ExplorersWeb и других источников