Найти в Дзене
Хоум Сапиенс

Почему это нормально, когда курьер получает больше инженера

Сейчас немного спал накал недавних словесных интернет-баталий по поводу больших или якобы больших зарплат доставщиков. Но именно что "немного", да и вряд ли надолго. А в целом, ворчание по поводу избыточного количества работников сферы услуг и менеджеров, их несправедливо больших доходов по сравнению с производителями реальных материальных благ или "общественно полезных" услуг (инженерами, рабочими, учителями, врачами) слышится последние лет 25-30. И что же я в подобном положении вещей разглядел нормального? Ну, нелюбовь к "барыгам-спекулянтам" и прочим обладателям "нетрудовых доходов" имеет далёкие "ментальные" корни - с советских времён (и даже раньше, и не только в нашей стране). И тех же советских времен живёт стереотип о плохом отечественном сервисе. Но в том ведь и дело, что мы как будто не заметили, что отечественный сервис, наплевав на все "менталитеты", стал одним из лучших в мире. Настройщик интернета примчит в удобное для клиента время - вечером или в выходной, и проведе

Сейчас немного спал накал недавних словесных интернет-баталий по поводу больших или якобы больших зарплат доставщиков. Но именно что "немного", да и вряд ли надолго. А в целом, ворчание по поводу избыточного количества работников сферы услуг и менеджеров, их несправедливо больших доходов по сравнению с производителями реальных материальных благ или "общественно полезных" услуг (инженерами, рабочими, учителями, врачами) слышится последние лет 25-30.

И что же я в подобном положении вещей разглядел нормального? Ну, нелюбовь к "барыгам-спекулянтам" и прочим обладателям "нетрудовых доходов" имеет далёкие "ментальные" корни - с советских времён (и даже раньше, и не только в нашей стране). И тех же советских времен живёт стереотип о плохом отечественном сервисе.

-2

-3

Но в том ведь и дело, что мы как будто не заметили, что отечественный сервис, наплевав на все "менталитеты", стал одним из лучших в мире. Настройщик интернета примчит в удобное для клиента время - вечером или в выходной, и проведет все необходимые работы в счёт тарифного плана. Сам интернет, хоть проводной, хоть мобильный - самый дешёвый из качественных и самый качественный из дешёвых. Маркетплейсы "разгулялись" после пандемии, но и до нее они работали примерно так же хорошо - только пройтись до пункта выдачи надо было чуть дальше. То же самое можно сказать и про службы доставки, чьи работники недавно попали в прицел народного гнева. Магазины нынче готовы обменять не удовлетворивший товар подчас даже без чека и доверяют покупателям кассами самообслуживания, парикмахерские ждут клиентов до рубежа вечера-ночи и т.д...

Да, конечно, такая идиллия не повсеместна, каждый из нас вспомнит какой-то негативный опыт общения со сферой услуг, а в соцсетях прорываются откровения этих улыбчивых продавцов об их реальном отношении к покупателям. Но это не отменяет факта, что нынче сервис намного лучше, чем 40 и даже 30 лет назад, лучше, чем во многих т.н. цивилизованных странах, и в том числе наше в целом небогатое население прямо или косвенно согласно его оплачивать, даже при ощущении несправедливости в распределении доходов.

Итак, сфера услуг - это одна из прогрессивных отраслей российской экономики (если под "прогрессом" понимать сравнение "было-стало"). И если успешная работа положительно отражается на доходах исполнителей - я считаю это нормальным. Ненормально другое - то, что в других сферах труд квалифицированных исполнителей либо не ценится, либо недостаточно эффективен.

Да, особой ресурсо-, наукоемкости, специфических навыков и знаний, требующих годы обучения и дообучения, сфера услуг не требует, поэтому кажется логичным, что, при относительно простом входе и быстрой отдаче, экономический эффект обнаруживается проще. Ну а, собственно, для чего тода вообще нужно осваивать сложные профессии в наукоёмких областях? Потому что эти профессии должны, по идее, выдавать большую добавочную стоимость в виде материальных благ или услуг, улучшающих качество жизни населения гораздо больше, чем красивые ногти и своевременная доставка. И вопрос здесь, получается, заключается в том, "почему не получается".

Но какой бы ни был ответ, виноваты в этом точно не курьеры.