Найти в Дзене

Памяти нашего уважаемого доктора Панкратова А.Е. Проза его жизни.

Панкратов Александр Евгеньевич ТУМАН "Был вечер воскресенья. Полнолуние. После четырехчасового перелета из Каира в Москву, мне оставалось провести три часа в аэропорту Домодедово, чтобы десятичасовым рейсом вылететь в Самару. Все складывалось успешно, ведь заканчивалось воскресенье и, вернувшись домой, еще можно было успеть принять душ и выспаться перед, как всегда сумасшедшим, понедельником. А, планов на понедельник была масса. В небе над аэродромом висела полная луна. Я зарегистрировался на рейс, прошел досмотр и оказался в накопителе, где подобные мне ожидали скорой посадки в самолет. Неожиданно на табло в строке напротив нашего рейса загорелась красная надпись «задерживается до 7 часов утра». Просто не верилось глазам! Но тут по громкой связи объявили, что рейс действительно отложен по погодным условиям. Звоню домой: - Как у вас погода? - Отличная погода. Ясно. Волга блестит вдалеке. - Ладно, в общем, рейс до завтрашнего утра отложен из-за отличной погоды. Постепенно все пассажиры

Панкратов Александр Евгеньевич

ТУМАН

Фото из архива Александра Евгеньевича Панкратова.
Фото из архива Александра Евгеньевича Панкратова.

"Был вечер воскресенья. Полнолуние.

После четырехчасового перелета из Каира в Москву, мне оставалось провести три часа в аэропорту Домодедово, чтобы десятичасовым рейсом вылететь в Самару. Все складывалось успешно, ведь заканчивалось воскресенье и, вернувшись домой, еще можно было успеть принять душ и выспаться перед, как всегда сумасшедшим, понедельником. А, планов на понедельник была масса.

В небе над аэродромом висела полная луна. Я зарегистрировался на рейс, прошел досмотр и оказался в накопителе, где подобные мне ожидали скорой посадки в самолет.

Неожиданно на табло в строке напротив нашего рейса загорелась красная надпись «задерживается до 7 часов утра». Просто не верилось глазам! Но тут по громкой связи объявили, что рейс действительно отложен по погодным условиям.

Звоню домой:

- Как у вас погода?

- Отличная погода. Ясно. Волга блестит вдалеке.

- Ладно, в общем, рейс до завтрашнего утра отложен из-за отличной погоды.

Постепенно все пассажиры собираются у стойки представительства авиакомпании. Дама солидного возраста кричит:

- В чем дело? В Самаре прекрасная погода. Объясните причину! У меня завтра лекция, меня будут ждать восемьдесят студентов!

Толпа негодующих потихонечку гудела. После двадцати минут пререканий нас обещали устроить до утра в аэропортовскую гостиницу, она была тут рядом – в пяти минутах езды. Еще через сорок минут ожидания подошел первый автобус. Представитель авиакомпании руководил процессом:

- Товарищи, автобус рассчитан на пятьдесят человек, сначала едут женщины и дети. Скоро подойдет второй автобус и заберет остальных.

Помимо женщин и детей к автобусу сразу побежали десятка два здоровых мужчин. Общеизвестно, что многие мужчины подобны детям, разница только в стоимости их машинок.

Через полчаса подошел второй автобус и забрал остальных. В «аэропортовскую» гостиницу по пустой дороге мы ехали мимо каких-то лесов почти час. Это оказался дом отдыха «Григорчиково». Между сосен и лип в тусклом свете полной луны виднелись двухэтажные домики. В фойе административного корпуса толпились пассажиры, прибывшие первым автобусом. Начался процесс регистрации, заполнения анкет, составления списков, выдачи ключей. Чтобы скоротать время я пошел обследовать территорию. Пара фонарей освещала асфальт тропинок. Дом отдыха оказался на склоне холма. Я спустился вниз – прямо передо мной блестела река, справа было футбольное поле, слева конюшня. Холод ночи пробирался под тонкую ветровку. В Каире было плюс тридцать, а здесь около пяти тепла. Взгляд упал на стекла кафе, пропускавшие желтый свет. Я вошел в это маленькое заведение. В глубине зала стоял бильярдный стол, у барной стойки бармен протирал стаканы. Видимо, у всех барменов основная часть времени тратится на протирание стаканов.

- Добрый вечер – обратился я к бармену – что у вас есть?

- Все есть.

- Я имею в виду, что можно поесть?

- Поесть ничего нет, кухню уже заперли. Есть коньяк, водка…

- Кофе сделайте, пожалуйста.

- Какой кофе?

- Американо с молоком.

- Пожалуйста. А вы с задержанного рейса?

- Да. Как догадались?

- Да, к нам часто задержанных привозят. Вы куда летели?

- В Нью-Йорк. – почему-то захотелось мне соврать.

- Пожалуйста, садитесь за столик.

- А, что за река внизу? – Я сделал глоток ароматного и, главное, согревающего кофе.

- Пахра.

- Куда впадает?

- В Москву-реку.

- Скучненько как-то у вас, людей нет.

- Да, не сезон. Сейчас в основном на выходные кто-то приезжает. Да, вот с аэропорта привозят.

Через некоторое время к кафе стали подтягиваться уже разместившиеся в домиках пассажиры, как раз те крепкие мужчины, которые уехали первым автобусом. Появился спрос на пиво и водку. Я допил кофе и пошел на регистрацию. В фойе уже никого не было. Время – двенадцать ночи. За конторкой шуршала бумажками регистратор гостиницы.

- Добрый вечер. Для меня найдется место? – я протянул свой паспорт и билет на самолет.

- Да, пожалуйста, вот ваш ключ от двухместного номера, дом один, комната три.

- Спасибо. Во сколько за нами приедут?

- Не знаю.

- У нас рейс отложен до семи утра, может его потом еще отложат. Как нам узнать? Позвоните в аэропорт, пожалуйста.

- Позвонила. Автобус за вами приедет от четырех до пяти утра.

- Во сколько же вставать? Вы сможете позвонить нам в комнаты, когда будет известно точно?

- В домиках нет телефонов. Ладно, мы с охранником пробежимся утром по домикам и постучим.

- Хорошо. Спокойной ночи.

Мне достался двухкомнатный сьют. Хотя до сьюта в отеле «Интерконтиненталь» ему было далеко, как до спутника Плутона. Я сходил в душ, постирал мелкое белье и лег спать. Был час ночи. Будильник я завел на полпятого, полагая, что в четыре утра автобус будет вряд ли, а к пяти – самое то. И действительно, ближе к пяти стал слышен стук в двери соседних комнат. Ко мне так и не постучали.

У административного здания уже ждали два автобуса. Нас пересчитали, как детсадников и мы снова поехали в аэропорт. В этот ранний час здесь было тихо и малооживленно. Магазины еще закрыты, кто-то спал в причудливых позах на креслах в зале ожидания. Думаю, ни в одной книге о вариантах поз не встретишь такого их разнообразия, как в аэропортах и на вокзалах.

С Игорем мы познакомились еще до отправки в гостиницу, а сейчас сидели в кафе и пили кофе по двести рублей за чашку. Свободных столиков почти не было.

В семь утра нас посадили в самолет. В еще черном небе горела луна. Стюардесса встретила милой улыбкой, как родных:

- Мы вас уже заждались! Проходите, пожалуйста.

Наконец-то скоро мы будем дома, правда домой заехать не получится, с аэропорта надо будет сразу ехать на работу, и то - на полтора часа опоздаю.

- Доброе утро уважаемые дамы и господа. Говорит командир корабля. В Самаре еще не развеялся туман, видимость меньше ста метров, а для посадки нам необходимо минимум восемьсот. Я пригласил вас на борт нашего судна, чтобы, как только погода наладится и синоптики дадут добро, мы смогли без промедления подняться в воздух.

Лучше бы дали нам лишний час поспать в гостинице – подумал я.

Постепенно светало. Я решил позвонить своей начальнице, чтобы предупредить об опоздании на работу.

- Галина Петровна, доброе утро. Дело в том, что я вчера должен был вылететь из Москвы, но рейс задержали до утра и мы пока еще не взлетели. Но уже сидим в самолете. Я, видимо, часа на два-три опоздаю.

- Ну, ладно, давай приезжай. Вечно с тобой что-нибудь приключится.

Прошло два часа до того момента, как синоптики, видимо, «дали добро».

- Уважаемые дамы и господа, говорит командир корабля. В Самаре еще сохраняется туман, но по прогнозам синоптиков он должен скоро рассеяться, и мы собираемся взлетать. Пожалуйста, пристегните ремни.

Еще через каких-то полтора часа мы оказались в небе над Самарой. Небо было ясным и прозрачным. Земли же видно не было. Она, конечно, под нами была, но видно ее не было. Потому что она была покрыта толстым слоем, плотного, как творог, тумана. Все было покрыто густейшим туманом, как кусок хлеба намазанным маслом.

- Уважаемые дамы и господа, говорит командир корабля. К сожалению, прогнозы синоптиков не оправдались, туман сохраняется, видимость меньше ста метров. Но у нас достаточный запас топлива, и мы будем летать над Самарой, пока условия видимости не позволят произвести посадку. Спасибо.

Далеко под нами была белая пелена, местами из нее торчали трубы котельных. Самолет сделал круг, потом еще один и еще. Пейзаж внизу не менялся. Казалось, что не существовало более стабильного природного явления, чем туман. Кто знает, что такое точка росы и температурная инверсия еще мог предположить, откуда этот туман взялся, но когда он исчезнет, не знал никто.

Через два часа кружения самолет полетел по прямой и стал набирать высоту. Видимо, запасов топлива оказалось меньше, чем прогнозов у синоптиков. Среди пассажиров появилось легкое беспокойство. Первая волна тревоги и вопросов обрушилась на молодого бортпроводника.

- Куда мы летим? Куда нас везут? Почему молчит командир самолета? Почему самолет не приземляется? Это же не какой-нибудь кукурузник, а Боинг! Современный самолет и в тумане приземлиться может!

- Ага, - сказал другой пассажир – вон самолет Леха Качинского уже приземлился.

- Самолет при таком тумане сесть не сможет – отражал вопросы стюард – Куда мы летим, не знаю, могут быть разные варианты. Дождитесь сообщения пилотов.

Откуда-то с задних кресел послышалось возмущение мужчины и женщины:

- У нас ребенок в реанимации. Нам надо к нему в больницу, а эти пилоты сесть не могут.

- А, вы молитесь, молитесь – ответила им пассажирка с противоположного ряда.

Между тем с момента посадки в самолет прошло пять с половиной часов. Пассажиры ходили по салону, образовалась маленькая очередь в туалет.

- Уважаемые дамы и господа, говорит командир корабля. К сожалению, погода в Самаре так и не улучшилась, прогнозы синоптиков не сбылись. Я принял решение, и мы летим в город Уфу на запасной аэродром, где мы сможем приземлиться. В Уфе сейчас хорошая погода, температура воздуха плюс четыре градуса. Спасибо.

Еще через полтора часа лета мы приземлились в Уфе. Салон самолета наполнился мелодиями включаемых сотовых телефонов и еще через несколько секунд эфир превратился в гомон пассажиров – все звонили своим родственникам и коллегам и докладывали текущую обстановку. Время уже было начало второго дня. Я присоединился к общему делу, достав свой телефон.

- Галина Петровна, опять я.

- Мы тебя уже заждались, ты что прилетел?

- Да, прилетел. Только в Уфу.

- Как в Уфу?!

- Из-за тумана Самара не принимает, улетели в Уфу. Когда теперь вернусь - не знаю уже, но, кажется, на работу сегодня не попаду.

- Тебя тут куча народа, как всегда, ждет! И вообще это будет прогул!

- Почему прогул? Это - форс-мажор, тут сто человек на работу не попали, я же не по своей воле день пропустил.

- Ладно, придумаем что-нибудь. Как вернешься – позвони, хоть.

- Хорошо. Спасибо. Пока.

- Пока, удачи.

Всем было дано указание оставаться на своих местах, но разрешили отстегнуть ремни. Через час ожидания снова пошел гул негодования.

- Чего мы ждем? Какие планы у экипажа? Почему нас не высаживают? Почему нас не кормят?! Вы обязаны нас покормить – взорвалась дама, у которой студенты остались сегодня без лекции. Вы должны нам компенсировать время ожидания – подключился к общему возмущению еще один пассажир. Почему вообще молчит командир? – весь поток вопросов и упреков сыпался на бедных бортпроводников, в основном на единственного юношу в фуражке. Все же большая часть пассажиров сохраняла спокойствие и выдержку. Потихоньку начала ныть девушка-юрист, сидевшая за моей спиной.

- Мы ждем пока улучшится видимость в Самаре, тогда мы вылетим из Уфы. По прогнозам погода в Самаре начала проясняться. Еда на борту вся закончилась. Мы можем, конечно, пополнить наши запасы в Уфе, но это займет еще полтора-два часа, а за это время погода может опять ухудшиться, и тогда мы останемся здесь на неопределенное время. Сейчас мы ждем пока нас дозаправят топливом, поскольку мы его сожгли, пока кружились над Самарой – давал разъяснения стюард.

Тем временем подъехал топливозаправщик. Пассажиры оживились.

- Смотрите, нас заправляют.

- Да, нет – это остатки топлива сливают, – кто-то пошутил.

Многие тем временем стали строить планы как добираться до Самары дальше. Идеи были разные.

- Дайте мне мой багаж – обратился пассажир, сидевший у прохода, к стюарду – я дальше поездом поеду.

- Мы можем, конечно, вернуть Вам багаж, но его поиск и извлечение займут тоже полтора часа и за это время погода в Самаре может испортиться и остальные пассажиры останутся здесь.

- Но погода ведь может и не наладиться, почему нас не высадят и не поселят пока в гостинице?

- Да, туман может сохраняться. Но все гостиницы в Уфе уже заняты пассажирами с других задержаных рейсов, поэтому мы остаемся на борту. Кроме того нам не надо будет тратить время на высадку и посадку. Вариантов развития ситуации много.

- А, ведь, может получиться, что пока мы летим из Уфы, в Самаре опять туман начнется, есть такая вероятность?

- Да, есть и такая вероятность, всякая вероятность есть.

- И что тогда?

- Тогда, извините, будет жопа! – неожиданно изрек стюард.

- Молодой человек, Вы уж только не выражайтесь! – проворчал пожилой пассажир.

- Ну, так я же сказал - извините.

Особо голодные пассажиры уже самостоятельно ходили в закрома бортпроводников и разживались там леденцами и орехами.

Несколько дам успели подружиться и, собравшись в кучку, вели неприхотливую болтовню, в основном обсуждая сложившуюся ситуацию и возможные перспективы.

- А, вы знаете, со мной рядом сидит женщина, у нее вообще сегодня день рождения.

- А, меня муж ждет, у нас сегодня десять лет со дня свадьбы.

- А, мне завтра нужно обратно в Москве быть – присоединился к болтовне молодой человек.

Так прошло два часа. Уехал топливозаправщик.

-Уважаемые дамы и господа, говорит командир корабля. Нас заправили топливом. Сейчас принесут последнюю бумажку из аэропорта, разрешающую вылет, и мы сможем взлетать. По метеосводкам в Самаре стала хорошая погода и достаточная видимость. Спасибо.

Просидев два часа в Уфе, не выходя из самолета, мы опять поднялись в воздух. На часах было половина четвертого дня. Сидение в кресле с ремнем на поясе стало привычным. Через полтора часа мы увидели под крылом аэродром Самары. На аэродроме были хорошо различимы стоявшие самолеты и постройки. Но к удивлению, наш самолет перестал снижаться и совершил большой круг над Волгой и Жигулевскими горами. Потом еще один круг. Аэродром то приближался, то удалялся. За вторым кругом последовал третий, четвертый.… На седьмом я сбился со счета. В иллюминатор я увидел еще два самолета, которые участвовали в хороводе, только на разной высоте.

- Уважаемые дамы и господа, говорит командир корабля. Вы можете видеть под нами, немного слева, аэродром и взлетно-посадочную полосу. Мы ее тоже хорошо видим, но условия видимости все равно еще недостаточны и наземные службы не дают нам разрешения на посадку. Мы пока ждем разрешения.

Прошло два часа ожидания. Моя шея затекла, а от беспрерывного кружения стало подташнивать, и я отвернулся от окна. Девушка-юрист за моей спиной потихоньку скулившая теперь уже разрыдалась на весь салон:

- У меня работа, у меня очень важные дела! Я уже хочу приземлиться! Я домой хочу!

Ее начал успокаивать сидевший рядом ее дедушка.

- Да, это ты же во всем и виноват, не дал на поезде поехать! Сейчас бы уже дома давно были! Ненавижу эти самолеты! Больше никогда не полечу! Особенно этой компанией! – и, кажется, было слышно как слезы из ее глаз стучали о пластмассу внутренней обшивки салона.

За окном постепенно стемнело, и на небе загорелся всеми оттенками красного и оранжевого цветов закат. А, самолет опять начал набирать высоту и вышел на прямолинейное движение. Вдалеке оставались Волга, аэропорт, туман.

- Уважаемые дамы и господа. Говорит командир корабля. К сожалению, туман сохраняется, и разрешения на посадку мы не получили. Я принял решение возвращаться в Москву. В Домодедово хорошая погода, шесть градусов тепла и там мы приземлимся точно. Я понимаю, что вы устали, мы тоже устали, но по соображениям безопасности мы возвращаемся в Домодедово. Спасибо за внимание.

В салоне прошел легкий гул то ли удивления, то ли возмущения и воцарилась тишина. Луна стала потихоньку убывать, и ее диск уже не был таким круглым.

В семь часов вечера мы приземлились в Домодедово, проведя в самолете безвылазно двенадцать часов, из них восемь – в воздухе. За это время можно было долететь до Америки.

- Уважаемые дамы и господа. Говорит командир корабля. Я приношу извинения за этот нелегкий круиз. Я уже связался с аэропортом и лично попросил, чтобы вас встретили и отнеслись к вам с особым вниманием, покормили и обеспечили отдых. Сейчас решается вопрос как организовать вам возвращение в Самару. Предполагается объединить вас с другим рейсом и на большом самолете отправить в Самару. Все подробности вы сможете узнать у стойки нашей авиакомпании. Прощаясь с вами, еще раз приношу извинения от себя лично и от имени экипажа за изнурительный полет. Большое спасибо. До свидания.

На выходе из самолета нас провожали поникший командир корабля, уставшие бортпроводницы и изможденный, успевший обрасти щетиной стюард. Я пожал руку пилоту.

В представительстве авиакомпании нам выдали ваучеры на питание в одном из кафе аэропорта. Пассажир, сидевший у прохода менял билеты:

- Я полечу в Саратов. Из Саратова меня на машине довезут до Самары. А в Самару можно еще несколько дней не улететь. Счастливо оставаться! – и получив деньги пошел покупать билеты на Саратов.

- Нам верните деньги за билеты, мы теперь на поезде поедем – кричали, перевалившись через стойку еще двое пассажиров.

- Мне тоже деньги верните, я больше никуда не полечу. Мне все равно уже сегодня надо было вернуться в Москву. Так что я как раз во время вернулся.

- Уважаемые пассажиры – обратился к заметно поредевшей толпе представитель авиакомпании – после ужина, те, кто готов ждать вылета в Самару должны будут заново пройти регистрацию и получить новые билеты на десятичасовой рейс.

Кафе можно было выбрать одно из двух. Я выбрал «Елки-Палки». На обед-ужин я взял борщ, картошку с куриными крыльями, блинчики с яблоками и большую кружку клюквенного морса. Очень захотелось есть. Ваучера на все не хватило и пришлось добавить немного денег. И вот мы сидели за одним столиком и болтали с Димой, Владом и Юлей, которые за время общего путешествия стали почти друзьями. Им уже можно было доверить присмотреть за своими вещами, чтобы спокойно сходить в туалет умыться и переодеться. По очереди переоделись все.

Мы зарегистрировались на рейс, прошли досмотр и оказались в накопителе, где пассажиры сегодняшнего дня ожидали скорой посадки в самолет. На десятичасовой рейс. Их лица были свежи, а глаза полны уверенности, что через полтора-два часа они будут в Самаре. До конца времени посадки оставалось полчаса. По громкой связи зазвучало объявление:

- Вниманию пассажиров прошедших регистрацию на Саратов. Ваш рейс задерживается на сутки. Пожалуйста, пройдите к стойке представительства компании.

А, нас повезли к самолету. Напротив меня оказался шестилетний ребенок, который проспал половину полета.

- Ну, что хочешь теперь стать летчиком? – спросил я его.

Ответила его мама:

- Мы его уже тоже спросили, он сказал, что хочет стать самолетом.

Началась посадка в самолет. Теперь это был уже Боинг 767, с тремя рядами кресел и в него вместилось два комплекта пассажиров. Самолет был рассчитан на трансатлантический перелет. Хотелось надеяться, что туман для него не будет большой помехой. Было даже как-то неприятно смотреть на бодрые, гладковыбритые лица стюардов.

Дима сидел в среднем ряду перед широким проходом и улыбался:

- Сбылись все мои мечты о самолетах!

- Какие же у тебя были мечты?

- Посидеть в таком большом самолете на этих местах и увидеть из окна самолета во время полета другой самолет. Все сбылось!

Как мало порой человеку надо для счастья. И какие плюсы бывают даже в самых неблагоприятных ситуациях.

Нигде не побывав, мы через сутки оказались там же, где и были, как будто время остановилось, но все мы уже были немного не теми, кем были вчера.

Через два часа я уже ехал из аэропорта на такси. И это уже была Самара! Даже удивительно как такой большой самолет приземлился в тумане на таком маленьком аэродроме.

А, я получал необыкновенное удовольствие от того, что под колесами машины ощущал твердую землю, освещенную фарами и убывающей луной, просвечивающей сквозь туман."

Светлая память нашему уважаемому и всеми почитаемому Доктору!