Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Выставка «Я и ковчег, я и потоп всемирный»: в YARAT переосмысляют философию Насими

Новая групповая выставка «Я и ковчег, я и потоп всемирный» в Центре современного искусства YARAT ищет ответы на актуальные вопросы в идеях средневекового поэта и суфия Сеида Имадеддина Насими. «Всё в мире – это человек», – писал Насими. Великий мыслитель XIV века был уверен, что человек воспринимает реальность через призму собственного опыта, формирует окружающий его мир и берет за него ответственность. Фраза Насими «Я – наблюдающий и наблюдаемый, я – свет и тьма» приобрела новый смысл сегодня, когда социальные сети размывают личные границы. Тему персональной идентичности в цифровую эру, принятия важных решений в пространстве сетевой анонимности исследовали 12 художников из шести стран: Азербайджана, Украины, Грузии, Литвы, Чехии и Боснии и Герцеговины. Тарлан Горчу в видеоинсталляции «Два мира могут поместиться во мне» передает философскую неоднозначность любого явления языком каллиграфии. Мастер много лет занимается этим искусством. «Есть два слова, которые я особенно люблю писать, –

Новая групповая выставка «Я и ковчег, я и потоп всемирный» в Центре современного искусства YARAT ищет ответы на актуальные вопросы в идеях средневекового поэта и суфия Сеида Имадеддина Насими.

«Всё в мире – это человек», – писал Насими. Великий мыслитель XIV века был уверен, что человек воспринимает реальность через призму собственного опыта, формирует окружающий его мир и берет за него ответственность. Фраза Насими «Я – наблюдающий и наблюдаемый, я – свет и тьма» приобрела новый смысл сегодня, когда социальные сети размывают личные границы. Тему персональной идентичности в цифровую эру, принятия важных решений в пространстве сетевой анонимности исследовали 12 художников из шести стран: Азербайджана, Украины, Грузии, Литвы, Чехии и Боснии и Герцеговины.

Тарлан Горчу. Два мира могут поместиться во мне
Тарлан Горчу. Два мира могут поместиться во мне

Тарлан Горчу в видеоинсталляции «Два мира могут поместиться во мне» передает философскую неоднозначность любого явления языком каллиграфии. Мастер много лет занимается этим искусством. «Есть два слова, которые я особенно люблю писать, – говорит он. – Это два самых важных суфийских понятия – eşq (любовь) и heç (ничто). Недавно я перевернул лист, на котором было написано heç, и обнаружил, что это чуть ли не зеркальное отражение слова eşq. Будто два взаимодополняющих, но разных мира: белый и черный, пустота и наполненность, ничто и всё. Знакомая фраза Насими вдруг открылась мне во всей глубине и красоте».

Понятию heç Горчу посвятил отдельную одноименную работу. В ней он трактует небытие как пространство, где происходит отказ от себя, подлинное освобождение и осознание своей истинной сущности.

Орхан Гусейнов. Песня птиц
Орхан Гусейнов. Песня птиц

Аудиовизуальная инсталляция Орхана Гусейнова «Песня птиц» языком мугама исследует суфийский постулат о единстве всего сущего. Художник представляет мир как глобальную симфонию, в которой поэтические образы вплетаются в традиционную мугамную форму. Инсталляция основана на поэтическом сюжете о Соловье и Розе – символах мужского и женского начал. Композиция Гусейнова опирается на каноны мугама «Баяты-шираз» и дополнена звуками живой природы. Спасение для каждого человека и всего человечества заключается в преодолении хищнического мировоззрения, считает Орхан: нужно отказаться от идеи, что ты венец творения, и принять, что все мы равноправная часть Вселенной, а природа – часть каждого из нас.

Али-бей Гусейнзаде. Детство Селима Турана; Селим Туран. Танцующие женщины
Али-бей Гусейнзаде. Детство Селима Турана; Селим Туран. Танцующие женщины

Музей независимости Азербайджана предоставил на выставку акварель Али-бея Гусейнзаде «Детство Селима Турана», написанную в 1923 году. Гусейнзаде был одним из самых разносторонних деятелей своего времени: врач, публицист, политический философ, идеолог пантюркизма, он стоял у основ азербайджанской государственности в 1918 году и создал национальный флаг. Представленный в экспозиции рисунок – портрет сына, ставшего известным художником: на выставке можно увидеть кинетическую работу Селима Турана «Танцующие женщины». Женщины в длинных одеждах похожи на вращающихся дервишей и напоминают о том, что путь художника – это вечное беспокойство.

Важная тема в суфизме – преображение через испытания и боль, предельные точки, в которых исчезает эго. Одна из таких точек – война: когда внешний мир рушится, открывается подлинная сущность человека, его душа – или зияющая пустота. Тему пустоты, образовавшейся в результате катаклизмов, также исследуют участники выставки.

Наталия Вацадзе. Родина
Наталия Вацадзе. Родина

Художница из Грузии Наталия Вацадзе в своей инсталляции «Родина» уподобляет тело человека сосуду, хранящему как личную, так и коллективную память. В Западной Грузии существовала традиция носить у сердца броши с фотографиями ушедших близких. Наталия обращается к этому обычаю, встраивая в свою текстильную инсталляцию портреты соотечественников, погибших в новейших войнах.

Младен Мильянович. Дидактическая стена
Младен Мильянович. Дидактическая стена

Инсталляция «Дидактическая стена» боснийца Младена Мильяновича посвящена теме беженцев. Суфийская идея трудного духовного пути превратилась в реальность для миллионов мигрантов. Движимые войной, климатическими потрясениями и политическими преследованиями, они отправляются в путь к неизвестности. Художник напоминает, что гобелен всемирной истории всегда был расшит нитями миграционных маршрутов, и каждый стежок меняет ткань цивилизации.

Выставка продлится до 26 октября.

Читайте еще:

Выставка «Возрожденная красота»: искусство из металлолома Дотуна Популы

Текст: Наталия Бабинцева

Фото: Yarat

https://baku-media.ru