Найти в Дзене
Колёса плюс

Shacman: запретят или локализуют? Кто выиграет в этой игре на выживание?

Оглавление

Эта история началась уже достаточно давно и до сих пор неизвестно чем закончится. Владелец новенького самосвала Shacman решил не просто пожаловаться на брак, а закатывает целую исследовательскую эпопею. Прямо скажем, случай из ряда вон!

Всё началось в конце 2022 года, когда директор челябинского предприятия «Спецавтострой» купил трехосный самосвал Shacman SX3258. И тут начинается самое интересное – у машины обнаружился дефект и вместо того чтобы просто вернуть машину дилеру, он за свой счёт отправляет её на испытания в НИЦИАМТ ФГУП НАМИ. А потом ещё и накатал жалобу в Росстандарт. Вот это я понимаю, боевой настрой!

Основные претензии владельца звучат так:

  • Задняя противоподкатная защита деформируется на 482 мм вместо положенных 400 мм
  • Одно из креплений просто-напросто ломается
  • Геометрия боковой защиты не соответствует нормам
  • В кабине стоит такой гул, что уши закладывает
  • Тормоза работают как попало
  • ЭРА-ГЛОНАСС не работает.

Росстандарт, кстати, подтвердил – с шумом в кабине всё действительно швах. А вот производитель, компания «Шакман Моторс», парирует: мол, машина-то уже с пробегом за 4000 км, кто знает, что там с болтами делали?

Как развивается ситуация?

Производитель, конечно, не стал отмахиваться и предложил план действий:

  • Заменить все болты на противоподкатный брус
  • Поменять боковые защитные устройства (если найдут косяки)
  • Проверить шумоизоляцию

Но тут Росстандарт решил подлить масла в огонь – приостановил действие ОТТС для модели SX3258 аж до февраля 2025 года. И вот тебе на – более двух тысяч ввезённых и растаможенных грузовиков оказались в подвешенном состоянии.

Конспирологическая версия

Вот откуда вообще взялись эти “неправильные” грузовики? Может, они уже были с косяками на момент сертификации? Или всё случилось потом?

Проверка организации, которая оформляла ОТТС, показала – всё чисто, все бумажки на месте. Но тут всплывает любопытный момент: сертификацию проводили по документам от Министерства промышленности, торговли и туризма Испании. А тормоза проверяли в Беларуси. Как так?

Всё просто – у Shacman есть сборочный завод в Румынии, машины продаются в Европе, и сертификацию можно было проходить в любой стране ЕС.

Что дальше?

Ситуация напоминает детектив: то ли случайность, то ли заговор. Представители производителя из Shaanxi Automobile Group уверены – скоро всё утрясётся. Даже поговаривают о сборке Shacman в России.

Но тут Минпромторг в лице Антона Алиханова заявляет – нужна более жёсткая сертификация. И правильно делает – ведь проблемы нашли не только у Shacman, но и у других китайских марок.

Как думаете, чем закончится эта история? Скорее всего, всё сведётся к отзывной кампании и повторной сертификации. Но не исключено, что производитель может и вовсе вылететь с российского рынка.

А пока Shacman остаётся одним из лидеров рынка – в прошлом году продали 17,2 тысячи машин. Неплохо для тех, кто попал в такой переплёт, правда?

Давайте посмотрим на ситуацию в целом. В прошлом году в России продали 102 тысячи крупнотоннажных грузовиков. И знаете что? Shacman все еще держится в тройке лидеров, хотя его доля немного просела – с 16,52% до 15,42%.

Модель SX3258 показала хорошие результаты заняв третье место, продав 6,8 тысяч машин. В след за ним идет Dongfeng 4180 который показал просто космический для себя рост продаж – на 96,6%!

А лидером рынка стал Sitrak – 19,4 тысячи проданных машин и доля рынка 19,03%. Неплохо для новичка. КамАЗ держится на второй строчке с результатом 17,3 тысячи грузовиков.

Что говорят эксперты?

В отрасли поговаривают, что ситуация с Shacman – это звоночек для всего рынка. Производители начинают более внимательно относиться к сертификации. Ведь если копнуть глубже, проблемы могут всплыть не только у китайцев.

Перспективы развития

Ну тут вариантов не то, чтобы много. Первый — «мягкий старт»: китайцы берутся за ум, делают отзывную кампанию, повторно сертифицируют машину, исправляют недочёты и только после этого продолжают работать. Но фишка в чём? Даже если заменят все задние защиты и глушители, кто поручится, что через месяц не вылезет новый косяк? Репетиционное пятно уже не убрать.

А может, локализация спасёт? В интернете полно слухов, будто Shacman уже смотрит площадку под Калугой. Им потребуется усиленный контроль качества, создание собственных центров сертификации и значительно более тесное сотрудничество с Росстандартом

Ну или самый жесткий сценарий? Полный запрет. Тысячи новеньких SX3258 ржавеют на штрафстоянках, дилеры рвут на себе волосы, а клиенты суются в суды. Но и тут загвоздка: без Shacman цены на грузовики взлетят до небес. Кто выиграет? Может, КамАЗ, который уже наращивает выпуск своих 54901. Только успеют ли они перекрыть спрос?

-2

Заключение

Одно можно сказать точно – эта история не закончится быстро. Производители, дилеры и регуляторы только начали распутывать этот клубок проблем. И как бы там ни было, российский рынок грузовиков уже никогда не будет прежним.

А пока остается только следить за развитием событий и надеяться, что все разрешится в пользу здравого смысла. Ведь от этого зависит не только судьба одного производителя, но и весь рынок коммерческого транспорта в России.

P.S. Следите за новостями – ситуация может измениться в любой момент. И помните: в бизнесе, как и в жизни, нет ничего более постоянного, чем перемены!

А что думаете вы? Верите ли, словам дилеров о то, что запчасти для ремонта проблемных узлов уже поступают на склады. Или всё это для отвода глаз и пора бы уже начать беспокоиться?