Найти в Дзене

Городской романс. Мелодия улиц, сплетающая сердца

Оглавление

Сумерки, фонари, тихий переулок, гитара и голос, льющийся из открытого окна. Что такое городской романс? Неужели это просто песни о любви? Нет, друзья, городской романс — это гораздо больше. Это — мелодия души, отражение жизни в большом городе, где страсть смешивается с тоской, а надежда соседствует с отчаянием.

Истоки

Истоки городского романса исследователи ищут в «высоком» русском романсе и в городском фольклоре второй половины XIX века, в том числе в так называемом жестоком романсе. Представьте старые дворы, кабаки, где собирались простые люди, чтобы выплакать свои печали под звуки гитары. Именно там зарождался этот удивительный жанр.

Илларион Прянишников. «Жестокие романсы», 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илларион Прянишников. «Жестокие романсы», 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Городской романс — песня любовного содержания с мелодраматическим сюжетом, которая получила распространение в России с середины XIX века среди городского населения, а позднее — и среди сельского. Он был понятен всем, от рабочего до интеллигента, потому что говорил о том, что волновало каждого: о любви, разлуке, надежде и предательстве.

Многие городские романсы имели литературное происхождение, но текст при этом чаще всего проходил обработку, приспосабливаясь к вкусам широкой городской аудитории. Именно в этом процессе адаптации и заключалась магия городского романса: он брал истоки в высоком искусстве, но становился понятным и близким каждому горожанину.

Более поздние формы городского романса испытали влияние цыганского романса, оперетты и клезмера. Это был плавильный котел, где цыганская этника, опереточная легкость и клезмерская задушевность сливались воедино, рождая неповторимый сплав чувств.

Некоторые факторы, которые повлияли на формирование жанра:

  • Распространение лубочной литературы. Это первая в России форма «массовой культуры», которая привносила в фольклор сюжеты рыцарских романов, исторических и приключенческих повестей, а также пересказы житийной литературы, анекдоты, песни. Это была своего рода «желтая пресса» XIX века, формировавшая вкусы простых людей и снабжавшая их готовыми сюжетами для новых песен.
  • Влияние кинематографа. На рубеже столетий кинематограф разрабатывал популярные сценические формы (комедийные, авантюрные, мелодраматические). Упрощённые сюжетные варианты литературной классики были пригодны для последующей фольклоризации. Кино, как новый вид искусства, тоже внесло свою лепту, предлагая романтикам готовые сюжеты и образы.
  • Распространение ресторанной и садово-парковой эстрады. Тексты эстрадных произведений попадали в песенные традиции города и включали адаптированные фольклорные произведения. В кабаках и садах под звуки оркестра пели о любви, о страданиях, о том, что близко и понятно каждому.

Язык и музыка романса

С литературной точки зрения городской романс отличается конкретикой в образах, ступенчатой композицией, представлением лирического героя о самом себе как о бывалом человеке, недостижимостью объекта любви. Это истории, рассказанные от первого лица, о людях, живущих в суровом мире, но не теряющих надежду на счастье.

С музыкальной точки зрения городской романс характеризуют гармонический минор, который придает песням особую, чуть печальную окраску. Кроме того, используются характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая «золотую секвенцию». Каденция — это музыкальное завершение фразы, а секвенция — повторение музыкальной фразы с небольшим изменением. «Золотая секвенция» — это особенно красивое, плавное повторение, которое создает ощущение завершенности и гармонии. Все эти приемы помогают передать в этих мелодиях — и лирику, и драму, и надежду.

Основные темы и образы

Городской романс — это зеркало души, отражение жизни в большом городе, где страсть смешивается с тоской, а надежда соседствует с отчаянием. В этих песнях находят отражение самые разные темы, знакомые каждому:

  • Любовь и страдания, разлука и надежда — вечные спутники человеческой жизни.
  • Городская жизнь во всех ее проявлениях: шумные улицы, уютные кабаки, скрип трамвайных колес, таинственные окна, за которыми кипит жизнь.
  • Трагические судьбы, социальная несправедливость, когда мир жесток и неумолим.
  • Элементы цыганского романса, добавляющие страсть, измену и пьянящую свободу. В каждой песне — своя маленькая трагедия, свой кусочек жизни, выхваченный из суеты, как будто мимолетный кадр из старого, черно-белого фильма.

Городской романс узнаваем с первых нот. Его отличает мелодичность, простота языка, искренность — слова, которые идут прямо от сердца. В этих песнях часто звучит гитара, иногда аккордеон или другие инструменты, создавая неповторимую атмосферу. Но главное — это особая манера исполнения: надрыв, интонации, драматизм. Голос, проникающий в самое сердце, заставляющий сопереживать каждому слову, словно рассказчик, который знает все ваши секреты.

Голоса эпохи

Имена композиторов, создавших этот жанр, достойны особого упоминания. Во второй половине XIX — начале XX века эти замечательные люди дарили миру свои творения, среди которых выделяются произведения А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, A. И. Дюбюка, С. Л. Донаурова.

Многие из этих песен стали настоящими хитами, пережившими десятилетия. Вспомните, например, «Песню цыганки» («Мой костёр в тумане светит…», 1853) Я. И. Полонского, «О, говори хоть ты со мной…» (1857) А. А. Григорьева, «Под душистою ветвью сирени…» (1857) В. В. Крестовского, «Дышала ночь восторгом сладострастья…» (1900) В. Мазуркевича, «Гори, гори, моя звезда…» (1930-е) В. П. Чуевского, «О, если б мог выразить в звуке…» (1920-е) Г. А. Лишина, «Только вечер затеплится синий…» (1916) А. Н. Будшцева. Эти строки, знакомые каждому — настоящие жемчужины поэзии.

Исполнители — отдельная глава в истории жанра. Ю. Морфесси, B. Зорин, Саша Давыдов, Варя Панина, А. Д. Вяльцева, Н. В. Плевицкая… Их имена — легенды, их голоса — музыка, которая звучит до сих пор, заставляя нас забыть о повседневной суете и окунуться в мир чувств.

Отдельного упоминания заслуживает Александр Вертинский — не просто исполнитель, но и автор произведений в жанре городского романса.

Александр Вертинский в образе Пьеро
Александр Вертинский в образе Пьеро

Его исполнительская манера — декламационный стиль пения — оказала огромное влияние на развитие русского романса второй половины XX века. Вертинский — певец грусти и элегантности, его творчество — это отдельная, большая глава в истории жанра. Его песни — это как старинный альбом с пожелтевшими фотографиями, хранящий память об ушедшей эпохе.

Нельзя забыть и о более современных интерпретаторах жанра. Песни Булата Окуджавы, например «Ах Арбат, мой Арбат, ты — моё призвание!» или «Синий троллейбус», а также произведения Владимира Высоцкого стали ярким примером того, как традиции городского романса продолжают жить и развиваться. Они вдохнули новую жизнь в старый жанр, сделав его актуальным и понятным для новых поколений.

Заключение

Городской романс — это душа города, звучащая в наших сердцах. Он напоминает о том, что люди всегда будут любить, страдать и надеяться. И в этом — его вечная привлекательность. Он — как старый друг, который всегда выслушает и поддержит, напоминая о том, что мы не одиноки в своих чувствах, и о том, что город живет и дышит вместе с нами. Дорогие друзья, спасибо, что прочитали! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш канал — будем рады делиться с вами новыми интересными материалами о культуре и искусстве!