Два года съемок, бюджет 7,2 млрд вон, 21000 актеров, натурные съемки в Китае и на Филиппинах и один из самых высоких рейтингов в истории корейского телевидения (58,4%). За судьбой главных героев следила вся страна. Дорама «Глаза утренней зари» вышла в 1991 году и стала легендой.
Сюжет охватывает период от времен японской оккупации до начала Корейской войны. В центре внимания — судьбы трех главных героев. Юную Юн Ё Ок увозят на одну из «станций утешения» для японских солдат, где она становится «женщиной для комфорта». Чхве Дэ Чхи и Чан Ха Рим — студенты, которых забирают в японскую армию. Первый терпит бесконечные издевательства от своих японских командиров и на «станции утешения» знакомится с Юн Ок. Второй, медик по образованию, служит в «Отряде 731», который занимается разработкой бактериологического оружия и проводит опыты на живых людях. В течение 36 серий мы будем следить за историями этих персонажей и переплетением их судеб.
В «Глазах утренней зари» находит воплощение одна из самых сильных черт лучших образцов корейского кинематографа — отказ от деления на черное и белое; безоценочное исследование человеческой природы. Это история о выживании и желании жить — и о том, как ведут себя люди под давлением обстоятельств; на что они пойдут ради того, чтобы выжить; о том, как их меняют и как влияют на них эти решения и поступки. О том, что для них значат высокие идеалы — и значат ли что-то вообще — по сравнению со стремлением остаться в живых. О том, как эти идеалы постепенно утрачивают абстрактность и обретают смысл и о том, что один и тот же человек может быть способен как на трусость и низость, так и на высокую жертвенность.
В первых же сериях Чхве Дэ Чхи по приказу начальника убивает маленького ребенка. Чан Ха Рим, помогая японцам, наблюдает за бесчеловечными экспериментами над «бревнами», в то время как Юн Ё Ок смиряется со своей долей «женщины для удовольствия». Как бы вы оценили их решения? Что бы о них сказали? Какой выбор сами бы сделали на их месте? Среди персонажей нет ни одного однозначно «хорошего» или однозначно «плохого». Главные герои совершают поступки, которых «положительный» герой не совершил бы никогда. Он просто бы сразу погиб, и на этом история закончилась.
Эта история — о том, как люди вопреки всему выживают. И, опять же вопреки всему, сохраняют желание жить, даже когда жизнь становится невыносимой.
Я редко говорю, что то или иное произведение надо смотреть. Надо детей растить и работу работать. А что-то посмотреть это уж как пойдет. Но здесь, пожалуй, скажу, что стоит — хотя бы ради того, чтобы понимать, как выглядит сценарий здорового человека. С объемными, детальными и живыми психологическими портретами. С непредсказуемым и неизбежным — естественным — развитием событий. С виртуозно прописанными диалогами без объяснений сюжета и пустопорожнего трындежа, без назидательности, без выводов, которые вбивают в голову глупого зрителя. Задача этой истории — не поучать, а задать работу уму и душе. Делать выводы о персонажах зрителям предоставляют самостоятельно.
На самом высоком уровне и постановка. При том, что большая часть дорамы — испытание и для зрителя в том числе, неизъяснимое удовольствие наблюдать, как поставлены сцены, какими способами передают чувства персонажей, как создают напряжение, захватывают и держат внимание. Дорама смотрится на одном дыхании даже 35 лет спустя и даже при «убитом» качестве картинки. Хотя в свое время она наверняка смотрелась грандиозно.
Дорама сделана очень тщательно, и именно поэтому в глаза бросается момент, который кажется особенно и вопиюще непродуманным на фоне столь проработанной постановки. Действие фильма происходит в Корее, Японии, Китае, на Сайпане. Среди персонажей — китайцы, японцы, американцы. Так вот, китайцы говорят по-китайски, диалоги с американцами идут на английском, и только японцы по какой-то неведомой причине говорят по-корейски даже между собой. «Чосонские свиньи!» — орут на хорошем корейском японские угнетатели, издеваясь над гражданами оккупированной страны. При всей трагичности этих сцен, это несоответствие вносит путаницу и изрядно снижает градус сопереживания. Объяснений этой странности я не нашла.
И тем не менее «Глаза утренней зари» остается одним из величайших явлений в истории корейского телевидения. Его и сериалом язык не поворачивается назвать. Это многосерийный художественный фильм, задавший такую высокую планку, что до сих пор немногим удалось до нее дотянуться.
Почитать ещё