Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Русский колесный танк в макетном исполнении

Рассказ о реплике русского тяжелого бронеавтомобиля "Гарфорд" (Путилов-Гарфорд), созданной клубом "1-я автомобильная пулеметная рота"

Одной из больших проблем для тех, кто занимается Первой мировой войны, является техника. Великая война, как ее часто называют за рубежом, стала еще и войной моторов. Другое дело, что ныне этих самых моторов днем с огнем не сыщешь. А уж тем более ездящих. Увидеть такую машину в ходовом состоянии - уже огромная удача. А использование где-то в военно-исторических мероприятиях уже совсем на грани фантастики. По этой причине всё чаще люди обращаются к методу макетирования. Подобный подход давно себя зарекомендовал как в России, так и за рубежом.

На фестивале "Времена и Эпохи" в июне 2023 года.
На фестивале "Времена и Эпохи" в июне 2023 года.

Особняком стоят бронеавтомобили Первой мировой войны. Особенно русские броневики. Несмотря на то, что полностью отечественных броневиков (как бронекоппус, так и шасси) оказалось менее десятка, в Российской Империи данным вопросом занимались очень серьёзно. В том числе создав образцы, которые оказались лучшими в своём классе. Это можно сказать о тяжелой бронемашине "Гарфорд" (Путилов-Гарфрод). Оригинальных броневиков данного типа не осталось, но реплика есть. Создал ее клуб "1-я автомобильная пулеметная рота".

Исходное шасси Garford Five-ton truck D 1912 года. Основная масса бронемашин "Гарфорд" была сделана на нем.
Исходное шасси Garford Five-ton truck D 1912 года. Основная масса бронемашин "Гарфорд" была сделана на нем.

The Garford Company стала одним из многих автопроизводителей раннего периода, которые ныне мало кому известны. Так или иначе фирма Артура Гарфорда занималась комплектующими для автомобилей (мосты и другие узлы) с 1905 года. Собственные грузовики в Лиме стали строить с 1908 года, а в 1909 году появилась The Garford Company. В то время классический облик "носатого" грузовика еще не сложился, посему часть машин выглядела чудаковато. В полной мере это касалось и продукции фирмы Артура Гарфорда.

А это машина 1916 года, поменялся мотор и даже название фирмы. Уже позже сменился и индекс модели - Garford Five-ton truck 68.
А это машина 1916 года, поменялся мотор и даже название фирмы. Уже позже сменился и индекс модели - Garford Five-ton truck 68.

У носатых грузовиков есть один существенный недостаток. Заключается он в том, что они имеют большие габариты, чем грузовики иных компоновочных схем. Поэтому еще в то время были популярны альтернативные схемы, например, кабина над двигателем. В случае с грузовиками The Garford Company была выбрана схема с расположением мотора между сиденьями водителя и пассажира. По такой схеме производилось несколько моделей разной грузоподъемности.

5-тонная модель попала не только в РИА, но и в американскую армию.
5-тонная модель попала не только в РИА, но и в американскую армию.

В 1912 году в истории The Garford Company случилось два события. Во-первых, оттуда ушел основатель фирмы, который решил сменить бизнес. Во-вторых появилась модель Garford Five-ton truck D. Как и многие автопроизводители того времени Gardford использовал не собственные моторы, а закупаемые на стороне. В случае с 5-тонной моделью Garford D использовался 4-цилиндровый мотор Wisconsin официальной мощностью 28,9 лошадиных сил. Реально мощностью могла быть и выше, впрочем, для такой машины оно было не принципиально.

В бою противник обычно броневик видел с такого ракурса. В бой он шел задним ходом.
В бою противник обычно броневик видел с такого ракурса. В бой он шел задним ходом.

5-тонная модель за время своего существования менялась не раз. Постепенно росла мощность мотора (да и сам мотор менялся). В 1915 году производство перенесли из Элирии в Лиму (оба города расположены в штате Огайо), на площадку завода Gramm. Тогда же фирму переименовали в Garford Motor Truck Company, поставили 36-сильный мотор Buda. Далее индекс машины изменился, она стала именоваться как Garford Five-ton truck 68. В том или ином виде машина просуществовала до начала 20-х годов. Что же касается Garford Motor Truck Company, то позже она стала Superior Body Company, перейдя от выпуска полноценных машин к производству кузовов.

Броневики РИА были именными.
Броневики РИА были именными.

Как и многие другие производители автомобилей, The Garford Company с началом Первой мировой войны стала продвигать свою продукцию для военных целей. По вполне понятным причинам наиболее известна "русская" история применения таких грузовиков. Особенно что касается 5-тонных грузовиков (фактическая грузоподъемность 4,5 тонны). Их закупала и американская армия, но в небольших объемах. Больше всего машин The Garford Company закупала английская армия, на 1916 год их там числилось более 600 штук. При этом в 1918 году Garford Motor Truck Company стала выпускать армейские грузовики Liberty. Прямой намек на то, что для войны нужен специальный грузовик.

Бронемашина была весьма габаритной.
Бронемашина была весьма габаритной.

Известность Garford Motor Truck Company получил за то, что послужил базой для создания пушечного броневика. История его началась в начале декабре 1914 года, когда Главное Военно-Техническое Управление Русской Императорской Армии приняло решение о формировании отдельных автомобильных пулеметных взводов. Согласно штату, в такой взвод входили три бронемашины - две пулеметных и одна пушечная. Это стало результатом обобщения опыта боевого применения броневиков 1-й автомобильной пулеметной роты, у которой на вооружении имелся броневик "Маннесман-Мулаг".

На вооружении Красной Армии они оставались до начала 30-х годов.
На вооружении Красной Армии они оставались до начала 30-х годов.

По опыту применения "Маннесман-Мулаг" было принято решение, что следующий пушечный броневик будет существенно отличаться от предшественника. Это касалось всего, начиная с шасси и заканчивая вооружением. 3-фунтовая (47-мм) морская пушка "Гочкис" оказалась слабовата для ведения эффективного огня, масса нареканий было по шасси и схеме бронирования. Под руководством генерал-майора Н.М. Филатова, начальника Офицерской стрелковой школы, был разработан проект принципиально нового пушечного броневика, уже тяжелого класса.

На "Временах и Эпохах" в июне 2022 года.
На "Временах и Эпохах" в июне 2022 года.

У разработанной Филатовым бронемашины есть несколько названий. Классическим считается "Путилов-Гарфорд", а также аналогичные вариации. Но в заводской документации Путиловского завода она именуется как "Гарфорд", да и в ряде мест тоже. Шасси Garford Five-ton truck D выбрали как безальтернативное. Его главным плюсом стало то, что оно в принципе имелось в наличии (33 машины на декабрь 1914 года). Впрочем, и компоновочная схема с мотором между сиденьями также оказалась вполне подходящей для поставленной задачи.

Выглядит реплика весьма убедительно.
Выглядит реплика весьма убедительно.

"Гарфорд" оказался заметно тяжелее предшественника - его боевая масса превысила 8,5 тонн. Впрочем, это была далеко не самая тяжелая бронемашина Первой мировой войны. Главной проблемой детища Филатова стало шасси, сильно перегруженное, и даже в обычном виде не отличавшееся высокой подвижностью. Так что колесным танком броневик "Гарфорд" можно именовать не только по вооружению. Подвижность у него была не сильно выше, чем у тогдашних танков. Причем в 1916 году боевая масса подросла до более чем 10 тонн, поскольку толщину брони увеличили.

Год спустя. Какой сейчас цвет, историки между собой воюют.
Год спустя. Какой сейчас цвет, историки между собой воюют.

Вместе с тем, бронемашина оказалась тепло встреченной в войсках, а вслед за первой серией из 30 броневиков последовала еще одна, из 18 бронемашин (с более мощным мотором Buda и более толстой бронёй). Связано это оказалось с тем, что Филатов проработал удачную концепцию броневика. Его основным калибром стала 3-дюймовая (76-мм) противоштурмовая пушка обр.1910 года, размещавшаяся в закрытой башне. Она имела большой сектор горизонтального обстрела. Установленное на броневике орудие имело куда более мощный осколочно-фугасный снаряд, масса заряда которого была в 10 раз больше.

Внутри весьма антуражно.
Внутри весьма антуражно.

Броневики разработки Филатова имели общую концептуальную особенность. Дело в том, что они шли в бой задним ходом. В связи с этим осенью 1915 года "Гарфорды" стали получать задние посты управления, а новые броневики, 1916 года, получали их изначально. Во многом такая концепция объясняет и расположение вооружения. Башня, где помимо пушки стоял пулемет системы Максим, обеспечивала обстрел вперед (по ходу движения назад), а боковые пулеметы в спонсонах обеспечивали обстрел по флангам. Такой огневой мощью тогда не обладал ни один танк.

В боях в за Митино.
В боях в за Митино.

Отчасти поэтому у "Гарфорда" оказалась столь долгая карьера. Да и 48 броневиков, для того времени, это очень приличная серия. Да, шасси сильно ограничивало подвижность бронемашины, но неплохая защита и мощное вооружение это компенсировали. Неудивительно, что данные броневики продолжали использоваться после Гражданской войны. На 1 марта 1931 года их в Красной Армии было еще 27 штук. Единичные образцы оставались на вооружении в Прибалтике. Увы, сейчас ни одного такого броневика не сохранилось.

Как можно заметить, сектор обстрелв у башни большой.
Как можно заметить, сектор обстрелв у башни большой.

С другой стороны, кое-какая документация на "Гарфорд" сохранилась, что позволяет, при желании, создать реплику бронемашины. Именно такой подход использовал клуб "1-я автомобильная пулеметная рота". Естественно, агрегаты у бронемашины современные, поэтому едет она не в пример быстрее оригинала. Впрочем, самое главное тут внешний вид, а на оригинальный "Гарфорд" машина вполне похожа. Плюс с более мощным шасси меньше вероятность, что броневик при езде по полю застрянет.

Главный калибр.
Главный калибр.

Основной задачей данной реплики является использование в военно-исторических мероприятиях, а также съемка в фильмах. Неоднократно "Гарфорд" можно было видеть на фестивале "Времена и Эпохи". И если в 2022 году броневик стоял на Бульварном кольце, то год спустя "воевал" в Митино. Конечно, ехал он в потешный бой не задом наперед, но впечатление вполне производил.

Список источников:

РГВА

www.plandegraissage.org

www.keymilitary.com

Архив автора

Другие материалы по репликам отечественной бронетанковой техники:

Рассказ о реплике бронемашины "Маннесман-Мулаг" из коллекции клуба "1-я автомобильная пулеметная рота"

Рассказ о реплике бронемашины "Остин" первой производственной серии из коллекции клуба "1-я автомобильная пулеметная рота"

Рассказ о реплике советского танка сопровождения Т-18 (МС-1), созданной мастерской UFO Garage