Амбиции молодых режиссеров далеко не всегда соответствуют их способностям, благодаря чему в мире последнее время появляется весьма специфическое кино. Эффективный маркетинг умело возводит данный продукт в ранг шедевра, а зрителям остается лишь на него полюбопытствовать, дабы в этом убедиться. В таком случае пусть ожидания и не полностью совпадут с реальностью, то хотя бы частично будут ей соответствовать.
Увы, но так бывает нечасто. Подробности в нашем сегодняшнем сюжете.
Коротко и без спойлеров, но оценочно смотрим романтическую комедийную кинодраму, полнометражный кинодебют французского режиссера Лауры Пиани - "Джейн Остин испортила мне жизнь" (2024).
В год 250-летия Джейн Остин (1775–1817) вполне ожидаемо на экраны выходит сразу несколько проектов, посвященных творчеству великой английской писательницы. Об одном из них и поговорим сегодня. Сразу скажу, что обещанное в логлайне фильма ощущение беззаботного счастья, знакомое нам по романтическим комедиям прошлого, на которое я и купилась, увы не состоялось. Поэтому примите данный обзор, опираясь исключительно на ваши доводы рассудка, и не ругайте меня за гордость и предубеждения. Почему произошла такая досадная незадача? Картина сделана француженкой, основное действие разворачивается в Великобритании. Я посчитала, что это добрый знак, ведь британские юмор и атмосфера всегда невероятно изящно украшали ромкомы, те же "Ноттинг Хилл", "Как важно быть Эрнестом", "Один день", "Бриджит Джонс", "Много шума из ничего". А если к этому еще добавить шарм и вкус французов, то может получиться просто идеальная история для романтического начала лета. Так я считала, но просчиталась.
Агата Робинсон (Камилль Рутерфорд) живет в духе героини книжного романа. Девушка работает в знаменитом парижском букинисте "Шекспир и Ко", перманентно пытается писать книгу, забавно проводит время с лучшим другом Феликсом (Пабло Поли), отношения с которым у нее никак не перейдут в близкие. Собственно, близких отношений у нее вообще давно ни с кем нет.
Проживание под одной крышей с любимой сестрой и ее шестилетним сыном не дает Агате почувствовать себя одиноко, но и не мешает ощущать себя рожденной будто не в ту эпоху. Агате близко все, что связано с творчеством ее любимой писательницы Джейн Остин, включая ее время и образы. Но она отнюдь не сухарь в длинной шали, а молодая темпераментная женщина, которой все же хотелось бы иметь какую-то личную жизнь. Обнимашки с лучшим другом не в счет.
Но польза от Феликса хоть какая-то да есть: однажды он делает Агате внезапный подарок, тайком от нее отправляя первые главы ее романа на литературный конкурс. Вполне ожидаемо Агата его выигрывает и получает возможность поехать в писательскую резиденцию имени Джейн Остин, находящуюся в дивном уголке старой доброй Англии.
Эта поездка через Ла-Манш не просто отличный шанс дописать свою книгу в соответствующей духу Джейн Остин обстановке, не отвлекаясь на работу и глупости с Феликсом, но и показать себя совместных чтениях, познакомиться с другими авторами, а также с наследниками великой английской романистки, которые организовали этот ежегодный писательский ретрит.
В текущий момент времени Агата ассоциирует себя с Энн Эллиот из "Доводов рассудка", она считает, что Энн осознанно упустила свое счастье. Может быть, и ее собственное одиночество вызвано внутренним нежеланием принятия любви? Разбираться в себе Агате предстоит самой и уже очень скоро.
На британской земле Агату встречает один из потомков Джейн Остин, учитель литературы Оливер (Чарли Энсон), который должен доставить ее на место. Кстати, пра-пра-правнук знаменитой писательницы считает ее сильно переоцененной, чем вызывает у Агаты фанатское негодование, которое она облекает в весьма профессиональную отповедь "надменному британцу", причем на прекрасном английском. Да, я помню, что французы знают лишь один иностранный язык - французский. Но Агата по отцу имеет английские корни.
Гости резиденции проводят время в рассуждениях о писательстве. За этим весьма интересно наблюдать, поскольку литература живет и после Джейн Остин. Оказывается, что почти все приехавшие авторы пишут об актуальных социально-политических проблемах, и лишь Агата ищет в писательстве "поэтическую искру", которой нет в реальной жизни, она не согласна, что литературное произведение должно быть связано с современной повесткой.
На этом плюсы картины для меня заканчиваются, и я перехожу к ее минусам, которые, возможно, и не минусы вовсе. Решать вам.
Оливер, по замыслу автора, предстает перед нами не только как потомок великой писательницы, но еще и как какой-нибудь пра-правнучатый племянник мистера Дарси из "Гордости и предубеждения", а также как условный троюродный брат Марка Дарси из "Бриджит Джонс". Конечно, это вполне ожидаемый сюжетный ход, учитывая основную нить картины, но сделан он довольно неловко, в том числе и в части реализации. Явно не проработан рисунок роли, поэтому Энсон здесь не живет в образе своего героя, а словно появляется в кадре с отдельными этюдами, довольно топорно сделанными.
Агата, которая имеет одну интересную эротическую фантазию (это связанно с картинкой самурая на чашке в японском кафе), гуляет по английским лужайкам, широко шагая, спотыкаясь и падая тяжелым кулем, хотя и не в платье как у Лиззи Беннет ходит, а в удобных штанах. Она все время грезит о своем голом японце с чашки, то и дело пристраивается под бочок к Феликсу, который потом спит на ее диване, как верная собака. Хотя в свободное от сторожевой вахты время он цепляет себе девчонок побойчее и поэнергичнее Агаты. И все бы ничего, но в эту камасутру предлагается поверить исключительно на слово, ибо никаких даже крохотных мизансцен из жизни Феликса нам не показывают.
Зачем была нужна эта тема с японцем, спросите? Удалось установить (пришлось прошерстить рецензии, чего я жутко не люблю делать), что таким образом Пиани решила продемонстрировать свое уважение к гонконгскому режиссеру Вонгу Карваю. Ну а почему нет, коли такой случай выпал.
Сестра Агаты, по замыслу создателей, оказывается настоящей эротоманкой, что само по себе неплохо, если бы у нее не отшибало память на имена всех, с кем она проводит ночь, причем уже на утро. Я не вполне поняла с какой целью был придуман такой персонаж, который мы и видим-то всего секунд тридцать за весь фильм.
Далее. Отец Оливера, сильно пожилой и страдающей деменцией человек, зачем-то половину своего экранного времени ходит без штанов. И даже то, что в этом фильме он единственный мужчина, который эти самые штаны перед героиней решительно снимает, не дает повода глумиться над старостью и недугом. И это не тот случай, где без голого мужского зада по сюжету ну никак не обойтись.
Что еще. В финальной части нам показывают короткое камео знаменитого режиссера, 95-летнего Фредерика Уайзмана, завершившего свою карьеру в 2023 году фильмом "Меню удовольствий". Тоже нормально, но какова цель его присутствия здесь? Это учтивый поклон мэтру, напутствие молодым кинематографистам или просто престижный бонус для картины? Как-то не поработала Пиани с логикой повествования, в силу неопытности, очевидно.
А ведь зритель ждет! Ждет, что между героями, которые с первой встречи сразу друг друга невзлюбили, вспыхнет пламя страсти до небес, ну или хотя бы фитилек коротенький зажжется. Но на экране все происходит довольно вяло и совсем без огонька. Нет романтизма!..
Итак, интрига интриг: кого же выберет Агата - англичанина или француза? Допишет ли она свою книгу? Чем сердце зрительское успокоится? Смотрите и узнаете. Я вот прямо настаиваю, друзья.
А заодно и мне поведаете, действительно все так никудышно, или у меня когнитивное искажение на фоне профессиональной деятельности возникло. Сильная передозировка важнейшим для нас из искусств.
На сегодня все, прощаюсь.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ - здесь лучшее не враг хорошему.
П.С. Чуть не забыла: синие ссылки в статье активны, пробегитесь потом по ним.
И помните: было бы самым большим несчастием найти приятным человека, которого решили ненавидеть. Джейн Остин.
И еще помните, что голосование за лучший фильм мая проходит тут: