Найти в Дзене
Мир комиксов

Сказки с перчиком в смешных карикатурах разных художников

Автор: Алексей Меринов
Автор: Алексей Меринов

Когда Пушкин в Золотом петушке выдал нетленное «сказка ложь, да в ней намёк», вряд ли он думал, что именно этот «намёк» в руках художников превратится в точный, острую сатиру и переосмысление старых сказок.

Мы привыкли видеть в сказочных героях что-то далёкое и наивное. Для детей, а не для взрослых. Но стоит лишь слегка приподнять эту завесу, как становится ясно: всё давно поменялось. Герои тех самых сказок теперь живут с нами по соседству. У них тоже инфляция, проблемы с деньгами, цифровизация и вечная усталость от поиска счастья.

-2

Иногда кажется, что карикатуристы берутся за сказочные образы от скуки — мол, что ещё можно придумать про Царевну-Лягушку, которая никак не может поймать стрелу. Но если всмотреться, становится ясно, это просто такой способ намекнуть на обстоятельства не высказывая их напрямую.

Автор: Игорь Кийко
Автор: Игорь Кийко

Кто такой Буратино, если не вечный образ упёртого мужчины, который благодаря своей «деревянности» добивается больших высот? А Богатыри? Прокорми-ка нынче Илюшу Муромца!

Игорь Борисович Елистратов
Игорь Борисович Елистратов
-5

Иногда думаешь, зачем снова рисовать Царевну-лягушку, которая вечно не успевает сбросить шкурку? Но спустя секунду понимаешь, что ситуация то имеет отсылку к реальности. Как часто до свадьбы молодые люди стараются быть лучше, чем они есть. Обещают скинуть шкурку сразу после бракосочетания. А в момент Х оказывается, что никаких изменений больше ждать не стоит. Так, за сказочным образом раскрывается обыденная правда.

Катерина Мартинович
Катерина Мартинович

Весёлый абсурд таких работ помогает сохранить среди рутинных забот наши мечты из детства. Поддерживает нашу вечную тягу к чуду, даже если оно странное, с бородавкой и в лаптях.

Редактировать галерею
Редактировать галерею
Автор: Сергей Кокарев
Автор: Сергей Кокарев

Интересно наблюдать, как художники играют со сказочной формой. Кто-то делает акцент на гротеск — обостряет до предела. Кто-то работает тонко: вместо яркого шутовства — лёгкий взгляд, полунамеки, тревожная пауза.

Александр Бронзов — это художник с точным чувством композиции. У него каждая карикатура выверена, как сцена в кино. Сказка в его исполнении — это не наивное баловство, а интеллектуальная игра. Он любит прятать смысл в деталях: в выражении лица, в случайной реплике или в неожиданном аксессуаре. Его юмор — не для торопливого взгляда. Это работы, которые хочется разглядывать.

Автор: Александр Бронзов
Автор: Александр Бронзов

Алексей Молчанов — художник-юморист с легкой, летящей рисовкой и прекрасным чувством юмора. Его герои — немного театральные, чуть-чуть абсурдные, но оттого особенно живые. Он не боится гротеска, но никогда не опускается до грубости.

Алексей Молчанов
Алексей Молчанов

Сюжеты таких рисунков часто напоминают короткий рассказ, в котором уже всё случилось — остаётся только понять, как и почему. Персонажи в них живут по законам реального мира: у них есть кредиты, они болеют, влюбляются, теряют веру, спорят с начальством. Но при этом они всё ещё герои — со своей магией, со своим внутренним стержнем. И в этом контрасте между чудесным и обыденным рождается главное: сочувствие, смех, узнавание.

-11
-12

Евгений Гречко — художник с сатирическим темпераментом. Его рисунки сочные, объёмные, с настоящей театральной постановкой в каждом кадре. Его герои — эмоциональны, их жесты красноречивы и утрированы, как на сцене.

Автор: Евгеий Гречко
Автор: Евгеий Гречко

Катерина Мартинович — одна из немногих художниц, кто обращается к сказке с тонким женским взглядом. Ее героини — колкие, умные, слегка уставшие, но всё ещё с волшебной искрой в глазах. В её работах меньше гротеска и больше нюансов. Чувствуется мягкость линий и деликатность замысла. Она играет на грани — между доброй иронией и философским подтекстом.

Автор: Катерина Мартинович
Автор: Катерина Мартинович

Что особенно ценно — в этих карикатурах нет вторичности. Хорошие художники не копируют сказку, они её раскладывают, как кубик Рубика, и собирают заново, по-своему. При этом рисунки часто отличаются профессиональной выверенностью: с хорошей анатомией, выразительной композицией, продуманной мимикой. Видно, что это не просто набросок ради шутки, а полноценная мини-история.

Автор: Андрей Саенко
Автор: Андрей Саенко
-16

У Бориса Дёмина — особый взгляд на сказку. Его герои — не столько смешные, сколько выразительные. Он часто рисует их в моменты размышлений, сомнений, неожиданного столкновения с реальностью. Его юмор — интеллигентный, сдержанный, иногда философский. Не сразу поймешь, в чем шутка, но потом доходит.

Автор: Борис Дёмин
Автор: Борис Дёмин

Игорь Варченко работает в узнаваемом классическом стиле — четкие формы, проработанная композиция, богатый язык лиц и поз. Но при этом он совсем не старомоден. Его сказочные карикатуры — это своеобразный мостик между традицией и современностью.

Автор: Игорь Варченко
Автор: Игорь Варченко

Игорь Борисович Елистратов — художник с тонким чувством формы и невероятным вниманием к анатомии. Его сказочные образы сохраняют узнаваемость, но в них появляется новый контекст — взрослый, размышляющий.

Автор: Игорь Елистратов
Автор: Игорь Елистратов

И что-то особенно трогательное есть в том, что эти герои — вечные, мифологические — живут в нашем веке и говорят с нами на равных. Не поучают, не спасают, не обещают волшебства, а просто садятся рядом и тихо шутят. Иногда зло, иногда грустно, но всегда точно.

-20

Сказка, оказывается, никуда не ушла. Она просто изменилась, и завела саркастическое чувство юмора. А художники-карикатуристы — те самые, кто продолжает рассказывать её заново. Только теперь без морали, но с хорошей долей правды.

-21
Автор: Игорь Кийко
Автор: Игорь Кийко

Больше интересного: