Найти в Дзене
Продажи со смыслом

Скидки: давать или не давать?

Статья о правилах предоставления скидки и как отрабатывать это возражение. Будет полезна руководителям отделов продаж и для менеджеров коммерческих служб. У меня редкое и запоминающееся имя - Антонина. И я всю свою сознательную жизнь реализуюсь в продажах, преимущественно работала в сегменте B2B. Прошла путь от менеджера до руководителя больших подразделений. Все люди любят скидки, даже миллиардеры (они может быть даже и больше всех остальных), поэтому ничего плохого в том, чтобы предоставить любимому клиенту скидку, нет. Но есть ряд правил, которых стоит придерживаться, чтобы не стать заложником бесконечных специальных предложений и акций. Развитие трёх направлений ниже позволит вам управлять ценообразованием и системой сбыта. Проверьте себя, всё ли есть в вашей компании. Прежде чем что-то продавать, важно понимать "а сколько вы на этом заработаете?". Бывают несложные услуги или ритейл, где всё относительно прозрачно: купил-продал-маржа твоя, здесь простительно считать в уме. Но ес
Оглавление

Статья о правилах предоставления скидки и как отрабатывать это возражение. Будет полезна руководителям отделов продаж и для менеджеров коммерческих служб.

У меня редкое и запоминающееся имя - Антонина. И я всю свою сознательную жизнь реализуюсь в продажах, преимущественно работала в сегменте B2B. Прошла путь от менеджера до руководителя больших подразделений.

Все люди любят скидки, даже миллиардеры (они может быть даже и больше всех остальных), поэтому ничего плохого в том, чтобы предоставить любимому клиенту скидку, нет. Но есть ряд правил, которых стоит придерживаться, чтобы не стать заложником бесконечных специальных предложений и акций.

Развитие трёх направлений ниже позволит вам управлять ценообразованием и системой сбыта. Проверьте себя, всё ли есть в вашей компании.

1) Правила работы со скидками

Прежде чем что-то продавать, важно понимать "а сколько вы на этом заработаете?". Бывают несложные услуги или ритейл, где всё относительно прозрачно: купил-продал-маржа твоя, здесь простительно считать в уме. Но если у вас сложная услуга или товар с большим количеством плавающих факторов (это обычно относится к строительству, проектированию, ВЭД, разработке индивидуальных решений, в общем, где срок реализации товара/услуги долгий), тут без расчётов и модели продаж можно легко уйти в минус и понять это только по окончании проекта. Поэтому считайте все заранее или хотя бы пытайтесь.

Когда у вас появится бизнес-модель, следующий шаг: формирование документа "Ценовая политика компании". Он будет регулировать работу отдела продаж, чтоб все были в одном инфополе. В этом файле можно описать все принятые в организации договоренности по части сбыта и, в том числе, правила предоставления скидок. Обязательно укажите:

  • максимальный размер скидки, который вообще может позволить себе ваша компания
  • условия предоставления специальных условий (здесь речь не только о скидках, но и отсрочках платежа, порядке и способе оплаты и т.д.)
  • правила оформления сделок со специальными условиями во внутренних системах компании
  • порядок согласования скидок
Пример, как это может выглядеть в реальности. Менеджер имеет право на свое усмотрение предоставить несущественную скидку покупателю в качестве "дожима". Такая скидка может быть от 2 до 7% (ее нужно индивидуально рассчитывать исходя из вашей финансовой модели). Если клиент просит скидку больше, тогда до 15% скидка согласовывается с руководителем отдела продаж. Все, что выше 15%, непосредственно с директором или собственником бизнеса, я бы еще добавила в эту цепочку согласования финансового директора, так как в этом случае есть риск вообще уйти в минус по сделке. И при формировании итоговой отчетности это может стать неприятным сюрпризом
Пример, как это может выглядеть в реальности. Менеджер имеет право на свое усмотрение предоставить несущественную скидку покупателю в качестве "дожима". Такая скидка может быть от 2 до 7% (ее нужно индивидуально рассчитывать исходя из вашей финансовой модели). Если клиент просит скидку больше, тогда до 15% скидка согласовывается с руководителем отдела продаж. Все, что выше 15%, непосредственно с директором или собственником бизнеса, я бы еще добавила в эту цепочку согласования финансового директора, так как в этом случае есть риск вообще уйти в минус по сделке. И при формировании итоговой отчетности это может стать неприятным сюрпризом

Почему важно создать документ, регулирующий ценообразование? Потому что ваши менеджеры в большинстве случаев будут действовать только в своих интересах (а это, как правило, побольше заработать). Если вы не будете контролировать условия сбыта, очень быстро вы увидите договоренности "клиент-менеджер" напрямую, а может даже и столкнетесь с откатами мимо кассы. Менеджер и клиент от этого выиграют, а вот ваша компания недозаработает.

2) Работаем с мышлением продавцов

Если ваши менеджеры, предлагают скидки и специальные условия всем подряд буквально на второй минуте разговора, то они обесценивают ваш продукт. Такой подход нужно пресекать немедленно, это путь в никуда.

Часто менеджерам не хочется запариваться, они готовы запустить буквально спам-рассылку и уронить цену в плинтус, лишь бы кто-то купил, и можно было получить свой заветный процент. Менеджеры точно не думают о стратегии и как это может аукнуться для имиджа компании через полгода, а руководитель должен об этом думать и понимать все риски работы с неконтролируемыми скидками.

Что нужно сделать РОПу, чтобы повысить процент продаж "без скидок"?

  • Составьте план регулярного обучения по преимуществам вашего продукта. Ваши сотрудники должны понимать, чем вы отличаетесь от конкурентов, и какие еще нематериальные бонусы зашиты в услуги/товары. Научите своих продавцов не бояться парировать и убеждать работать на общих основаниях.
  • Замотивируйте менеджеров работать без скидок. Я бы внедрила дополнительный бонус, можно фиксированный, за продажи по прайсовой цене. Условно, менеджер, совершивший 75% всех продаж без скидок, получает дополнительно N тысяч рублей. Внедрив такой нехитрый KPI, вы сразу увидите, как ваши сотрудники научатся отрабатывать возражения по цене.
  • Также менеджеры, которые работают без скидок (у них соответственно, как правило, выше средний чек) могут получать более качественные базы в работу в рамках всё той же мотивации, но уже нематериальной. Тот, кто сливает базу и может побудить к покупке только через работу с ценой, получает клиентов B или C сегмента, с которыми работать сложнее.

- Вы скажете, что это несправедливо?

- Возможно, но клиентская база и лиды — это ресурс компании, который важно распределять эффективно.

  • Создайте ограничения по скидкам. Дисконт может быть предоставлен только в редких случаях, и на команду есть лимит - условно, 10 существенных скидок в месяц. В таком случае менеджеры будут придерживать свои слоты по скидкам для более крупных сделок или ситуаций, когда других вариантов просто нет.

3) Работаем с мышлением покупателей и ценностью продукта

Это сложный блок, на который быстро не повлиять. И связан он с позиционированием компании на рынке.

Сразу оговорюсь, что есть смысл в это вкладываться, если вы работаете на рынке medium/premium. В эконом сегменте выбор совершается как раз в пользу наименьшей цены, так как качество у всех представителей ниши низкое. В этом случае давить на какие-то ценностные преимущества будет бессмысленно.

Просто задумайтесь сами и вспомните, в каких ситуациях вы готовы переплатить?

Наверное, когда получили качественный сервис, или вам сделали подарок, или вы быстро получили желаемое.

Вот эти дополнительные стимулы к покупке надо зашить в ДНК вашего продукта/услуги, посветить их так, чтобы для покупателей было очевидно, почему ваша цена на 10-20% отличается от конкурентов.

Это очень большой блок и углубляться в него в рамках этой статьи не буду. Но если интересно подробнее - пишите в комментариях.

Возвращаемся к скидкам⏬

-3

Если все-таки без скидки никак. А такое бывает часто, предоставьте ее на взаимовыгодных условиях. "Ты мне, а я тебе". Примеры контрпредложений (тезисно):

📢- "Я согласую для вас специальные условия, но они будут действовать до завтрашнего утра. Успеете в эти сроки подписать договор и произвести оплату?"

📢-"К сожалению, скидку дать никак не смогу, но можем рассмотреть вариант рассрочки платежа. Как Вам?"

📢- "Могу попробовать согласовать скидку, но тогда мне нужны аргументы для руководителя, можем ли мы при уменьшении цены рассчитывать на увеличение объема закупа в этом месяце?"

📢- "Мы можем снизить цену, убрав часть позиций или услуг. Например, вы можете самостоятельно забрать товар с нашего склада. Тогда цена без доставки будет..."

📢- "Мне будет легче убедить руководство согласовать скидку, если вы проявите лояльность также и с вашей стороны, могу ли я рассчитывать на положительный отзыв от вас по итогам работы в социальных сетях/благодарственное письмо (не суть важна форма)?"

📢И моё любимое: - "А вы хотели бы получать скидки на регулярной основе? Я мог бы включить вас в партнерскую программу по реферальной системе. Если вы порекомендуете нас коллегам, и они заключат договор, то за вами будет зафиксирована пожизненная скидка 3%."

Про мой путь в продажах можно почитать в подборке статей: https://dzen.ru/suite/09f9543b-0f1e-4a26-a706-0603ae4269e4?share_to=link