🌟 Введение: Та самая «Пятёрка» – больше, чем просто средство передвижения!
Если есть автомобиль, который знаком практически каждому на постсоветском пространстве, то это, без сомнения, «Жигули» классического семейства. И ВАЗ-2105, ласково (а иногда и не очень) прозванная «Пятёркой», занимает в этом ряду особое место. Для кого-то это была первая машина, для кого-то – верная рабочая лошадка, возившая на дачу рассаду и обратно урожай. А для некоторых – объект для тюнинга и воплощения юношеских мечтаний о скорости. 💨 Помню, как сосед по гаражу гордо демонстрировал свою свежекупленную «Пятёрку» цвета «охра», и она казалась верхом современности после его старенькой «Копейки». Давайте вспомним, чем же была так примечательна эта модель и почему она так прочно вошла в наш автомобильный фольклор.
📜 Модернизация по-советски: Как из «Копейки» получилась «Пятёрка»
К концу 1970-х годов первое поколение «Жигулей» (ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2106) уже нуждалось в обновлении. Мировой автопром не стоял на месте, и нужно было соответствовать новым требованиям, в том числе по безопасности и дизайну. Так на Волжском автозаводе началась работа над глубокой модернизацией «классики».
ВАЗ-2105, появившаяся в 1979-1980 годах (массовый выпуск с 1980-го), стала первой ласточкой этого обновления. Она должна была стать более современной, технологичной в производстве и безопасной, чем ее предшественницы. За «Пятёркой» последовали люксовая «Семёрка» (ВАЗ-2107) и универсал «Четвёрка» (ВАЗ-2104), составившие второе поколение «классики».
Rectilinear Design: Внешность «Пятёрки» – шаг к современности или экономия на штампах?
Главным внешним отличием «Пятёрки» от предыдущих «Жигулей» стал ее более угловатый, прямолинейный дизайн. Круглые фары уступили место большим прямоугольным блок-фарам (впервые на ВАЗе!), изменилась решетка радиатора, бамперы стали более массивными, алюминиевыми с пластиковыми «клыками» и накладками по углам. В целом, облик стал строже и, как тогда казалось, современнее, в духе европейских автомобилей конца 70-х.
Говорили, что такой дизайн был еще и более технологичен в производстве, так как требовал менее сложных штампов. Изменились и задние фонари – они стали крупнее и также получили прямоугольную форму. Дверные ручки стали утопленными, что тоже было шагом вперед в плане безопасности и аэродинамики (хотя последнее для «Жигулей» было не так критично 😄).
🛋️ Салон «по-новому»: Пластик, дерматин и немного эргономики
Интерьер «Пятёрки» также претерпел изменения. Появилась новая панель приборов из формованного пластика, с более современным дизайном и улучшенной (по сравнению с «Копейкой») комбинацией приборов. Рулевое колесо стало другим, сиденья получили новую обивку (часто из кожзаменителя) и подголовники на передних креслах, что повышало безопасность.
Вентиляция салона была улучшена за счет появления дефлекторов на панели приборов. В целом, салон стал выглядеть чуть современнее, хотя материалы отделки оставались бюджетными, а об общем уровне комфорта можно было говорить с большой натяжкой. Но для своего времени и класса это был вполне приемлемый вариант.
⚙️ Под капотом «классики»: Знакомые моторы и задний привод
Технически «Пятёрка» во многом осталась верна традициям «классики». Основными двигателями были карбюраторные бензиновые агрегаты объемом 1.3 литра (ВАЗ-2105, около 64 л.с.) и 1.2 литра (ВАЗ-21051, около 59 л.с.). Позже появилась более мощная модификация ВАЗ-21053 с двигателем 1.5 литра (около 71 л.с.). Одной из важных технических новинок для ВАЗа стал зубчатый ремень в приводе ГРМ на некоторых двигателях (например, 2105), пришедший на смену цепи – это снижало шумность, но требовало более внимательного отношения к обслуживанию.
Коробка передач была в основном 4-ступенчатой механической, хотя позже появились и 5-ступенчатые версии. Привод, разумеется, остался задним. Подвеска (передняя независимая, задняя зависимая пружинная) обеспечивала неплохую плавность хода на плохих дорогах, но не способствовала спортивной управляемости.
👨👩👧👦 «Пятёрка» в жизни: От семейных поездок до такси и первых гонок
ВАЗ-2105 стала по-настоящему массовым автомобилем. Она была доступнее, чем «шестёрки» или будущие «семёрки», и быстро завоевала популярность. «Пятёрки» трудились в таксопарках, использовались в качестве служебных автомобилей, но чаще всего становились верными семейными помощниками. На них ездили на дачу, в отпуск, перевозили немыслимые грузы на багажнике на крыше.
Для многих молодых людей «Пятёрка» стала первой собственной машиной, на которой они учились водить и ремонтировать. А еще, благодаря своей простоте и доступности запчастей, «Пятёрки» часто становились основой для первых гоночных опытов в любительском автоспорте.
🛠️ Тюнинг «Пятёрки»: От «пацанского» до попыток сделать спорткар
«Пятёрка», как и вся «классика», была благодатной почвой для тюнинга. И здесь фантазия владельцев не знала границ! Самый распространенный вид – «пацанский» тюнинг: тонировка «в ноль», огромные «банки» глушителей, антикрылья немыслимых размеров, литые диски (часто сомнительного дизайна), синие «писалки» и светодиоды где только можно.
Но были и более серьезные проекты: установка более мощных двигателей (вплоть до роторных или от иномарок), доработка подвески, тормозов, создание каркасов безопасности для участия в ралли или дрифте (да-да, заднеприводная «классика» отлично подходит для этого!). «Пятёрка» позволяла экспериментировать и учиться.
✨ Визуальный акцент: Прямоугольные фары – символ новизны
Если говорить о самой яркой и запоминающейся детали ВАЗ-2105, то это, безусловно, ее большие прямоугольные блок-фары. Именно они стали главным маркером отличия от предыдущего поколения «Жигулей» и символом «современности» модели на момент ее появления. Для многих именно эти фары и ассоциируются с «Пятёркой». Они придавали автомобилю более строгий и, как тогда казалось, деловой вид.
💡 Лайфхак от владельца «Пятёрки»
Один из распространенных «лайфхаков» для «классики», включая «Пятёрку», касался карбюратора. Если машина начинала «чихать» или плохо заводиться, первым делом часто продували жиклеры карбюратора насосом или ртом (через трубочку, конечно!). А еще многие возили с собой запасную крышку трамблера и бегунок, так как они могли подвести в самый неподходящий момент. И, конечно, набор ключей и отверток был обязательным атрибутом в багажнике!
📊 Технические характеристики (ВАЗ-2105, типичная)
- Годы выпуска: 1979 – 2010
- Тип кузова: 4-дверный седан
- Двигатель (типичный): Бензиновый, карбюраторный, ВАЗ-2105 (1.3 л, R4)
- Мощность: Около 64 л.с.
- Трансмиссия: 4-ст. МКПП (реже 5-ст.)
- Привод: Задний
- Габариты (ДхШхВ): ~4130 х 1620 х 1446 мм
- Масса снаряженная: ~995 кг
💰 «Пятёрка» сегодня: За сколько можно купить «классику» и стоит ли игра свеч?
Несмотря на то, что выпуск ВАЗ-2105 прекращен в 2010 году, на вторичном рынке их до сих пор огромное количество. Цены начинаются от смешных 20-30 тысяч рублей за экземпляры «на ходу, но требует вложений» и могут доходить до 100-150 тысяч за ухоженные машины последних лет выпуска или в хорошем оригинальном состоянии.
Искать можно на всех популярных площадках: Авито, Авто.ру, Дром. При покупке стоит обращать внимание на состояние кузова (особенно пороги, днище, арки – коррозия их не щадит), работу двигателя и трансмиссии. Но главный плюс – запчасти до сих пор доступны и очень дешевы. «Пятёрка» может стать отличным первым автомобилем для обучения вождению и ремонту или просто ностальгической «капсулой времени».
🏁 Заключение: Простая, надежная (относительно) и до боли знакомая
ВАЗ-2105 «Пятёрка» – это настоящий символ советского и российского автопрома конца XX – начала XXI века. Она была простой, доступной, ремонтопригодной и, при должном уходе, достаточно надежной. Да, ей не хватало комфорта, динамики и изысканности, но она честно выполняла свою работу – перевозила миллионы людей и тонны грузов.
«Пятёрка» стала частью нашей автомобильной культуры, объектом бесчисленных шуток и одновременно теплой ностальгии. Она научила многих водить, ремонтировать и ценить простые вещи. И хотя ее время на дорогах постепенно уходит, она навсегда останется в памяти как одна из самых массовых и знаковых моделей «Жигулей».
😂 Анекдот в тему!
Встречаются два владельца «Жигулей». Один говорит:
— У меня «Пятёрка» – зверь-машина! Столько всего перевезла, столько дорог прошла!
Второй:
— А у меня «Семёрка»!
Первый:
— Ну, это почти то же самое, только фары другие и понтов больше!
💬 Ваш опыт с «Пятёркой»? Обсудим!
Была ли у вас или у ваших знакомых ВАЗ-2105? Какие самые яркие воспоминания с ней связаны? Считаете ли вы ее удачной модернизацией «классики» или просто очередной вариацией на тему? Делитесь своим мнением и историями в комментариях! 👇
👍 Понравилось? Поддержите!
Если вам понравился рассказ об этой народной любимице, ставьте лайк 👍, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые автомобильные истории, и делитесь статьей с друзьями! Впереди еще много легенд! 🚗💨