Как и обещал, отвлекшись ненадолго, я снова возвращаюсь на Новокузнецкую улицу, где у меня осталось запланировано еще несколько рассказов. Но вначале сверну в небольшой, меньше двухсот метров, Малый Татарский переулок, соединяющий её с Большой Татарской улицей.
В шестнадцатом веке вокруг этого места простиралась Татарская слобода – место обитания выходцев из Золотой Орды и поволжских татарских княжеств. Здесь же, неподалеку, находится Историческая мечеть – старейшая из всех, что сохранились в Москве. Здесь же, как считается, была устроена торговая площадь со знаменитым конским базаром.
И здесь, в Малом Татарском переулке, в 1912-1913 годах архитектор Владимир Краузе выстроил…
…Дом для бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева
Ага Шамси (он же Асаддул Абдуллович) Асадуллаев происходил из бедной азербайджанской семьи, с детства занимался сельским хозяйством, помогая отцу. Однако весьма рано обнаружил в себе коммерческую жилку и уже в двадцатилетнем возрасте сделался директором процветающей фирмы известного петербургского нефтепромышленника, купца-старообрядца Василия Александровича Кокорева.
В 1874 году, когда ему исполнилось тридцать четыре, основал собственную нефтедобывающую контору, а к началу двадцатого века подошел уже миллионером.
В 1903 году переселился в Москву, где стал известен не только как преуспевающий промышленник, но и в качестве щедрого мецената и покровителя науки и культуры.
В Малом Татарском переулке, выкупив и объединив два участка, он заказал построить большой четырехэтажный дом, в котором планировал открыть школу, и еще один, поменьше, под магазин (нынешний дом №6, перестроенный из бывшего доходного дома купца Панкратия Сергеевича Миролюбова).
Однако сам он совсем чуть-чуть не дожил до окончания строительства, довершали проект его наследники. И сразу же после открытия это место сделалось настоящим культурным центром московских мусульман, преимущественно из татар. Здесь, как и планировалось, открылся мектеб – начальная школа (это слово так и переводится: «там, где пишут»), а заодно правление Московского мусульманского благотворительного общества и библиотека.
(7 фото)
Само здание вышло великолепным, украшенное национальными орнаментами и деталями. Оказавшись возле него, так и чувствуешь, что попал в центр Казани.
- Тут к слову припомнилась моя позапрошлогодняя прогулка по столице Татарстана, которой я с моими дорогими дзеновскими подписчиками пока еще, кажется, не делился.
Замечательно оформленный портал парадного входа и проездная арка с ажурной кованой оградой сразу же бросаются в глаза, стоит лишь оказаться поблизости.
(12 фото)
В этом здании в 1917 году проходил Всероссийский съезд мусульман, а позднее в нем открылся Татарский Дом просвещения с детским садом, школой имени Наримана Наджаф оглы Нариманова, театром, целыми двумя детскими домами, Татарским центральным клубом имени Хусаина Ямашева и Центральной библиотекой тюркских народов.
В 1930-х годах здесь работал...
...Знаменитый татарский поэт и журналист Муса Мустафиевич Джалиль
Герой Советского Союза, фронтовик, он после ранения попал в немецкий плен, где активно трудился над созданием антигитлеровского подполья. За свою деятельность был казнен фашистами. Советские власти поначалу, не зная о его работе, сочли героя изменником, но после того как благодаря Константину Симонову в руки следователей попали его записи, все обвинения были сняты.
«Письмо» (песня)
1
Я в затишье меж боями
Говорить задумал с вами,
Вам письмо бы написал.
Эх вы, девушки-сестренки,
Вам письмо бы написал!
В песню вы письмо включите,
И меня вы помяните
На гулянье и в избе.
Эх вы, девушки-сестренки! -
На гулянье и в избе.
2
Не прогнав орды кровавой,
Не поправ врага со славой,
Не вернемся мы домой.
Эх вы, девушки-сестренки! -
Не вернемся мы домой.
Если к вам не возвратимся,
В ваших песнях возродимся, -
Это счастьем будет нам.
Эх вы, девушки-сестренки! -
Это счастьем будет нам.
3
Если мы необходимы
Нашей родине любимой,
Мы становимся сильней.
Эх вы, девушки-сестренки! -
Мы становимся сильней.
Скоро счастье сменит беды,
Так желайте ж нам победы!
Вечно в наших вы сердцах.
Эх вы, девушки-сестренки! -
Вечно в наших вы сердцах!
(Муса Джалиль, «Моабитская тетрадь», перевод с татарского)
Это были две тоненькие тетрадки, содержавшие 92 стихотворения, на обложке которых химическим карандашом для отвода глаз тюремщиков по-немецки было написано: «Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г.»
И своеобразное завещание на последней страничке: «К другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадь. Это написал известный татарский поэт Муса Джалиль»
(7 фото внутреннего двора)
Дом же в Татарском переулке до самой Великой Отечественной войны оставался вотчиной московской татарской общины, пока в 1941-м в нем не открыли госпиталь для раненых бойцов. И вплоть до начала нынешнего века в руки общины он не возвращался.
Лишь в 2003 году его вновь передали в ведение татарской национальной культурной автономии.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!