Это отличная книга. Несмотря на то, что она находится на стыке жанров детектива и мистики, атмосфера в ней до до того уютна, что в нее хочется закутаться как в теплый вязаный шарфик.
В центре сюжета находится вымышленный культовый голливудский режиссер Станислас Кордова, прослывший гением в жанре саспенсового хоррора и собравший на этой почве охапку всевозможных наград. Каждый его фильм - культурная бомба, заставляющая верную армию фанатов истекать слюной в предвкушении. Но как и все настоящие гении, он не лишён странностей, ведёт отшельническую жизнь в глуши, не появляется на публике и не даёт интервью, съёмки новых работ строго засекречены, что впрочем вскоре постигает и сами новые работы, создавая флер чего-то запретного и недоступного простым смертным. В общем, личная жизнь этого замечательного человека большая тайна для всех, кроме членов его семьи.
И теперь представьте, насколько сильно было взбудоражено общество при таких вводных, когда внезапно, дочка режиссёра, умница-красавица и виртуозная пианистка, сводит счёты с жизнью в самом расцвете сил, убежав из дома. Особенно сильно эта история распаляет разум одного не слишком удачливого журналиста - он же и главный герой. В прошлом адвокаты этого режиссёра разрушили карьеру неосторожного журналиста и, до сих пор имея на него зуб, он решает провести своё независимое расследование причин самоубийства девчонки, подразумевая, что накопает на режиссёра нечто крайне грязное.
В процессе работы к нему присоединяется двое помощников и начинается увлекательное детективное путешествие по не самым приятным задворкам Нью-Йорка в попытке пройти тем же путем, что и покойная и сквозь призму её последних дней постигнуть суть таинственного и зловещего кинодела.
Первое, на чем хотелось бы заострить внимание это персонажи. Они прекрасно выписаны, имеют достаточную мотивацию заниматься тем, чем занимаются, обладают сильными и слабыми сторонами, проявляют чувства, совершают ошибки, другими словами, в их существование безоговорочно веришь, настолько живыми они получились. При этом, обладая абсолютно разными характерами, трио авантюристов образуют между собой удивительную и завораживающую химию, за которой очень интересно наблюдать. Кроме того, через прошлое персонажей писательница передает еще и падшую атмосферу большого и ненасытного города Нью-Йорка, который разрушил надежды молодых людей, превратив их в бледные тени самих себя. Эта многофункциональность всего в одном аспекте прямо таки поражает.
Сама детективная сюжетная линия не сказать, что сильно выдающаяся, но она и не пытается быть чисто детективной. Больше всего она похожа на сюжетную концепцию "черного ящика", когда за кадром остается главная концепция функционирования истории и ее правила, а читателю через персонажей и их расследования подаются только разные проекции этой концепции, без целостной картины. Такие сюжеты вы все прекрасно знаете - например, культовый сериал "Остаться в живых" (Lost), или же очень похожий на него "Извне" (From). С каждым новым витком опроса свидетелей на голову наших героев сваливается все больше и больше вопросов, на которые можно получить ответ только в самом конце, и желательно от первоисточника - самого режиссера. И покуда эта масса вопросов висит в воздухе - читатель плотно сидит на крючке из интриги. Но разочарование может настигнуть как раз в момент объяснения, потому что вся мистика и фантастичность "черных ящиков" зачастую объясняется либо магией, либо сном, либо еще какой симуляцией.
В случае с "Ночным кино" Мариша сделала очень грамотный ход, превратив вскрытие "черного ящика" в загадку нового уровня: аки Морфеус предлагает как главному герою, так и читателю сделать выбор между двумя таблетками. Отличие лишь в том, что синяя таблетка "горькой правды" опускает разум искателя истины и мечтателя на землю, приколачивает строгими фактами и создает реальность, в которой нет места чудесам и необъяснимым странностям. Красная же таблетка "иллюзии и заблуждения" оставляет узкую лазейку в мир неведомого. Для главного героя выбрать синюю таблетку все равно, что ментально погибнуть, приняв факт бессмысленности своей жизни, ведь он буквально жил мыслью добыть доказательства чего-то непостижимого.
Это как раз именно то, о чем я всегда говорил: сама по себе голая реальность слишком проста и не оставляет простора для воображения, поэтому при малейшей возможности люди ищут возможность выйти за пределы обыденного, убедиться, что существующий порядок вещей не настолько очевиден и до боли рационален. И каждый из нас в тайных уголках своего разума мечтает о том, чтобы жизнь превратилась в кино. Ведь как однажды сказал мастер саспенса Альфред Хичкок, прототипом которого, как я думаю, и стал литературный Кордова:
"Кино — это жизнь, откуда вырезали самые скучные сцены."
Помимо этого, книга грамотно выстраивает свою собственную альтернативную историю, сдабривая это стилизованными под настоящие вырезками газет, новостями из разных сайтов, реальными фотографиями, скриншотами форумных переписок и вообще, всячески старается придать сюжету оттенок документальности. В этом достаточно интересно копаться, приобщаясь к расследованию вместе с героями. Кроме того, используя смартфон, можно даже лично поучаствовать в АРГ, наводя камеру на некоторые картинки для дополнительных материалов! Но, честно, мне и самого томика хватило, чтобы полностью прочувствовать историю.
Так что наконец-то! Смело могу рекомендовать эту книгу всем, кто любит неторопливые детективные загадки с психологическим подтекстом на грани с паранормальным - "Ночное кино" точно для вас.
Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.