Здесь и здесь мы начали выкладывать наш рассказ об укреплениях Севастополя.
И, вот мы дошли до того момента, когда началась...
В самой России до начала XX века использовалось «французское» название «Восточная война», потом «Турецкая война» (пока в 1877 году не случилась еще одна "турецкая война"), и лишь потом, уже в 20 веке было принято общеупотребительное обозначение «Крымская война». Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Закавказье, Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также в низовьях Амура, на Камчатке и Курилах, но нас интересует лишь один эпизод этой эпопеи, который у нас принято называть "Первая оборона Севастополя".
И начнем мы...
Да, мы начнем с обзора готовности Севастопольской "крепости" к 1853 году и расскажем о том, что успели сделать до того, как началась оборона.
Приморский Фронт крепости
Казематированные батареи
С Приморским фронтом Севастопольской крепости, в принципе, все понятно, работы там велись постоянно. Константиновскую и Михайловскую батареи видели все, кто был в Севастополе. Всего казематированных многоярусных батарей было пять, пробежимся очень коротко:
Долговременные батареи
Помимо казематированных батарей были еще и долговременные открытые батареи. Их валы обычно были облицованы камнем, они имели заглубленные каменные погреба боезапаса но укрытий (казематов) они не имели. Итак...
Батарея №4
Батарея располагалась в районе современного катерного причала на Северной стороне.
Батарея №8
Изначально, батарея находилась на мысу у Артиллерийской бухты. Ныне на ее месте расположен мемориал "Штык и парус", здание МГИ, а, окончательно уничтожил ее «Культурный кластер». Судя по полученной информации «обследователи» (перед началом строительства) даже не поняли на что они наткнулись, и что это за бетонные «круги».
Ранее журналисты писали:
"Первые укрепления для обороны Севастополя на мысе Хрустальный у Артиллерийской бухты были построены ещё под руководством Александра Суворова в 1810 году". Гм... (если не изменяет мне память, Александр Васильевич почил в бозе еще в 1800-м) Ладно, простим сей казус журналистам.
Вообще, если нырнуть в историю, первые укрепления в этом районе, и, правда, были построены еще А.В.Суворовым (токмо гораздо раньше).
В окончательном варианте батарея построена до войны 1854—1855 гг. став 8-й батареей Севастопольской крепости (о ней «обследователи» писали). Цитирую:
"Левым флангом и тылом батарея примыкала к бастиону №7, оборонительный вал которого виден и сегодня, сообщают археологи. Отмечается, что по окончании войны (какой?) сооружения были дополнены небольшими бетонными погребами для боезапаса."
Батарея №10
Батарея, располагавшаяся вне обвода крепости, в районе Мартыновой бухты, была оборудована на манер отдельного форта. Летом 1850 г. генерал-инспектор по инженерной части, посетивший Севастополь, составил подробнейший и основательнейший отчет о поездке. Отчетный документ был одобрен лично императором Николаем I. Высокое начальство было довольно тем, что 10-я батарея хорошо обстреливает вход в севастопольский рейд и подходы к нему. Однако недовольство вызывало состояние защиты горжевой части в случае возможной атаки десанта противника. В результате было предписано исполнить ряд конкретных указаний. Прежде всего, 10-я береговая батарея должна была быть укреплена углублением рва, увеличением высоты эскарпных, контрэскарпных и брустверов. При этом надлежало обеспечить фланговый обстрел рва. К началу войны батарея состояла из двух исходящих закругленных частей, соединенных ломаной куртиной.
В указанном документе устанавливались численность и постоянное размещение на укреплениях войск для защиты от вражеского десанта. На 8-й и 10-й батареях должно находиться два батальона, в том числе на 10-й резервный батальон Литовского полка (400 человек) под начальством генерал-майора Пихелыитейна. Батарея имела длину по фронту 200 саж. и предназначалась для защиты Карантинной бухты и действия во фланг и тыл неприятельским кораблям, пытающимся прорваться в глубь Севастопольской бухты. К началу Крымской кампании береговая батарея №10 входила в первую дистанцию оборонительных укреплений и продолжала играть важную роль в защите Севастопольской крепости с моря, имея на вооружении порядка 59 орудий. Из них: 2 3-х пудовые пушки образца 1838 г.; 29 36-фт. пушек; 10 1-пудовых длинных единорогов; 9 l/2-пудовых единорогов, 5 мортир. Прислуга батареи состояла из 277 человек, в основном артиллеристов Севастопольского артиллерийского гарнизона: роты №2 и №3 (до 300 чел.). Артиллерией командовал командир роты №2 подпоручик Л.Г. Зяким, «…молодой, энергический, преданный своему оружию офицер».{1136} Командиром батареи был капитан 2-го ранга А.Н. Андреев. Левым флангом батареи командовал лейтенант Папа-Егоров. Командовал батареей талантливый морской артиллерист А.Н. Андреев.
Вал батареи, облицованный камнем, сохранился по сию пору, несмотря на перестройки. Сейчас это территория Института биологии южных морей.
По приморскому фронту, по его "штатным" батареям, кажется, все, но к началу обороны появились еще несколько укреплений, ибо война не сразу пришла на землю Севастополя, и был короткий, но плодотворный период в 1853-54 г.г., в течении которого было сделано очень многое для строительства рубежей. О нем в следующей главе... (продолжение следует)