Найти в Дзене
Лесной романтик.

Станция Алхо (Alho) ИСТОРИЯ ЛИНИИ ВЫБОРГ -СОРТАВАЛА.

Железнодорожная станция Алхо, расположенная на полпути между Хийтолой и Элисенваарой, начала свою работу 1 ноября 1893 года. Местность, где построили станцию, была в то время глухая и малолюдная (впрочем, так обстоит дело и сейчас). До ближайшего более-менее крупного населённого пункта – Куркиёки, в котором находились центр местного церковного прихода и Ладожская гавань, нужно было добираться около 10 км по ненадёжной лесной «грунтовке». Поэтому жители Куркиёки, отправляясь куда-либо по железной дороге, предпочитали пользоваться соседней, более крупной станцией Элисенваара, с которой Куркиёки связывало удобное хорошее шоссе. А для станции Алхо отводилась роль технического раздельного пункта, где разъезжались поезда встречных направлений.

Путевое развитие станции Алхо по состоянию на 1923.г.
Путевое развитие станции Алхо по состоянию на 1923.г.

Подъездной путь гравийного карьера Мустола на картографической основе 1920-х - 1930-х
Подъездной путь гравийного карьера Мустола на картографической основе 1920-х - 1930-х

Подъездной путь гравийного карьера Мустола, схема 1923 г. изд.
Подъездной путь гравийного карьера Мустола, схема 1923 г. изд.

Первоначально запроектированное количество станционных путей в Алхо остаётся неизвестным. Но к 1923 году их насчитывалось четыре сквозных, и ещё один лесопогрузочный тупик. Возможно, часть боковых путей была достроена в 1914-17 г.г. в связи с ожидаемым увеличением размеров движения поездов между Хийтолой и Элисенваарой после окончания строительства железнодорожной линии Петроград-Хийтола (современное Приозерское направление). Поскольку станция находилась в низине перед тяжёлым подъёмом в сторону Элисенваары, то для пополнения запасов воды на паровозах в случае такой необходимости, на станции существовал пункт водоснабжения. На схеме 1923 г. он обозначен буквой W. Кроме того, к станции Алхо относился пост примыкания подъездной ветки гравийного карьера Мустола. Построили эту ветку в 1907-08 г.г., длина её составляла 1,5 км, а точка примыкания к главному пути перегона находилась на расстоянии 2050 м от оси станционного здания в сторону Хийтолы. Первое время дела предприятия шли хорошо. Известно, что в 1912 году площадь гранитных разработок была расширена. Добыча стройматериалов продолжалась в Мустола и в 1920-х г.г. Однако, дальнейшая судьба карьера неизвестна. Возможно, его деятельность прекратилась после окончания Зимней войны 1939-40 г.г.

Первый вокзал Алхо (1893-1940 г.г.).
Первый вокзал Алхо (1893-1940 г.г.).

Первое вокзальное здание на станции Алхо построили в год открытия движения поездов – 1893, по проекту архитектора Кнута Нюландера. Оно простояло до 1940 года, когда было сожжено при отступлении финских войск.

Второй вокзал Алхо (1942-1944 г.г.). Фото:
Второй вокзал Алхо (1942-1944 г.г.). Фото:

В 1942-43 г.г. на станции возвели новый вокзал, но и ему не пришлось долго здесь простоять. После окончания войны советские железнодорожники перевезли это здание на соседнюю станцию Элисенваара, сильно пострадавшую при бомбардировке в июне 1944 года. Там оно продолжает использоваться по своему назначению до сих пор, а с 1993 года об этом событии напоминает мемориальная табличка, укреплённая на одной из наружных стен. В Алхо же, после удаления вокзального здания, для нужд станционных работников и пассажиров был приспособлен бывший товарный пакгауз. Он сохранился до настоящего времени, но в последние годы используется только как жилой дом.

В советское время число станционных путей в Алхо сократилось до двух, также остался нетронутым и лесопогрузочный тупик. А подъездной путь к бывшему карьеру Мустола был разобран за ненадобностью, и сейчас по части его насыпи проходит полузаросшая лесная дорога. Сама станция оказалась на долгие десятилетия в пограничной зоне, и по этой причине количество пассажиров здесь всегда было минимальным. Возможно, именно безлюдье местности позволило обойтись без человеческих жертв во время крушения грузового и пригородного поездов, случившегося на станции Алхо много лет назад. Вот что вспоминает о нём железнодорожник из Выборга Владимир Шефер:

Дизель-поезд Д1-804 сообщением Элисенваара-Выборг прибывает на станцию Алхо. Фото: Тимо-Пекка Ланге, 25 июня 1991 г.
Дизель-поезд Д1-804 сообщением Элисенваара-Выборг прибывает на станцию Алхо. Фото: Тимо-Пекка Ланге, 25 июня 1991 г.

"Случился на этом разъезде неприятный инцидент примерно в середине 1980-х, зимой, в сильный мороз. Наш дизель-поезд, который шёл из Элисенваары в Выборг, прибыл на главный путь на скрещение с грузовым. А грузовой поезд должен был проследовать станцию Алхо по боковому пути без остановки, и ехать дальше на Элисенваару. Машинист грузового знал, что выбивает пригородный из графика, поэтому скорость держал на пределе. Когда у него произошёл сход в составе поезда, он не заметил, только увеличивал тягу, а разрыва тормозной магистрали и, как следствие, экстренного торможения не произошло. В конце концов, проходя входную стрелку станции Алхо, сошедший с рельс вагон, прыгавший прежде по шпалам, стал валиться набок, и потянул за собой всю остальную хвостовую часть состава. Сход вагонов оказался в сторону стоящего на главном пути у платформы пригородного, и все четыре его вагона сильно повредились до такой степени, что машинисту дизель-поезда Соколову оставалось только сливать воду в прямом смысле, поскольку дальше следовать он не мог. К тому же обе стрелки в Алхо были повреждены, а передняя часть грузового остановилась только за выходной стрелкой в сторону Элисенваары.

В конце 1990-х г.г. из-за существенного уменьшения размеров движения поездов по участку Хийтола-Элисенваара-Сортавала эксплуатация разъезда в Алхо была признана нерентабельной, и станцию закрыли. Бывший вокзал приспособили под жильё, а боковой путь и стрелочные переводы разобрали. Осталась только платформа, у которой останавливаются пассажирские и пригородные поезда.

Алхо. Здание вокзала. Фото: С. Погодин, осень 1998 г.
Алхо. Здание вокзала. Фото: С. Погодин, осень 1998 г.

Буквально через несколько лет в непосредственной близости от ликвидированной станции Алхо открылся новый гранитный карьер. Для вывоза продукции на его территорию был протянут подъездной путь. Стабильно малые размеры движения поездов на участке Хийтола-Элисенваара позволили обойтись без возобновления деятельности станции Алхо в полном объёме. Боковой путь восстанавливать не стали, поэтому разъехаться двум поездам встречных направлений здесь по-прежнему невозможно. Примыкание карьерной ветки к единственному станционному пути организовано в нечётной горловине, со стороны Хийтолы.

Продолжение следует