В Минераловодском городском округе, словно застывший миг истории, возвышается гора Кинжал. Свое имя она получила за дерзкий, устремленный ввысь силуэт, напоминавший острие клинка.
До середины прошлого века Кинжал гордо пронзал небо, словно кинжал, брошенный в вечность.
Теперь же это скорее скромный холм, приютившийся на перепутье дорог, тихий свидетель былой славы.
Версия №1: Эхо трагедий в небе
В народе бытует мрачная легенда: Кинжал был обречен на взрыв из-за двух авиакатастроф, чьи тени навсегда легли на эту землю. Говорят, гора стала невольной виновницей этих трагедий.
31 декабря 1961 года ИЛ-18 Армянской авиагруппы, летевший из Внуково в Ереван, встретил свою судьбу здесь. Экипаж самолета выполнял внеплановый рейс. Непогода закрыла аэропорт Еревана, и борт был направлен в Минеральные Воды.
Каким-то непостижимым образом в салоне ИЛ-18, рассчитанного на 84 пассажира, оказалось 110 человек. Двадцать шесть из них вынуждены были стоять или сидеть на чемоданах, словно заложники перегруженного рейса. Эта аномальная перегрузка роковым образом повлияла на центровку самолета, сместив центр тяжести к хвосту, превысив допустимые значения на 1%.
В 17:50 перегруженный ИЛ-18 начал заход на посадку со стороны села Канглы. Зимнее небо над Минеральными Водами в тот день было неприветливым: низкая 10-балльная облачность окутала аэропорт, слабый снег пеленой застилал землю. Не сумев визуально обнаружить взлетно-посадочную полосу, пилоты приняли решение уйти на второй круг. Самолет находился на высоте 90 метров.
В роковом развороте пилоты, по необъяснимой причине, не стали набирать высоту. Эта ошибка стала фатальной: в 17:58 самолет рухнул на землю в трех километрах от аэропорта, вспыхнув ярким пламенем.
В этой страшной катастрофе погибли тридцать человек, в том числе двое членов экипажа.
Вторая трагедия разыгралась 15 февраля 1977 года. ИЛ-18В Аэрофлота выполнял рейс Ташкент-Нукус-Минеральные Воды. На борту находились 92 пассажира, среди которых было четверо детей. Снова плохая видимость, решение уйти на второй круг и смертельный удар о землю. Ошибка пилотов унесла жизни 76 пассажиров, включая троих детей.
Многие жители Минеральных Вод убеждены: именно из-за того, что Кинжал создавал помехи при заходе на посадку, гора была жестоко "подрезана", лишившись своей былой остроты.
Версия №2: Камнедобыча. Проза жизни
Существует и другая, более приземленная версия уничтожения горы Кинжал.
В 1949 году у подножия горы начали поиски урана. Уран не был найден, но рабочие обнаружили нечто более ценное – камень исключительного качества. В послевоенное время, когда страна восстанавливалась из руин, этот камень был необходим для строительства. В 1952 году у подножия Кинжала возник карьер, оснащенный всей необходимой техникой: самосвалами, камнедробилками, экскаваторами. Несмотря на то, что Кинжал был объявлен памятником природы, это не спасло его от разрушения.
Осенью 1964 года, когда запасы дефицитного щебня истощились, было принято решение взорвать гору. По словам очевидцев, взрывная волна была такой силы, что в радиусе двух километров в домах появились трещины. После взрыва из карьера было вывезено еще 50 тонн щебня.
Сегодня добыча на горе прекращена, а запасы полезных ископаемых практически исчерпаны.
Всем удачи!