Найти в Дзене
Анатолий Лизунов

История про тузика и грелку в реалиях современной российской экономики

Оглавление

Самыми большими препятствиями для экономики РФ стали, растянувшиеся на целых три года, фрагментация торговли на международном рынке, инфляции, санкции и многое другое, с чем Россия не сталкивалась в таком объеме со времен девяностых. Не удивительно, что с таким положением в стране, каждое экономическое ведомство в стране пытается безрезультатно решить собственные проблемы, зачастую не просто не помогая, а иной раз мешая друг другу.

Что вообще происходит с финансами страны?

Самым показательным моментом расхождение мнений в экономической сфере, стало высказывание Дмитрия Пьянова, что без устойчивого снижения деловой активности, цели ЦентроБанка, связанные с инфляцией в 4% и прогнозируемого в дальнейшем роста ден в диапазоне от 4% до 5%, считается невозможным. В это же время глава ЦБ считает, что ни высокой инфляции, ни рецессии попросту нет, а решать проблему с инфляцией нужно немедленно, так как вынужденное повышение ключевой ставки хоть и помогает предотвратить падение экономики РФ в дефляционную спираль, но делает ее весьма неустойчивой.

Более того, не стоит оставлять без внимания тот факт, что на данный момент ЦБ и Кабмин, говоря простыми словами, находятся по разные стороны баррикад. Это связано с тем, что Банк России требует от Минфина увеличения финансов, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на бюджет. В это же время ведомство активно борется за льготные программы кредитования и стимулирует разгон бюджетного импульса. Это становится одной из причин, почему ключевая ставка остается достаточно высокой. В конечном счете, цель по нулевому бюджетному дефициту превращается в пустышку, из-за которой вынужденной мерой становится индексация налогов и тарифов для населения и бизнеса.

-2

При этом “убить двух зайцев”, победив инфляцию и получив бездефицитный бюджет, не получится.

С одной стороны, позиции сторон достаточно понятны. ЦБ хочет к 2026 году стабилизировать инфляции до 4%. При этом возможный прирост корпоративных банкротств на территории РФ, у которого есть все шансы вырасти в десятки, если не больше, раз, его не волнует, потому что “во благо экономики”.

Еще одна проблема - рубль. Тут, конечно, причины весьма понятны. одна из них это санкции, которые оказывают значительное давление на экспорт. Прибавим сюда рост цен на параллельный импорт, и прогнозы экономистов, что в перспективе рубль снова может упасть на 15-20%, уже не кажутся такими нереальными. Это происходит потому, что поступление валюты, несмотря на активный спрос со стороны экспортных компаний-поставщиков, в Россию стало значительно меньше, из-за чего появляется потребность в использовании рубля для обхода санкций. К ЦБ вопросов, конечно нет. Кроме того, что в 2025 году ожидается падение реальных заработных плат, за которые отвечать они не хотят.

-3

Более того, противостояние регулятора и инфляции может привести к тому, что высокая ставка в дальнейшем будет сильно мешать бизнесу. Хотя, несмотря на рекордно высокую ставку, кредит, ориентированный на простого потребителя, начал падать в спросе только к октябрю-ноябрю 2024 года.

Не стоит забывать и про расходы на оборону, и про госдолг, на раздувание которого требуется огромное количество средств - а именно 2.3 трлн рублей от федерального бюджета. Поэтому к 2025 году стоит ожидать резкой нехватки бюджета, который по предварительным данным может достичь 2.18 трлн рублей.

Теперь, если подумать, создается впечатление, что как для ЦБ, так и для Минфина нужно отыскать “точку оптимума”, чтобы иметь возможность грамотного планирования своей деятельности для достижение целей не только собственных, но и стратегических важных для страны.

-4

Не стоит исключать из внимания то, что большая часть банков РФ находятся под контролем у государства, у которого также находится контрольный пакет акций. Поэтому, когда мы начинаем вести разговор про Сбербанк, Газпромбанк, ВТб и др, предпочитая называть их, как частные кредитные организации, мы позволяем себя немного лукавства. Однако именно они являются крупнейшими бенефициарами, которые, по сравнению со смехотворными максимальными 15% прибыльности банков США, приносили прибыли аж в 23%.

-5

И как в таком случае нам поступать?

До 2014 года, когда сразу же начались и СВО, и санкции, система разделения власти в экономической сфере, работала идеально и имела традиционный характер. несмотря на это, в 2022-23 годах у ЦБ все еще получалось эффективно контролировать инфляцию, финансовый рынок и макропруденциальную политику. Однако СВО все равно кардинально поменял финансовые приоритеты, перетянув на себя практически все внимание финансовых властей. Россию практически полностью ограничили в доступе на мировом рынке. Если до этого государство ориентировалось на то, чтобы гармонично развиваться в мировой системе финансов, то теперь ее ориентиры поменялись. Из-за это все ведомства принялись конкурировать между собой .

К середине 2023 года санкции стали оказывать более эффективное давление, из-за чего дефицит бюджета только продолжал расти, а цели ключевых акторов экономики РФ максимально отдалились друг от друга. Сниженная ставка нужна и для бюджета, и для экономики, но мешает победе над инфляцией.

-6

Вообще, говоря на чистоту, нет жесткой необходимости побеждать инфляцию в ущерб экономики. Никому не нужны компании-банкроты в ситуации, когда единственными финансово-крепкими участниками этой финансовой игры окажутся компании-получатели льготных ставок по кредитам. Что опять же только поможет инфляции расти… какой-то замкнутый круг получается.

Кто должен решать эти вопросы? Неизвестно. Мы знаем только то, что исправлять ситуацию надо как можно скорее, иначе в ближайшем десятилетии резервов у страны может не остаться.