Найти в Дзене
АвТОгус

Анн-Сесиль Итье – забытая королева автоспорта

Ревнивые соперники называли её «соблазнительницей». Устроители гонок лезли из кожи вон, чтобы не допустить её и её автомобили на трассу. Но она с упорством, которому позавидовал бы любой мужчина, продолжала приезжать на гонки и соревноваться не в потешных женских лигах.

Правда, виновником того, что она села за руль спортивного автомобиля, всё-таки был мужчина. У француженки был довольно странный путь в автогонках. Впервые она решила попробовать себя в скорости уже в зрелом возрасте. Только что пережив тяжёлый развод, к 31 году, видимо, разочаровавшись в размеренной жизни матроны, она приняла участие в своей первой гонке в 1921 году.

Она не произвела сенсации, поэтому продолжила тренировки и к 1926 году выставилась на шоссейную гонку Париж–По, где финишировала второй.

До конца 1920-х годов она занималась альпинизмом и ралли, оттачивая своё мастерство. Управлять самолётом она научилась раньше, чем села за руль машины. В 1928 году она выиграла Гран-при Бордо за рулём веломобиля Sima-Violet. Затем последовало ралли Женевы в Монлери, которое также завершилось победой. Итье всегда умела проявлять свой характер. Она заняла первое место на подъёме на холм Ла-Мотт-Сен-Эрард на Bugatti T37, побив при этом рекорд. Тем самым она заявила о себе как о женщине, с которой нельзя не считаться.

Будучи состоятельной женщиной, она приобрела шикарную квартиру в саду Тюильри в Париже и дом на курорте к югу от Бордо. Машины она тоже покупала без труда.

Самым любимым гоночным автомобилем для неё долгое время оставался французский Bugatti. Лучшим выбором, по её мнению, стал четырёхцилиндровый Bugatti Type 37A с наддувом. Она финишировала седьмой на Гран-при Туниса, четвёртой на автодроме Дофина и, наконец, заняла третье место на Гран-при Марны, завоевав подиум.

В 1932 году она одержала свою первую победу.

Тогда Итье купила 1500-кубовый Type 51A, автомобиль, на котором она сделала себе имя. На нём ей сразу улыбнулась удача: она стала первой в гонке на подъём на холм Фарэ.

На крупных гонках, таких как Гран-при Пикардии, Нюрбургринга и Гран-при Берна, она неизменно оказывалась в числе лидеров — не обязательно побеждая, но постоянно попадала в десятку лучших среди множества участников-мужчин.

Её заметили. Например, журнал Motor Sport восхвалял её за то, что она сумела сделать себе имя, опережая многих мужчин.

Итье отличали спокойная, почти неторопливая манера вождения. Говорили, что она вела машину так, будто отправилась на загородную прогулку.

Когда она купила второй T51 с 2,3-литровым двигателем, ей предложили доказать, что она не уступает своим соперникам. Ей предстояло посоревноваться на трассе в Монлери с монопланом Potez 43, которым управлял Жорж Детр. Они стартовали пять раз, и самолёт выиграл у неё всего 1,2 секунды, зато Итье установила новый рекорд скорости на круге — 176,42 км/ч.

К концу 1930-х годов её гоночная карьера пошла на спад. Она даже собиралась продать свои автомобили, но в 1937 году участвовала в трёх гоночных соревнованиях, заняв четвёртое место в общем зачёте и первое место в своём классе на Гран-при независимых пилотов.

Казалось бы, возраст диктовал прекратить карьеру, но это случилось лишь в 1958 году. Итье покинула автоспорт, приняв участие в пяти гонках «24 часа Ле-Мана».

Анна-Сесиль Итье скончалась в Каннах в 1980 году. Эта великая женщина, чьи достижения на гонках сегодня мало кто помнит, оставила яркий след в истории автоспорта.