Найти в Дзене

«В Одессе меня со спины узнают»: Роман Карцев считал себя одесситом

Оглавление

Вспоминая любимого актера. Сегодня день рождения Романа Карцева.

В 2010 году я проводила отпуск в Одессе и случайно встретилась там с Романом Карцевым. Поговорили с народным артистом России об одесситах и Петербурге, о юморе и кино, о гастролях и публике.

Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов
Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов

Подарок от Одессы

- Роман Андреевич, еду по Одессе на трамвае, а незнакомые люди, узнав, что я из России, рассказывают мне о вас: «Карцев теперь у нас живет, не в Москве! Ему на юбилей квартиру подарили».

- Правильно говорят! Я на самом деле вернулся домой. 30 лет живу в Москве, но все равно считаю себя одесситом. Каждый год приезжал сюда на «Юморину» и в круизах участвовал. Так что Одессу я никогда не терял. А теперь официально здесь живу. Город подарил мне в прошлом году на 70-летие двухкомнатную квартиру. Такое счастье! Могу приезжать сюда, когда хочу, и отдыхать. Мои дети и внуки могут приезжать, они же не знают Одессу, все выросли в Москве. Дочка приехала, сделала ремонт. По-моему, никто из горожан не осудил власти за такой подарок мне.

- Вы почетный гражданин города?

- Нет, вот Жванецкий – почетный. Это звание не так-то просто получить. Сложнее, чем квартиру. Я бы хотел иметь украинское гражданство, ведь я здесь родился, но тоже сложно.

- Зато у вас есть звание «Легенда Одессы»! Как вы ходите по городу, вас ведь каждый знает?!

- Все здороваются. Желают здоровья. Кто-то спросит, как дела, что нового. В Одессе даже незнакомые люди могут остановить любого прохожего, не только меня. Они могут подойти к вам, спросить: «Что такая грустная?» или: «Над чем хохочешь?» И начнут свое рассказывать. Здесь такой народ, очень общительный.

- Вы член Всемирного клуба одесситов. В мире несколько таких клубов, посещаете ли вы их?

- Нет, только одесский. Теплое место. И люди там теплые. Я им недавно часа полтора читал свои рассказы. Собрались одесские литераторы и очень хорошо принимали. Я почти всех знаю с детства. Говорят, в Петербурге тоже появился клуб, там почетный председатель - Юрий Стоянов. Зайду, когда буду у вас.

Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов
Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов

Моя публика

- У вас по-прежнему насыщенная гастрольная жизнь?

- Насыщенной сейчас ни у кого из артистов нет. Разве что у попсы, у мальчиков, на которых ходят 14-15-летние девочки. Да я и не переживаю. Теперь еду только туда, куда мне хочется.

Очень люблю Украину, в любое время дня и ночи могу туда отправиться, в любой город – большой или совсем маленький. Теперь реже бываю в Прибалтике, в Сибири. У меня сейчас такой возраст, что еду в Америку, в Германию, Австралию, чтобы просто повидаться с родственниками, друзьями и заодно выступить. Зато на концерты приходит моя публика. Люди знают, на что идут. Стоя аплодируют, кричат: «Спасибо!» Они соскучились по хорошему юмору, по нормальному слову. По телевизору сейчас совсем другой юмор. Понятно, что жизнь изменилась, и артисты шутят так, как, видимо, хочется публике. Но на меня, на Жванецкого ходит другой зритель, наш.

Любимый Ленинград

- Часто бываю в Ленинграде. Это второй город моей жизни. Питер я обожаю. У меня появился там друг, который вытаскивает меня на концерты. Он уже думает о вечере памяти Аркадия Райкина – в следующем году исполнится 100 лет со дня его рождения.

Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов
Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов

- Какие у вас воспоминания о Петербурге?

- Много воспоминаний – и веселых, и грустных. Девушки, на которых чуть не женился. Друзья, которых уже нет в живых или уехали из города. Помню, как мы шли с одним ленинградцем по Невскому, и он рассказывал историю буквально каждого дома!

Я приехал в Питер в 22 года из Одессы. До этого никуда не выезжал. Только с родителями в Молдавии сбивал ящики под виноград и больше нигде не был. И вдруг Ленинград, «королевский» театр миниатюр Аркадия Райкина! Очень трудно объяснить, что это для меня было…

Скажу, может быть, грубо: мы нахватались там культуры. Эрмитаж, я уже не говорю о театрах! Товстоногова, Акимова, Пушкинский… Мы смотрели все спектакли и всегда дружили с драматическими артистами (до сих пор дружу с Сережей Юрским), все нас знали, любили, приглашали выступать у них после премьер. Потому что мы с Витей и Мишей отличались от всех. Я абсолютно уверен, что никто никогда не повторит тот юмор.

В театре Райкина играли интеллигентные люди. Не дай бог, от тебя спиртным пахнет – Райкин сразу выгонит! Семь лет работы с ним – большая школа, это, можно сказать, два института. Очень профессиональный театр и довольно жесткий. Райкин не учил артистов. Выходи и играй, не можешь – уходи. Ездили на гастроли в соцстраны, играли с Витей миниатюры на венгерском, румынском, чешском. Такое не повторится.

Когда я приезжаю в Питер, на концерт приходят актрисы, работавшие в театре Райкина – Мила Гвоздикова, которую я привел в театр, Наташа Соловьева. Видимся с Альтовым, уважаем друг друга, творчески мы очень близки. Я считаю его после Жванецкого писателем-юмористом номер два.

- А самые любимые места?

- Там все места у меня любимые. Центр города, конечно. Я, когда приезжаю в Питер, обязательно останавливаюсь в гостинице «Октябрьская». Привык! Близко вокзал, БКЗ. Приехал, костюмчик взял – и пошел, выступил, никто тебя не везет. Обязательно пройдусь пешком от Московского вокзала до Дворцовой. Когда есть время, еду в Петергоф, Царское Село.

Импровизации на бумаге и в кино

- Что-нибудь пишете сейчас?

- Я написал две книги. В 2001 году в издательстве «Вагриус» вышла моя автобиографическая книга «Малой, Сухой и Писатель». Это о нашей троице – Викторе Ильченко, Михаиле Жванецком и обо мне. Писать начал случайно, никогда этим не занимался. Быть рядом со Жванецким и самому писать – кощунство. Но однажды во время длительного полета из Австралии я написал воспоминания о Вите, примерно на 20 листов. В редакции прочитали и попросили написать о Райкине… Так и пошло. А года два назад в Одессе вышла книга уже с моими рассказами, миниатюрами, монологами.

Есть время – пишу. В продажу ничего не даю, не хочу, чтобы моя книга валялась на вокзалах. Только на моих концертах ее продают. Публика, которая пришла на меня, книгу купит и прочитает.

Скоро должна выйти антология одесского юмора, в нее войдет и моя книга «Родился я в Одессе», я добавил туда новые рассказы. Правда, редакторы решили изменить название на «Приснился мне Чаплин». У меня есть такой рассказ. Чарли Чаплин там грустный, а одесситы веселые, смешные. Я его вожу по Одессе, никто не узнает короля юмора.

Фото автора
Фото автора

- Пишется легко?

- Когда пишу – легко. Я же не писатель, у меня нет плана – с чего начну, чем закончу. Появится тема, например, муж и жена разводятся, и пишу. Пишу – как импровизирую на сцене. Все получается спонтанно. Я артист, импровизирующий на бумаге. 50 лет быть рядом со Жванецким – можно уже научиться писать! (Хохочет). Хотя мы совершенно разные: он глубокий, философ, а я «бытовик», у меня бытовые вещи, но есть очень приличные…

- После фильма режиссера Владимира Аленикова «Улыбка бога, или Чисто одесская история», где вы блестяще сыграли одесского портного, еще в кино снимались?

- У Говорухина «…В стиле jazz». Скоро фильм пойдет в кинотеатрах. Говорухин позвонил: «Хочешь сниматься?» - «Да». – «Ну напиши себе текст, ты же писатель». Написал. У меня там эпизод – таксист возит по Одессе героя. Правда, он не все взял. Но получилось смешно. Я был на премьере в Одессе, люди смеются. Ну, в Одессе меня со спины узнают. Но, во всяком случае, мне за этот эпизод не стыдно. Снимаюсь там, где хочется, все-таки я не киноартист. У Бортко играл в двух фильмах, у Рязанова – в трех, в двух – у Аленикова. Я театральный артист, больше люблю театр.

Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов
Роман Карцев. Фото: Владимир Бертов

Самые известные фильмы, в которых снимался Роман Карцев:

«Собачье сердце», «Биндюжник и король», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Мастер и Маргарита».

Это рассказал режиссер Владимир Бортко:

- Когда я первый раз увидел игру Романа Карцева - хохотал до слез. Я очень рад, что в свое время смог предложить ему роль, которая, по-моему, очень подошла Карцеву. Мы познакомились на съемочной площадке художественного телефильма «Собачье сердце». В ту же минуту, как только увидел его, сразу понял: он актер по призванию.

Позже наши творческие пути пересекались при создании «Мастера и Маргариты», и, признаюсь, я бы с удовольствием поработал с Романом Карцевым еще много-много раз, потому что от работы с этим артистом получаю истинное удовольствие.

Как говорят: на актера нигде не учат, им надо родиться. В случае с Карцевым так оно и есть: у этого человека актерский дар от природы, и с этим не поспоришь.

R.I.Р. Роман Карцев умер в Москве в 2018 году в возрасте 79 лет. Прощание с актером прошло в Центральном доме литераторов. Похоронен на Аллее актеров Троекуровского кладбища.

Читайте также:

Светлана Крючкова: «Вообще я мечтательница, фантазерка и романтик»