Найти в Дзене

Встреча одиноких душ."Вам и не снилось" (1980)

Восьмая статья цикла "Школьная любовь в советском кино" (первая статья служит введением, вторая носит общий и обзорный характер) Режиссёр: Илья Фрэз. Сценарий: Галина Щербакова (повесть), Илья Фрэз. В ролях: Никита Михайловский, Татьяна Аксюта, Лидия Федосеева-Шукшина, Ирина Мирошниченко, Елена Соловей, Альберт Филозов и др. "Любовь, которой они делятся друг с другом, трогает их самих и лечит их детские раны, о существовании которых они даже не подозревали". Харвилл Хендрикс и Хелен Хант Фильм Ильи Фрэза по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» вызвал большой резонанс и мгновенно стал популярным, породив всплеск интереса к подростково-молодёжной тематике. Что, на первый взгляд, довольно странно: ведь до этого уже были «Дикая собака Динго», «Сто дней после детства», «Розыгрыш» и другие замечательные картины о радостях и горестях подростковой жизни. Вряд ли в 1980-м году в этой теме ещё можно было открыть нечто принципиально новое, тем более что сексуальная ре

Восьмая статья цикла "Школьная любовь в советском кино" (первая статья служит введением, вторая носит общий и обзорный характер)

Режиссёр: Илья Фрэз. Сценарий: Галина Щербакова (повесть), Илья Фрэз. В ролях: Никита Михайловский, Татьяна Аксюта, Лидия Федосеева-Шукшина, Ирина Мирошниченко, Елена Соловей, Альберт Филозов и др.

"Любовь, которой они делятся друг с другом, трогает их самих и лечит их детские раны, о существовании которых они даже не подозревали". Харвилл Хендрикс и Хелен Хант

Герои фильма "Вам и не снилось": коллаж
Герои фильма "Вам и не снилось": коллаж

Фильм Ильи Фрэза по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» вызвал большой резонанс и мгновенно стал популярным, породив всплеск интереса к подростково-молодёжной тематике. Что, на первый взгляд, довольно странно: ведь до этого уже были «Дикая собака Динго», «Сто дней после детства», «Розыгрыш» и другие замечательные картины о радостях и горестях подростковой жизни. Вряд ли в 1980-м году в этой теме ещё можно было открыть нечто принципиально новое, тем более что сексуальная революция осталась позади, и чистота и невинность первых серьёзных отношений уже никого не трогали и не интересовали: все запретные плоды были собраны.

Татьяна Пельтцер в роли бабушки Романа
Татьяна Пельтцер в роли бабушки Романа

Однако здесь нужно принять во внимание два принципиально важных момента. Во-первых, заканчивалась эпоха застоя, спёртый воздух которой до чёртиков надоел советским людям, и они всей душой рвались к иному – куда-то туда, где можно следовать своим желаниям, читать, говорить и делать то, что хочешь, а не то, что установлено кем-то извне. Во-вторых, юношеская любовь ещё никогда не показывалась в аспекте внешних препятствий к её развитию: до сих пор в стране победившего социализма любые ограничения личностной реализации воспринимались как нечто старорежимное – что-то такое, с чем, как с сословными предрассудками и устаревшими традициями, было покончено ещё в 1917 году (разумеется, ограничения, налагаемые государственной идеологией, в счёт не шли, и на любой дискурс на эту тему существовало жесточайшее табу). С такими данными уже не приходится удивляться, что картина об отношениях мальчика и девочки, чьи нежные чувства находились под постоянным давлением со стороны лиц, заинтересованных в их разрушении, стала культовой в предперестроечном обществе. Можно даже рискнуть утверждать, что этот фильм стал выпадом против ненавистной социальной системы, надёжно спрятанным в подростковой мелодраме.

Лидия Федосеева-Шукшина в роли матери Романа
Лидия Федосеева-Шукшина в роли матери Романа

Но всё-таки это лежит на поверхности. В «Вам и не снилось» есть более глубокий слой, на который не все обращают внимание и в котором, по-моему, таится суть этой вещи. Чтобы раскопать его, для начала присмотримся к родителям героев. Об их семейной жизни в фильме говорится весьма скупо, но констатировать очевидное и делать более или менее достоверные предположения мы можем. Мать Романа, Вера Васильевна Лавочкина (в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной) – женщина самолюбивая, волевая и энергичная, полностью подчинившая себе слабовольного и болезненного мужа Костю (в исполнении Альберта Филозова). Отношения Веры Васильевны с шестнадцатилетним Романом позволяют предположить, что она ему не родная мать (несмотря на то, что в повести Щербаковой это не так), и сему предположению способствуют полное отсутствие портретного сходства персонажей и любвеобильная натура Константина, до сих пор хранящего верность своей первой любви. Весьма вероятно, что у отца Ромы, как и у Людмилы, матери Кати, это второй брак, и их выросшие дети – плоды первого супружества. В свете этой версии становится понятным, почему Вера Васильевна так упорно и яростно хочет разрушить связь Ромы и Кати: не о Романе она печётся, а о своём самолюбии, которому не даёт покоя мысль, что её тихоня-муж до сих пор лелеет в своём сердце воспоминание о юношеском увлечении.

Евгений Герасимов и Ирина Мирошниченко в ролях отчима и матери Кати
Евгений Герасимов и Ирина Мирошниченко в ролях отчима и матери Кати

Что же касается бывшей Костиной возлюбленной Людмилы Сергеевны (в исполнении Ирины Мирошниченко), то она, бесспорно, любит свою дочь Катю и желает ей счастья, но на первом месте у неё стоит личная жизнь и отношения с новым супругом (который, по всей видимости, значительно её моложе). Этот самый новый супруг, Володя (роль Евгения Герасимова) хорошо относится к падчерице, однако вряд ли может заменить ей отца, и максимум, на что он способен, – быть ей добрым другом.

Никита Михайловский в роли Романа
Никита Михайловский в роли Романа

Перипетии жизни родителей многое объясняют в поведении детей. Важнейшие черты Ромкиного характера – чувствительность, ранимость, глубокая потребность в душевной близости – видны невооружённым глазом и даже читаются на лице исполнителя роли Никиты Михайловского. Но в этом и проблема героя: без материнской ласки и душевного тепла (которых от Веры Васильевны ждать, увы, не приходится) ему неуютно, холодно и одиноко в собственной семье, и он поневоле ищет удовлетворения этих потребностей вне дома. А тут в классе появляется новенькая, только что переехавшая с матерью в их новостроечный район, и эта новенькая такая же, как и он – хрупкая, ранимая, нуждающаяся в душевной близости и поддержке.

Татьяна Аксюта в роли Кати
Татьяна Аксюта в роли Кати

Катя, которую играет Татьяна Аксюта, по своему характеру очень нуждается в отце, который мог бы дать ей мужскую заботу, поддержку и помощь, защитить от опасной и непредсказуемой жизни, и она, видимо, глубоко страдает из-за развода матери (хотя, скорее всего, сама этого не сознаёт). Она ищет, как выражаются психоаналитики, замещения фигуры отца – и находит его в Романе, готовом взять на себя мужские функции взамен на душевные близость и тепло. Их повлекло друг к другу сходство не столько характеров, сколько душевных ран, вызванных отказом их близких удовлетворять их естественные и насущные внутренние потребности. Две одинокие и неустроенные юные души встретились, узнали друг друга и крепко обнялись, поклявшись не разлучаться. В этих объятиях их внутренняя боль утихала и постепенно излечивалась, но кроме того, возникало какое-то незнакомое и удивительное чувство, восхищавшее их неопытные души и открывавшее им огромный новый мир. По сравнению с этим любые препоны, мешавшие им быть вместе, – это такие пустяки…

-7

Приходится признать, что отношения Ромы и Кати трудно уложить в нашу типологию. Что это – любовь-симбиоз, любовь-болезнь или любовь-дружба? Может быть, то, и другое, и третье вместе? Но это вряд ли возможно, все три типа не могут совмещаться одновременно. Похоже, здесь мы имеем редкий случай совмещения первых двух типов – симбиоза и болезни. Симбиоз как максимальное совпадение двух душ обычно обеспечивает беспроблемное существование, не отягощённое никакими страданиями, неудовлетворёнными желаниями и т. п. Но в этом случае две совпавшие души имели сходные раны, унаследованные ими от прежней одинокой жизни, и излечение этих ран требовало некоторого периода времени, определяемого, конечно же, как болезнь. Поэтому любовь Ромы и Кати можно назвать симбиотическими отношениями, осложнёнными необходимостью душевного врачевания. Такого в кино ещё не показывали, и именно поэтому фильм Ильи Фрэза стоит особняком в соответствующей фильмографии. Следует отметить при этом, что именно состояние душ героев, требующее интенсивного лечения, является основным смыслом данного послания, и картину можно было бы назвать переломной, если бы эта тема получила дальнейшее развитие в искусстве – чего, к сожалению, не случилось (не считая отдельных исключений вроде «Похороните меня за плинтусом»). Поэтому любимый многими кинофильм «Вам и не снилось» остаётся трогательной историей двух юных душ, нашедших друг друга в большом равнодушном мире, почувствовавших родственность друг другу и соединившихся несмотря ни на что.

-8
-9

Другие фильмы для разбора: "А если это любовь?" 1961 г., "Дикая собака Динго" 1962 г., "Доживём до понедельника" 1968 г., "Сто дней после детства" 1975 г., "В моей смерти прошу винить Клаву К." 1979 г., "Чучело" 1983 г.