Найти в Дзене
KinoGeek

Рецензия на фильм "Верни её из мёртвых" - ещё один хоррор А24 о скорби и превозмозгании травмы

А24, флагман авторского экспериментального кино в сегодняшней индустрии, открывают нам всё больше новых имён, что точно будут ассоциироваться с жанровыми взлётами уже через каких-то десять или двадцать лет. Одни из таких - австралийские братья-режиссёры Дэнни и Майкл Филиппу, чей "Два, три, демон приди" всполошил публику всего каких-то два года назад: дуэт постановщиков проапгрейдил заметно изъезженную концепцию про столкновение наивных американских подростков со злыми духами из загробного мира. Братья зацепились за поток хоррор-жанра, а следующая их работа - не менее броская картина, видоизменяющая привычные жанровые тропы. Или не совсем? Так или иначе, у "Верни её из мёртвых" определённо есть шансы на взятие зрительского успеха, невзирая на все нижеописанные претензии, относящиеся не столько к именам братьев, сколько к нынешней тенденции самой А24

На пороге второй истории режиссёров вновь оказываются аутсайдеры - на сей раз не самомнительные подростки, намеренные покрасоваться перед крутыми ровесниками, а кроткие родственники, потерявшие отца в результате несчастного случая. Семнадцатилетний Энди (Билли Бэррэтт) хочет стать опекуном для своей незрячей младшей сестры Пайпер (Сора Вон), но вот незадача: до совершеннолетия осталось всего три месяца, а испытательный срок парень должен выдержать у весьма странной женщины по имени Лора (Салли Хокинс), подозрительно лелеющей как новых подопечных, так и другого ребёнка в доме, мальчика Оливера, то ли немого, то ли запуганного чем-то неизведанным. Разумеется, раздутый пузырь из недоверия и вспыльчивых ссор на почве страха рано или поздно лопнет, и тайна Лоры вырвется наружу: тайна, что каким-то образом связана с гибелью её горячо любимой дочери в бассейне на заднем дворе дома

-2

"Два, три, демон приди", дебютный проект братьев Филиппу, откровенно разговаривал на тему смерти, её принятия и коммуникации с окружающими на почве животного страха и паники. Сложно сказать, больная ли это тема конкретно для дуэта постановщиков, но и "Верни её из мёртвых" тоже проходится катком по этой тропинке: героиня Салли Хокинс в картине тяжело горюет по погибшей дочери, пускай и не показывает эмоции на людях, старается вымещать материнские чувства на новых детях (не волнуйтесь, то лишь на первый взгляд) и пребывает в состоянии конфликта со своими желаниями. Идентичные чувства переживают и брат с сестрой: здесь и сходятся характеры товарищей по несчастью, кажется, что персонажей ждёт идиллия и гармония. И только позже хоррор-секвенция начинает всеобъемлюще проникать в ядро сюжета: как не сложно догадаться, большинство жанровых элементов напрямую связано со странным поведением ещё одного обитателя дома - неразговорчивого побритого мальчика, которого Лори называет своим биологическим сыном

-3

Вообще примечательно, как А24 переворачивает зрительское восприятие насчёт любимейших артистов, которых мы привыкли видеть в однотипных амплуа на протяжении долгих лет: "Маяк" Роберта Эггерса изобличал смазливый образ Роберта Паттинсона, "Все страхи Бо" Ари Астера выворачивали угрюмую гримасу на лице Хоакина Феникса, а "Еретик" превратил Хью Гранта из сентиментального семьянина в обезумевшего фанатика. В "Верни её из мёртвых" же по полной сияет Салли Хокинс, чей робкий и гуманный портрет окрашивается тёмными оттенками. Уже сейчас можно сказать, что вторая работа братьев Филиппу определённо станет для актрисы самой поворотной за карьеру: Хокинс вытворяет в ленте невероятное, она завораживает и отталкивает. Её героиня вызывает настолько неоднозначные и усреднённые чувства, что в какой-то степени Лору даже нельзя причислить к полноценному стану героев или злодеев: это не такая уж и диковинка для жанра, но всё ещё приятное дополнение

-4

В какой-то момент фантазии Лоры начнут давать сбой, и ирреальное будет прорываться в наш мир: здесь и вступят в ход загадочные видеокассеты с обрядами сектантов (говорящих на чистом русском - услада для ушей), странности в поведении маленького мальчика, голод которого не может утолить даже заботливая "мамочка", и подозрительное раболепие самой Лоры, сходящей с ума по слабовидящей Пайпер и периодически подставляющей Энди перед его сестрой по каким-то личным причинам (парня в фильме буллят буквально все кому не лень). Саспенс накаляется, напряжение нарастает, и в какой-то момент становится максимально очевидно, к какому исходу приведёт затягивание семейных конфликтов. Картина не исполняет оригинальные пируэты, а попросту следует за канонами идентичных хорроров на тему превозмогания эмоциональной травмы - прямо как дебют братьев, сюжетную тривиальность которого многие зрители списали на первую пробу пера

-5

Впрочем, если уж что в ленте и завораживает, так это её хоррор-наполнение: скрипучие звуки и фоновые завывающие композиции, загадочные символы (значение местных пентаграмм здесь, как и положено, раскроется лишь к развязке), неопрятный внешний вид Оливера, имитирующий то ли заражение, то ли одержимость, маниакальное поведение самой Лоры, сводящее с ума старшего брата, - все присущие жанру детали на месте, они никуда не делись. Но экстравагантность братьев Филиппу - в их умении балансировать меж реалистичными кошмарами и паранормальными явлениями, сбежавшими из постороннего измерения. Если уж так, то любой отрезок хоррора в картине напрямую отсылается к его сюжетному лейтмотиву - умению обретать внутреннюю гармонию и прощать себя за ошибки прошлого

-6

Поэтому и не удивительно, что выделяющаяся извилина "Верни её из мёртвых" - вовсе не старания братьев Филиппу (а постарались они напугать зрителя так чётко и синхронно, что то вызывает лишь безграничное уважение), а нынешняя тенденция самой А24 - студии, традиционно славившейся своим нетривиальным подходом к выстраиванию жанровых деконструкцией. Студия, чьи успехи были подкованы на зрительской усталости от репетативности хорроров и их избыточности, уже не в первый раз наступает на те грабли, которые старательно обходила на протяжении более чем десяти лет. На выходе - достаточно печальные эмоции: знакомый с хоррорами зритель попросту не разглядит в сюжетном ядре ленты те нарративные детали, которые для новичков старательно выложили братья-режиссёры

-7

Впрочем, было бы кощунством обозвать самих братьев формальными прозвищами: это уже никакие не ремесленники, а самые настоящие режиссёры, сформировавшие собственный, пускай пока и не столь самобытный и уникальный, авторский стиль. В отличие от дебюта, "Верни её из мёртвых" удаляется в камерную оболочку, ограничивается парочкой действующих в кадре лиц и продолжает гнуть заданную постановщиками тему: смерть, её принятие и способы морального восстановления. Но если в "Два, три, демон приди" главная героиня была готова шагнуть в неизвестную реальность, лишь бы вновь увидеть любимого человека и разделить с ним взаимные чувства, даже на парочку секунд, то в новой ленте трагедия медленно кружит над головами героев, сводит их с ума и сталкивает в схватке с иррациональным злом, не поддающемуся описанию и характеристике. Порцию стекла неосведомлённым зрителям режиссёры точно подбросят, в этом нет никаких сомнений: но неужели всех стараний самой А24 хватило лишь на это? Почему бы не попробовать что-то новое и экспериментальное - то, за что студия и боролась целое десятилетие? Стоит надеяться, что когда-нибудь мы получим ответ на этот вопрос

-8

Стараниями замечательной "Вольги", в российском прокате - с 29-го мая